Переподготовка: как разработать программу переобучения?

Профессиональная переподготовка не может быть стихийным неконтролируемым процессом. Поэтому большое внимание нужно уделить содержанию программы обучения. Выбирая, что следует изучить сначала, а что – потом. Как правило, руководствуются принципами: от главного к второстепенному, от простого к сложному. Например, если идет переобучение по профессии «специалист отдела продаж», сначала мы рассказываем об особенностях продаваемого продукта и его отличиях от других, существующих на рынках продуктах. Затем обучаем сотрудника технике продаж. А под занавес – объясняем как вести переговоры и оформлять сделки. Переподготовка кадров, в таком случае, отличается от обычного обучения тем, что процесс этот более глубокий. И включает разъяснение необходимых понятий и терминов. Все это и нужно будет отразить в программе каждого занятия.

Вопрос 12 Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности.

Из данного определения видно, что одним из условий получения дополнительного профессионального образования является наличие диплома об окончании среднего специального или высшего учебного заведения. Из этого следует, что дополнительное образование бесплатным не бывает. За одним исключением, специалист имеет право каждые пять лет повышать свою квалификацию за счет работодателя.

До недавнего времени ДПО ориентировалось на взрослое население. Неудивительно - производство развивается, появляются новые технологии. Однако сегодня клиентами допобразования все чаще становятся вчерашние студенты. Почему так происходит? Все дело в так называемом «компромиссном» выборе профессии. Абитуриенты выбирают не то, что хотят и что востребовано, а то, что доступно и модно. В результате, к 5 курсу половина группы отсеивается, а среди тех, кто все-таки доучится, только четверо-пятеро действительно хотят работать по специальности. Единственный выход из ситуации – получить дополнительное профобразование.

Благо, система российского дополнительного образования дает возможность выбора. В настоящее время образовательные учреждения повышения квалификации реализуют следующие виды ДПО:

· повышение квалификации: краткосрочные, длительные, тематические и проблемные семинары;

· профессиональную переподготовку: для получения совершенно новой квалификации, для получения дополнительной подготовки;

· стажировку.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно). В том числе обучение может проходить в виде освоения отдельных учебных предметов, курсов, модулей, прохождения практики и с применением сетевых форм, если это предусмотрено образовательной программой и (или) договором об образовании.

Вопрос 13 Краткая характеристика МВА

"Мастер Делового Администрирования - Master of Business Administration" (MBA) - это программа подготовки менеджеров-профессионалов, которая за последние несколько лет приобрела большую популярность во всём мире.

Переподготовка по программе МВА является дополнительным профессиональным образованием высшего уровня, которая даёт право на занятие управленческих должностей высшего и среднего уровня на предприятиях и в организациях, осуществляющих свою деятельность в условиях современного рынка.

Российская направленность программы выражается в том, что в ходе её прохождения используются современные международные методики бизнес-образования, ориентированные не отечественную рыночную среду и актуальные проблемы российских компаний.

Практическая направленность предполагает помимо теоретических аспектов управления использование в процессе обучения различных практических занятий:

· Case-studies,

· Ролевые игры,

· Тренинги,

· Семинары,

· Компьютерные симуляции,

· Примеры и ситуации из опыта различных компаний.

Практическая направленность обучения предусматривает применение методик, использующих и развивающих творческую активность слушателей и деловое общение. Так, тренинги, развивают творческий потенциал участников и помогают сформировать комплексный подход к решению возникающих проблем. Деловые игры позволяют отработать навыки делового поведения. В процессе обучения и совместного поиска наилучшего решения проблем по предлагаемым учебным заданиям происходит обмен опытом между слушателями.

Программа МВА - это программа для практиков. Поэтому основной упор делается на видение стратегических перспектив развития компании, выработку навыков принятия управленческих решений и способности эффективного использования человеческих ресурсов.

Слушатели в процессе обучения имеют возможность овладеть новыми современными знаниями и дополнительными навыками, освоить передовые практические приёмы управления.

Непринуждённая, творческая среда обучения является следствием использования современных психологических методик, общих целей слушателей, а также стремления всех участников программы к саморазвитию. Это способствует взаимообогащению и освоению новых знаний.

Универсальность обучения помогает выработать комплексный подход к решению проблем бизнеса: слушателям предлагается не набор готовых решений, а общие методы, помогающие разрешить те или иные проблемы управления. Освоив эти методы, любой руководитель сможет применить их к своему бизнесу. Кроме того, это расширяет кругозор управленца и позволяет по-новому смотреть на те проблемы, которые раньше он считал только своими. Смесь теории и практики, работа в команде позволяют вычленить общее между всеми слушателями программы и приобщится к деловому опыту коллег.

Отсутствие узкоотраслевой направленности выражается в индивидуализации обучения. Она реализуется за счёт выбора слушателем тех предметов по специализации (помимо базовых), которые представляют для него интерес и важность. Кроме того, у слушателей программы МВА совершенно различный управленческий опыт и поэтому к их обучению надо подходить индивидуально. Обучаясь по индивидуальному плану, слушатель получает больше возможностей для своего профессионального самосовершенствования и нового осмысления бизнес-процессов в своей компании.

Контрольный вопрос 5 Чем отличается переподготовка специалистов от повышения квалификации?

Тем, что при переподготовке осваиваемая специальность не связана с имеющимся образованием и опытом работы, а при повышении квалификации происходит закономерное обновление теоретической и практической базы по вопросам имеющегося образования и соответствующей профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: