1. Понятие конфликта, его типы.
2. Социология конфликта: теоретические концепции.
3. Структурная характеристика и динамика социального конфликта.
4. Разрешение конфликтов.
1. Социальный конфликт – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами как субъектами взаимодействия.
Структура социального конфликта:
Конфликтная ситуация
С 1, С 2, С n – субъекты конфликта
О – объект конфликта
И – инцидент
К – конфликт
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект конфликта – это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Т.е. субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы.
Участники конфликта – люди, которые могут сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а могут быть случайно или помимо своей воли вовлеченными в конфликт.
|
|
Объект конфликта – конкретная причина конфликта.
Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28.08.1914 г. стало формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя объективно напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала много лет.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом конфликта. Бывает, что инцидент может быть спровоцирован «третьей стороной», преследующей свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны 3 основных варианта поведения конфликтующих сторон:
1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
2) одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);
3) инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.
Типология конфликтов:
1) по сферам жизни:
- в области экономики,
- политические конфликты,
- в сфере национальных отношений,
- в социальной сфере и т.д.
2) по субъектам и зонам разногласий:
- внутриличностный – выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью, т.е. конфликт происходит на уровне индивидуального сознания;
- межличностный – разногласия во взглядах, ценностях и т.д. между двумя и более людьми;
- конфликт между личностью и группой – если личность занимает позицию, отличную от позиции группы;
|
|
- межгрупповой – конфликт между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами;
- конфликт принадлежности – когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность (например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или индивид входит в две конкурирующие группы, преследующие одну цель);
- конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний.
3) по масштабу:
- локальные,
- глобальные.
4) по типам проявления:
- явный – проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового;
- латентный – не проявляющий открыто, его наличие не осознается конфликтующими сторонами.
5) по характеру цели:
- мнимый – являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон, следствием которого оказывается лишь снятие эмоционального напряжения, а не разрешение объективного противоречия;
- реальный – являющийся средством достижения определенной цели, а не самоцелью.
6) по направленности взаимодействия:
- вертикальные – между субъектами, находящимися на разных уровнях иерархической структуры;
- горизонтальные - между субъектами, находящимися на одном уровне иерархической структуры.
7) по характеру противоречий:
- антагонистические (имеющие в своей основе неразрешимые противоречия),
- неантагонистические.
8) по завершенности разрешения:
- полностью завершенные – прекращение конфликта, кардинальная перестройка всего образа конфликтной ситуации;
- частично завершенные – изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.
9) по внутреннему содержанию:
- рациональные – охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой и социальной структуры;
- эмоциональные – когда в ходе столкновений агрессия участников конфликта переносится с причины конфликта на личности, участники конфликта действуют уже на основе личной неприязни.
10) Американский ученый М.Дойч выделяет следующие типы конфликтов:
- конфликт интересов – легко поддается урегулированию, т.к. всегда есть возможность для компромиссов;
- конфликт ценностей – борьба развертывается между бескомпромиссными оппонентами по поводу толкования и степени важности различных приоритетных ценностей;
- конфликт идентификации – характерен для обществ, в которых субъект отождествляется не с целым обществом или государством, а с определенной группой (расовой, этнической, религиозной, языковой и т.д.).
2. Теоретические истоки социологической теории конфликта коренятся в концепциях К.Маркса и Г.Зиммеля. К.Маркс считал, что основу общества составляет способ производства материальных благ, в структуре которого производительные силы на определенной ступени своего развития приходят в состояние конфликта с существующими производственными отношениями. Этот конфликт формирует субъект революционного ниспровержения капитализма – рабочий класс, который, совершая социальную революцию, тем самым осуществляет реальный шаг к гармоничному развитию общества.
Г.Зиммель полагал, что в динамике конфликтов более глубокие и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность социальной системы. Основное внимание он уделял исследованию конфликтов в сфере культуры, т.к. они составляют основную движущую пружину развития как самой культуры, так и всей жизни общества.
В 60-е гг. ХХ в. начали активно появляться новые социологические концепции конфликта.
|
|
Теория позитивно-функционального конфликта Л.Козера: конфликты при определенных условиях способны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем. Однако существуют и позитивные функции конфликта, среди которых наиболее важными являются: усиление сплоченности членов группы, более четкое разграничение между враждующими группами, усиление интегративности социальной системы, повышение степени адаптивности системы к изменяющимся условиям. В закрытых обществах социальные конфликты могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы, приводить к революции. В открытых, а, следовательно, более гибких и демократических, социальных системах, проявляющих большую степень терпимости, множественные конфликты пересекаются друг с другом, предотвращая тем самым серьезные потрясения их осевых структур.
Теория «конфликтной модели общества» Р.Дарендорфа: исходит из наличия классов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приводящих к конфликтам. Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций является установление социального контракта между различными социальными группами в двух его основных видах: контракт-доминации (власти, господства), контракт ассоциации. Только второй тип создает условия для гармонизации современных обществ.
3.
Всем конфликтам присущи 4 основных параметра:
1) Причины конфликта. Можно выделить следующие типы причин:
- наличие противоположных ориентаций;
- идеологические причины;
- причины, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства;
- причины, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры.
2 ) Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то, прежде всего, подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов.
|
|
3) Длительность конфликта (от возникновения до его разрешения).
4) Последствия социального конфликта. Два типа последствий:
- дезинтегративные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации и т.д.;
- интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов и т.д.
Основные стадии развития конфликта:
I. Зарождение | II. Развитие | III. Разрешение | ||
ß | ß | ß | ||
Актуализация интересов | Демонстрация силы, угроза ее использования | Временное разрешение (компромисс) | ||
ß | ß | ß | ||
Выделение приоритетных целей | Применение силы | Окончательное разрешение | ||
ß | ß | |||
Разработка стратегии и тактики, определение средств и методов борьбы | Вооруженное насилие | |||
ß | ||||
Поиск союзников |
4. Задача управления конфликтом – не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия. Субъектом управления может быть: одна из конфликтующих сторон или третья сила, не участвующая в конфликте, но заинтересованная в его урегулировании.
Методы разрешения конфликтов:
1) Метод избегания конфликтов – может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается причина конфликта.
2) Метод переговоров – позволяет избежать применение насилия, позволяет рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.
3) Метод использования посредничества – примирительная процедура. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможным.
4) Метод откладывания – нередко означает сдачу своих позиций. Распространено на практике. Но сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил, ресурсов и изменения ситуации в ее пользу может сделать попытку вернуть утраченное.
5) Метод третейского разбирательства или арбитраж – при разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.