Тема 7. Оседлые и кочевые археологические культуры железного века на территории Тамбовского края

План:

1. Оседлые археологические культуры железного века на территории Тамбовского края. Городецкая культура.

2. Культуры кочевых народов железного века на территории Тамбовского края. Скифы, савроматы, сарматы. Половцы.

Железный век – археологическая эпоха появления и широкого распространения оружия и орудий труда из железа. В начальный его период, называемый ранним железным веком (VIII в. до н.э. – IV в. н.э.), в восточноевропейской лесостепи развивается пашенное земледелие, в степной зоне – кочевое хозяйство. На территории Тамбовской области начало раннего железного века связано с появлением киммерийских племен (VII-VI вв. до н.э.), а также со скифскими племенами и существовавшей одновременно со скифами городецкой культурой. Носители городецкой культуры жили в лесной зоне, скифы кочевали по степной и лесостепной части современной Тамбовской области. Также, в южной части Тамбовщины кочевали в это время савроматские, а затем сарматские племена.

Городецкая культура – археологическая культура раннего железного века (VIII в. до н.э. – III в. н.э.) лесной зоны и северной лесостепи Волго-Окско-Донского междуречья. Названа по городищу у с. Городец (Рязанская обл.), исследованному В.А. Городцовым в 1898 г. Племена городецкой культуры относятся к финно-угорским. Памятники городецкой культуры представлены городищами, селищами и местонахождениями. Обряд захоронения не установлен. В V в. часть племен Городецкой культуры по реке Оке подверглась истреблению. Коллективные захоронения, а проще сказать ямы с изрубленными останками, сопровождают почти каждое городецкое городище. На местах поселений слой золы – их сожгли, и больше там никто не жил.

Для населения типично занятие подсечным земледелием, кузнечным и гончарным ремеслами, охотой и рыболовством. Керамика городцов покрыта рогожными и сетчатыми отпечатками, но встречаются сосуды и с неорнаментированной поверхностью. Наряду с металлическими широко применялись орудия труда и оружие из кремния и кости. С началом I тыс. н.э. городецкая культура постепенно трансформируется в древнемордовскую. На территории Тамбовской области известен целый ряд городищ и селищ городцов в Тамбовском, Сосновском и Моршанском районах.

Горельское городище расположено на правом берегу реки Цны, в 3 км к востоку от села Горелое (Тамбовский район). Занимает наиболее высокую часть коренного берега, под которым находится источник. Имеет два ряда укреплений: внутреннее – размером 50х40 м, с высотой вала 1,5 м и глубиной рва 1,5 м.; внешнее – 120х80 м, с высотой вала 0,5 м и глубиной рва до 1 м. Первые сведения о памятнике под названием «Старое Городище», или «Крутая Гора», встречаются в Известиях Тамбовской ученой архивной комиссии (ИТУАК) за 1890 г. В 1939 г. городище обследовано П.П. Ивановым, в 1972 г. – Л.И. Чуистовой, в 1990 г. – Н.Б. Моисеевым. Найдена керамика городецкой культуры и материалы мордвы-мокши. В 1990 г. Н.Б. Моисеевым в 400 м к северо-востоку найдено второе городище. Памятник имеет две линии укреплений (вал высотой 1 м и ров глубиной 0,5 м). Выявлена керамика мордвы-мокши.

Голдымское поселение расположено на ледниковом останце левого берега Цны, в 2 км к востоку от с. Малиновка, напротив лесничества Голдым (Тамбовский район). Памятник многослойный, открыт в 1970 г. Л.И. Чуистовой. В ходе археологической экспедиций ТГПИ под ее руководством в 1970-1971 гг. обнаружены остатки двух построек, хозяйственные ямы, керамика, кремневые и костяные орудия, бронзовые украшения, кости животных. Л.И. Чуистова характеризовала Голдымское поселение как многослойное, выделяя культурные слои эпох неолита, бронзы, городецкой культуры раннего железного века, среднецнинской мордвы, и позднего средневековья.

Давыдовское городище расположено на мысе левого коренного берега реки Серп, у северной окраины села Давыдово (Моршанский район). Имеет округло-прямоугольную форму, размером 150х100 м. С двух сторон городище защищено оврагами, с северо-запада – валом высотой 2 м и рвом глубиной 1,5 м. Впервые упоминается в 1887 г. И.И. Дубасовым. На Давыдовском городище найдена керамика с «рогожным» орнаментом, бронзовые украшения, железные орудия труда. В 1949 г. директором Моршанского краеведческого музея П.В. Кобозевой на памятник составлен паспорт, содержащий информацию о раскопках его А.П. Спициным (1905 г.) и П.П. Ивановым (1925 г.). В 1999 г. памятник обследован Н.Б. Моисеевым и С.И. Андреевым. Обнаружены следы раскопов, собрана керамика примокшанской культуры эпохи бронзы, городецкой культуры раннего железного века и среднецнинской мордвы.

Пчеляевское городище расположено на правом берегу Цны у Пчеляевского кордона (Сосновский район). Имеет 2 линии укреплений. Внутренний дуговидный вал высотой 1,4 м шириной до 11 м. Ров глубиной 1 м, шириной до 3 м. Внешний вал на удалении 32 м к северу, высотой 0,8 м, шириной 5,2 м, в юго-восточной части примыкает к внутреннему валу.

Впервые Пчеляевское городище упоминается в 1903 г. А.Н. Норцовым. При исследовании Л.И. Чуистовой в 1971–1972 гг. было зафиксировано около 30 грабительских ям. Найдено около 3,5 тыс. фрагментов керамики городецкой культуры и поздней бронзы, пряслица, астрагалы, кости, шлаки, камни. Памятник относится к эпохе поздней бронзы и раннему железному веку.

Пчеляевское поселение расположено на правом берегу Цны, у Пчеляевского кордона (Сосновский район). В 1971 г. Л.И. Чуистовой открыто 3 поселения (Пчеляй II, Пчеляй III, Пчеляй IV). Памятники содержат «рогожную» и «сетчатую» керамику городецкой культуры, керамику поздней бронзы.

Трегуляйское городище расположено на мысе правого берега Цны, в 1 км к югу от с. Тригуляй (Тамбовский район). Размеры – 150х90 м. С напольной стороны защищен валом высотой 2 м и рвом глубиной 2 м. Впервые памятник упоминается А.Н. Норцовым в 1903 г. В 1990 г. обследовано Н.Б. Моисеевым. Найдена керамика, шлаки, кости, относящиеся к городецкой культуре и мордве-мокше.

Поселение Тихий Угол («Могилище») расположено на дюне правого берега Цны, в 1 км к северо-востоку от с. Тихий Угол (Сосновский р-н). Дюна имеет местное название «Могилище». Стоянка открыта в 1939 г. П.П. Ивановым. В 1956 г. Т.Б. Поповой обнаружены неолитическая, городецкая, мордовская керамика, кремневые орудия.

Скифская культура включает как самих скифов (ираноязычный народ, с кочевым укладом жизни), так и ряд народов, попавших под их влияние. Распространялась в степной и лесостепной зонах Северного Причерноморья и Северного Кавказа в VII–III вв. до н.э. Для скифской культуры характерны курганные захоронения. Мужские захоронения обычно содержат определенный набор оружия (бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы и мечи, копья, боевые топоры) и конского снаряжения. Бронзовые котлы, навершия, зеркала с петельками и столбиками-ручками в центре диска, распространение звериного стиля в искусстве являются выразительными элементами культуры. Особенность скифов на лесостепной территории – наличие множества городищ и поселений, что связано с оседлым образом жизни. К середине III вв. до н.э. скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен. На территории Тамбовщины известны находки скифских мечей акинаков с почковидными или бабочковидными перекрестиями (Жердевский, Инжавинский, Петровский и др. районы). Влияние скифской культуры сказывалось на керамике городецкой культуры – украшения горловин сосудов проколами под венчиком. Такая посуда найдена на Давыдовском городище, при раскопках холма Голдым и на др. памятниках.

Савроматская культура. Ранний период в истории сарматов (VII–IV вв. до н.э.) связан с савроматскими племенами. Ареал савроматской культуры – левобережные донские, поволжские и приуральские степи. Савроматы представляли большую группу древних племен, родственных скифам Северного Причерноморья. Долгое время родина савроматских племен оставалась неизвестной. В результате археологических исследований установлено, что местом формирования савроматской культуры являлись в VI в. до н.э. степи Нижнего Поволжья и Приуралья. В связи с кочевым укладом ее носителей Савроматская культура представлена только погребальными памятниками. Она является одним из звеньев в цепи культур степей Евразии (скифо-сибирского мира) с обычным для них вооружением, снаряжением коня и распространением памятников искусства, выполненных в традициях скифского звериного стиля.

Особенностью культуры являются погребения женщин-жриц, сопровождающиеся особым набором вещей (костяные туалетные ложечки, каменные блюда на ножках и оружие). Эти погребения подтверждают свидетельства древних авторов об особом положении женщин в обществе савроматов. Свидетельством пребывания савроматов на территории Тамбовской области являются мечи, которые часто находят на юге области. Отличительная особенность этих мечей – украшение почковидного перекрестия зеркальным изображением клювов и глаз орла.

Сарматская культура (III в. до н.э. – III в. н.э.) сменила савроматскую. Ее носители кочевые ираноязычные племена. Сарматы оказали сильное влияние на культуру окружающих ее народов. Сарматские памятники исчезают после вторжения готов. На территории Тамбовской области известны как случайные находки предметов сарматского вооружения, так и сарматские погребения. Случайными находками вооружения, как правило, являются находки мечей-акинаков. По внешнему виду они разделяются на мечи с навершиями в виде классических серпов или рожек (ранний этап культуры), навершия в виде кольца (средний этап) и без навершия (поздний этап).

Графская курганная группа. В 1992 г. Н.Б. Моисеевым в одном кургане обнаружено захоронение сарматского воина, содержавшее серебряные перстень, пряжку и фрагменты сосуда, костяную пластину, железные наконечники стрел, нож, меч, фрагменты кольчуги, каменную точильную плиту, гончарный кувшин. Погребение датируется II в н.э.

Пичаевский курган. В 1989 г. Н.Б. Моисеевым в одной могиле обнаружено захоронение сарматской женщины с мелкими пастовыми бусами.

Половцы (кипчаки, киманы), кочевой тюркоязычный народ, входивший в IX – нач. XI в. в Кимакский каганат (Юго-западная Сибирь). С сер. XI в. половцы заняли восточно-европейские степи, до начала XIII в. совершали постоянные набеги на русские земли. В 1068 г. происходит первое нашествие половцев на Русь. В сентябре половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили южнорусские княжества. В ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячи ратников, разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снови. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобретают регулярный характер. Государство половцев не имело аппарата управления, налоговой системы, специального войска. Весь вооруженный народ и был войском. Источники доходов: скотоводство, частично земледелие, грабежи соседних народов, откупы и торговые пошлины с проходивших караванов.

В начале XII в. половцы были вытеснены Святополком Изяславовичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. После смерти Владимира Мономаха (1125 г.) вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с 1190-х гг., наступил недолгий период мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати. В 1223 г. во время битвы на реке Калке половцы выступали в союзе с русскими князьями и вместе с ними потерпели поражение от войск Чингисхана. После европейского похода Батыя 1236-1242 гг. как самостоятельная политическая сила перестали существовать. Основная их часть вошла в состав тюркского населения Золотой Орды.

Археологическая культура половцев представлена малыми курганами южнорусских степей и впускными погребениями в насыпях более ранних периодов. На территории Тамбовской области половцы оставили следы пребывания в виде изваяний (баб) из мягких пород камня (песчаник, известняк), а также из гранита. Статуи найдены в Мордовском, Ржаксинском и Мичуринском р-нах. Они изображают умерших воинов, богатых женщин и условно передают обобщенный образ половца с типичным овалом лица, традиционно сложенными на животе руками или с сосудом в руках. Их помещали на могилах воинов, на высоких скифских курганах, перекрестках дорог, им поклонялись и приносили жертвы. Курган с погребением половца был исследован в 1988 г. экспедицией под руководством Н.Б.Моисеева в Первомайских парных курганах.

Находки каменных половецких изваяний в Доно-Хопёрском междуречье и в бассейне Хопра свидетельствуют о том, что половцы хорошо освоили этот район. Здесь были их кочевья, летние и зимние поселения.

Литература:

1. Двухжилова, И.В. История Тамбовского края: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

2. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.

3. Моисеев Н.Б. Археологические исследования в Тамбовском крае. Тамбов, 1999.

4. Моисеев Н.Б. Курганы Окско-Донской равнины // Памятники Тамбовской области. Тамбов, 1998.

5. Моисеев Н.Б., Ефимов К.Ю. Пичаевский курган // Древние индо-иранские культуры Волго-Уралья (2 тыс. до н.э.). Самара, 1995.

6. Норцов А.Н. Историко-археологическая карта Тамбовской губернии // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903.

7. Проскурников А.В., Розанов М.Г. Археологическая карта Тамбовской губернии и объяснительная записка к ней // Изв. ТУАК. Вып. 26. 1890.

8. Чуистова Л.И. Древнейшее население Тамбовщины. Тамбов, 1982.

9. Чуистова Л.И. К вопросу о памятниках городецкой культуры в Тамбовской области // Источниковедческие работы. Вып. 4. Тамбов, 1975.

10. Чуистова Л.И., Мизис Ю.А. Раскопки на холме «Голдым-1» // Источниковедческие работы. Вып. 2. Тамбов, 1971.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: