Модели коммуникации

План

1. Линейные модели коммуникации.

2. Интерактивные модели коммуникации.

3. Трансакционные модели коммуникации.

В истории развития различных наук, а впоследствии и теории коммуникации было создано значительное количество моделей коммуникации (а также межличностного общения). Одновременно их можно назвать моделями коммуникативного акта, поскольку он охватывает все составляющие коммуникации. Эти модели с учетом различных составляющих коммуникативного акта, типов связей между участниками и течения общения классифицируют на три группы: линейные, интерактивные, транзакционные.

Линейные модели. Свои варианты этих моделей предложили американский ученый Г. Лассвелл, американский исследователь проблем коммуникации и искусственного интеллекта К.-Э. Шеннон, американский языковед российского происхождения А.Якобсон, советский филолог, культуролог Ю. Лотман. В их пределах коммуникация рассматривается как линейный, однонаправленный процесс - от отправителя (адресанта) к получателю (адресату).

Модель Г. Лассвелла. Это модель линейного развертывания речи от мотива, который побуждает адресанта начать общение, к эффекту, полученного адресантом в общении с адресатом (аудиторией) предложена еще в 1948 г. Этапы процесса: Кто говорит? Что говорит? С помощью какого канала? К кому говорит? С каким результатом говорит?

В этой модели учтены интерактивности участников коммуникации, того, что каждый из них в процессе коммуникативного акта меняется местами, то есть адресат становится адресантом, и наоборот.

Модель К.-Э. Шеннона. Ориентирована на телефонную коммуникацию, то есть учитывает прежде техническую сторону проблемы (рис. 1).

 
 

В этой модели уже принято во внимание наличие коммуникативного шума, вызванного внешними факторами, в частности каналом коммуникации. Однако коммуникативный шум может быть обусловленным и значительным количеством факторов (психологических, семантических и т.д.). Как и в модели Лассвелла, процесс коммуникации представлен как односторонне направленный - от источника информации к ее адресата.

Модель Р. Якобсона. Рассматривая процессы коммуникации, ученый ориентировался прежде всего на личности участников общения и средства языка, которые используются ими в интеракции. Однако процесс общения тоже от - носкерований (рис. 2).

Контекст

Сообщение

Адресант Адресат

Контакт

Код

Рис. 2. Модель коммуникации Р. Якобсона

Данная модель интерпретируется так: адресант, используя средства языкового кода, формирует сообщение, с помощью которого в рамках конкретного контекста устанавливает контакт с адресатом.

В идеальной ситуации срабатывают все факторы этой модели. Однако на практике во главу угла общения может выходить одна из составляющих коммуникации. Учитывая это, ученый создал одну из самых полных классификаций (типологий) функций межличностного общения.

Эмотивная функция. Заключается в опоре на отправителя.

Референтная функция. На переднем плане - объект речи. Это направленность вещания в реальном (или мыслимый как реальный) мир. Участники общения «привязывают» свои сообщения объектов действительности.

Коннотативная (влиятельная) функция. Предусматривает влияние на адресата. Помогает адресанту влиять на ментальную и эмоциональную сферу адресата, используя приказ.

Поэтическая функция. На первом месте в коммуникации - форма сообщения. Полно эта функция проявляется в художественно-беллетристическом стиле речи, то есть художественном общении.

Металингвистическая функция. Заключается в опоре на код. Раскрывает значение слов, предложений и т.п., это ответы на вопросы: «Что означает это слово? Что вы хотели сказать, употребляя это выражение?» На эту функцию опирается научный анализ языка.

Фатична (контактовстановлювальна) функция. Предполагает опору на контекст. Это функция поддержанания контакта между собеседниками: разговоры о погоде, за праздничным столом, «светские беседы» и др.

Модель Ю. Лотмана. Эта модель является видоизмененной моделью Р. Якобсона. Лотман не соглашался с трактовкой Якобсоном понятия «код». Код не имеет истории, он не погружен в культуру, в память поколений. Конкретная неповторимо национальная и индивидуальная речь - это «код плюс неповторимая история элементов этого кода». Адресант и адресат имеют свои «языка», Идиостиль; оперируют неповторимыми смыслами (рис. 3).

Мова1 Мова3

Адресант -------------------- Текст ----------------------------- Адресат

Мова2 Мова4

Рис 3. Модель комунікації Ю. Лотмана

Коммуникация в этой модели выступает как перевод с «языка» на «язык» в диалоге личностей.

Однако рассмотренные линейные модели коммуникации представляют общения как однонаправленный процесс - от отправителя к получателю. Они лишь частично охватывают особенности процесса межличностного общения, поскольку в них представлены не все важные для реальной коммуникации факторы.

Интерактивные модели, получили в теории коммуникации такое название ввиду того, что предусматривающие активность всех участников общения, поэтому обязательным элементом коммуникации является обратная связь. Предложили эти модели общения русский филолог Михаил Бахтин (1895-1975), французский философ Ролан Барт (1915-1980), русский философ Густав Шпет (1879-1937) и др. Обобщенная схема интерактивности общения представлена ​​на рис. 4.

Рис. 4. Схема интерактивных моделей

Рассмотренные модели изображают коммуникацию как ряд дискретных (прерывистых) актов, имеющих начало и конец и в которых отправитель значительной степени определяет действия того, кто получает сообщение.

Однако в этих моделях недостаточно дифференцированно каналы коммуникации, не учтены психологические, социальные и другие факторы, которые влияют на ход межличностного общения.

Трансакционные модели. В моделях этого типа коммуникации представлено как процесс одновременного отправленияния и получения сообщений коммуникантами, которые зависят друг от друга как создатели коммуникативного акта, оставаясь при этом неповторимыми личностями. В таких моделях коммуникация выступает как процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуют друг с другом (рис. 5).

Шум Шум Шум

 
 


Рис. 5. Схема трансакционных моделей

Среди трансакционных моделей коммуникации модель немецкого лингвиста В. Шрамма. Шрамм толкует коммуникацию как постоянную информационную, психологическую, эмоциональную настроенность коммуникантов друг на друга, когда и получатель, и адресат меняются местами, а выполняют свои функции одновременно.

Итак, общение - это процесс взаимодействия людей с использованием языка, без которого невозможно существование любого общества и жизни каждого его члена. Процесс речевого общения происходит по определенным законам, которые изменяются, он имеет свои особенности, отличающие его от других типов человеческих связей (работы, игры и т.п.) в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: