Профессии машинно-ручного труда (М)

-Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

-Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

-Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации. Группы профессий.

По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

-Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

-Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

-Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

-Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

4. Дайте краткое разъяснение следующим понятиям: а) профессиональная ориентация,

б) профессиональный отбор,

в) профессиональный подбор.

Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонно­стям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии.

Профессиональный отбор - установление соответствия психофизиологических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности. Профессиональный отбор обязателен, например, для космонавтов, летчиков, сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональный подбор - это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем,чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности и получить профессиональное удовлетворение. Во многих случаях следует не человека подбирать к профессиональным требованиям, а, наоборот, профессии подбирать к человеку.

5. Кратко охарактеризуйте методы и формы профориентации.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и прочее.

К методам профессиональной ориентации относятся: информационно-справочные, просветительские методы, краткие описания профессий, справочная литература, информационно-поисковые системы, профессиональная реклама и агитации, экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование средств массовой информации, различные ярмарки профессий и их модификации.

Профессиональная диагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям. Цель профессиональной диагностики состоит в обеспечении наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места. Профессионально важные качества работника изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов.

Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор - процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов.

Профессиональное воспитание (развитие) - это формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач.

Профессиональная адаптация - доработка трудовых способностей работника, его профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей работника, а также формированием профессионально необходимых качеств личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: