Стадии социального позиционирования бизнеса

Как показывает мировой опыт, бизнес проходит несколько стадий позиционирования в обществе.

1. Стадия первоначального накопления капитала, «войны всех против всех», в которой побеждают «сильные личности», когда главными проблемами являются удержание и расширение захваченного, когда победители претендуют (по праву сильнейшего) на распоряжение ресурсами, управление более слабыми, на льготы, преференции и …уважение общества. Но люди-то знают, как победители добивались своих побед. И поэтому общество «почему-то» не проявляет ожидаемого ими уважения.

2. Стадия самооправдания бизнеса перед обществом. Собственникам надо, чтобы их признавали как собсвенников, считались с их правами. Уважали. Поэтому на этой стадии развивается спонсорство, патронаж, благотворительность, предпринимаются попытки разъяснения целей бизнеса, перспектив его развития. Но зачастую это не приводит к однозначному улучшению общественного мнения, имиджа и репутации, а скорее способствует неадекватному расходованию средств, снижению капитализации, недовольству акционеров, инвесторов и т.д. Зреет понимание, что дело бизнеса – не благотворительность, а системные социальные инвестиции.

3. Стадия «социального партнёрства», когда бизнес переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей со всеми компонентами социальной среды.

Все эти стадии проходит и отечественный бизнес. Сейчас он, почти завершив первый этап, активно перешёл ко второму. Российский бизнес в основной своей массе ещё ограничивается благотворительностью и несистемной поддержкой отдельных проектов. Но вектор развития очевиден: к развитию полноценных общественных связей, социальному партнёрству. Всё большее количество предпринимателей начинает понимать, что мощным ресурсом правовой и моральной легитимизации бизнеса являются полноценные отношения с профсоюзами, заключение коллективных договоров. Социальное партнёрство и социальная ответственность бизнеса – это качество и эффективность самого бизнеса (качество товаров, высокая доходность, занятость, налоги) и социальные отношения, обеспечивающие развитие бизнеса.

Важно различать две принципиально разные ситуации позиционирования и роли бизнеса. Есть ситуация «холодного общества», в котором уже сложились социальные институты, собственность и собственник – легитимны и нравственному сомнению не подвергаются, их права выражены и гарантированы. В этом случае бизнес оптимизирует социальную среду и условия своего развития, в том числе налаживая социальные инвестиции и социальное партнерство во всех сферах.

В ситуации же «горячего общества», когда ещё не устоялись итоги первоначального накопления капитала, когда ведётся борьба за удержание и передел собственности, бизнес служит выразителем и воплотителем интересов групп влияния и интересов. Вектор партнёрства диаметрально противоположен: не столько бизнес оптимизирует социальную среду и группы влияния, сколько они его.

Именно такова ситуация в современной России. Только по мере стабилизации собственности, «охлаждения» ситуации отечественный бизнес может перейти к полноценным моделям корпоративной социальной политики. Западное и российское общество находятся в разных фазах социального партнёрства. Говоря в целом, всегда имеются прямые и обратные связи и влияния между бизнесом и социальной средой. Однако в «холодной» и «горячей» ситуациях направления действий менеджеров существенно различаются.

Тем не менее, в обоих случаях бизнес выступает как инструмент консолидации и реализации различных интересов. Не менее важно понимать, что эта роль конструктивна как для самого бизнеса, так и для социальных сил за ним стоящих, для общества в целом. Более того, сами процессы консолидации российского общества и его социально-экономическое развитие во многом зависят от способности и умения сознательно. Вменяемо использовать механизмы и процессы консолидации, от выражения и реализации этой общности интересов в социальном партнёрстве.

Справка.

Преференции - (от ср.-век. лат. praeferentia - предпочтение) –особо льготные таможенные пошлины, устанавливаемые государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары других стран.)

Социальные институты (insitutum - учреждение) - ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.

Консолидация - объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели и интересы.

Конструктивный - создающий основу для дальнейшей работы; плодотворный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: