Деятельность учителя как средство научения

При анализе деятельности учителя с позиций средств обучения вспомним что:

· главным, существенным признаком средств обучения является возможность с их помощью постановки и (или) решения учебных задач;

· результатом решения учебной задачи на уроке математики является не число, не установленная функциональная зависимость, которые находит учащийся в результате выполнения требования конкретной задачи, а из­менение свойств (качеств) самой личности учащегося, которое (измене­ние) происходит в процессе ее решения;

· главная цель, которая стоит перед учителем на любом уроке, всегда фор­мулируется одинаково: «помочь учащимся усвоить то содержание учебного предмета, которое вынесено на урок».

Учитель, планируя последовательность изучения математики в кон­кретном классе, исходит не только из требований стандарта и программы, но и из:

· знания индивидуальных особенностей учащихся своего конкретного класса;

· знания их фактической готовности к изучению тех или иных элемен­тов содержания программы, которые выносятся на конкретный урок;

· имеющихся в его распоряжении предметных средств обучения математике;

· своей собственной психолого-педагогической подготовки;

· логики учебного предмета.

На любом этапе урока учитель ставит перед учащимися различные по сложности учебные задачи, целью решения которых является усвое­ние учащимися сущности понятий, принципов, свойств функциональных связей, закономерностей, обозначений действий, умений, навыков, развитие логического мышления и т. д. Умение поставить учебные задачи, позволяющие оптимизировать процесс усвоения учащимися конкретного учебного материала, зависит от владения учителем профес­сиональными умениями.

Любая учебная задача должна быть поставлена учителем таким обра­зом, чтобы каждый учащийся захотел принять ее и принял. Не обеспечив ее принятия, невозможно добиться ожидаемого результата. Выполнение этого требования зависит от психолого-педагогической и методической подготовки учителя. Сумеет он добиться того, чтобы каждый учащийся захотел решать, предлагаемые ему учебные задачи, продвижение к цели обучения математике будет облегчено. Не сумеет, процесс обучения математике будет затруднен.

Добившись принятия учебной задачи, учитель организует деятель­ность учащихся, направленную на поиск ее решения. Организация поиска тоже зависит от психолого-педагогической подготовки учителя. Сумеет он добиться того, чтобы каждый учащийся включился в поиск решения, - успех овладения учащимися новыми знаниями и новыми умениями будет идти успешно. Не сумеет, - процесс обучения математике затормозится. Результатом решения учебной задачи является «изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте» (Б.Д. Эльконин)

Решение учебной задачи заканчивается анализом пройденного пути, который организуется учителем, а проводится учащимися. Обсуждение результатов анализа заканчивается уяснением обобщенного пути решения подобных задач. Нужное число подкреплений, приводящее к устойчи­вому усвоению умения решать подобные задачи, для каждого учащегося индивидуально. Дело учителя установить необходимое число подкрепле­ний.

В ходе таких анализов и в ходе обобщения их результатов выкри­сталлизовываются обобщенные подходы к формированию понятий, принципов, свойств, функциональных связей, закономерностей, обозна­чений действий, умений, навыков, развитие логического мышления и т. д. Помочь каждому учащемуся усвоить их – главная забота учителя. Целью решения любых учебных задач является овладение учащимися обобщен­ными способами действий, которые можно рассматривать как определен­ные ориентировочные основы действий при решении соответствующих классов задач.

Конкретные примеры организации процесса формирования у уча­щихся различных умений при изучении курса математики начальных классов приведены во второй части книги (главы 7 – 13).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: