Самоуправление в СССР

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Полномочия Советов делились на два вида:

а) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории Советов;

б) исключительные полномочия, осуществляемые Советами непосредственно на сессии.

В 1920-1923 годах при сохранении партийного руководства под местное управление были переданы землеустройство, благоустройство, часть промышленности, водопровод и канализация, местный транспорт, пожарное, похоронное дело. Появились муниципальные электростанции, стали создаваться коммунальные (муниципальные) банки.

В 1925 году было принято Положение о городских советах, а в 1926 году - Положение о местных финансах, которые четко определили компетенцию и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере. Активно развивалась муниципальная наука, крупнейшим представителем которой был профессор Л. Велихов. Его фундаментальный труд "Основы городского хозяйства", изданный в 1928 году, и в наши дни сохраняет свою актуальность.

В 1927-1928 годах в СССР начался новый период развития, период "великого перелома" и ускоренной индустриализации, характеризовавшийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а сам термин надолго исчез из употребления. Профессора Велихова репрессировали. Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. провозгласили всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Система съездов Советов была упразднена: все представительные органы власти стали называться Советами.

Депутаты местных Советов реализовывали свои полномочия на непосредственной основе: они отчитывались перед своими избирателями о проделанной работе и выполнении наказов. Основные вопросы, входящие в компетенцию местного Совета, рассматривались на сессии. Исполнительными органами местных Советов стали исполнительные комитеты Советов народных депутатов, которые избирались местными Советами. Исполнительные комитеты подчинялись как соответствующему местному Совету, так и исполкому высшего Совета.

Местные Советы и их исполнительные комитеты не были самостоятельными в своей деятельности, поскольку реально они подчинялись местным партийным органам. По сути, Советы осуществляли государственные задачи на местном уровне

Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. "Сценарии" сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

С этим связан и другой принцип организации государственного механизма - принцип демократического централизма. Все советские органы снизу доверху являются выборными, при этом нижестоящие избирают вышестоящие. Все советские органы подотчетны избирателям. В то же время вышестоящие органы руководят нижестоящими, воля первых имеет приоритет перед волей вторых.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

«Высшим принципом партийного руководства является коллективность руководства — непременное условие нормальной деятельности партийных организаций, правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельности коммунистов».[1] В этом положении Устава КПСС закреплен ленинский принцип коллективности партийного руководства. Строгое и последовательное соблюдение его — важнейшее условие деятельности партийных организаций, гарантия от принятия односторонних решений и действий.

В отношении партийного руководства Советами принцип коллективности проявляется в том, что партийные органы на основе свободного обмена мнений коллегиально вырабатывают решения и директивы, в которых определяются направления деятельности Советов. В составе райкома, горкома, обкома и других вышестоящих партийных органов имеются люди, работающие в Советах, в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Это дает партийным комитетам возможность охватывать своим влиянием все стороны общественной и государственной жизни, умело направлять деятельность советских, профсоюзных и других общественных организаций, разрабатывать обоснованные решения и директивы.

Недостатки советской системы

Советская модель отбросила весь накопленный

исторический опыт. Недостатки советской модели: высокая степень централизации,

несамостоятельность местных Советов, реальное доминирование исполкомов над Советами и фактическая зависимость всех местных органов от партийных структур.

Эта модель предусматривала, что все советы, начиная самого низкого уровня, являются

органами государственной власти на своей территории, все другие органы прямо или

опосредованно подчинены советам. Система советов характеризуется иерархической

подчиненностью всех её элементов и отсутствием любой самостоятельности местных

органов: «Советская модель устройства местного управления, противопоставленная

«буржуазному» местному самоуправлению, стала порождением общества

тоталитарного типа, превратилась в инструмент командно-административной системы»

Для неё характерныследующие черты:

- правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и

акты, издаваемые центральными органами;

- принципжесткой централизации управления;

- принцип патернализма;

- функционирование органов местного самоуправления в системе органов

государственной власти;

- отсутствие муниципальной собственности, местных бюджетов.

«Советская модель государственно-правового строительства не является

продуктом субъективного усмотрения, она возникла в результате разрешения

противоречия между народной стихией и имперской системой властных отношений,

существовавшего на протяжении двух столетий»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: