Стратегия понимания текста --- Это операции, которые используются коммуникантами при обработке текстовой информации.
Стратегии понимания текста были описаны Т. ван Дейком и В. Кинчем. Согласно их концепции, понимание – это активный процесс, который регулируется 4-мя факторами: 1) Сам текст; 2) Знания коммуникантов; 3) Цели и интересы слушающего; 4) Ситуация (беседа шеф – секретарь).
4 стратегии по Дейку и Кинчу:
1) прапозициональная, суть: объединение отдельных элементов смысла в субъектно – предикатные структуры, т.е. в предложения);
2) стратегия локальной связности, суть: объединение смыслов отдельных предложений в более крупные смысловые единицы (образы) на основании общности темы);
3) макростратегия, суть: объединение смыслов (обзацев) в единый смысл целого текста и выделение макротемы);
4) схематические, суть: разделение смысла текста на коипозиционные составляющие (завязка – кульминация – развязка).
Свойства текста влияющие на процесс понимания: а) длина слов; б) частотность употреблённых слов; в) когнитивная структурированность. Первые три стратегии основываются на операции синтеза. Последняя – на операции анализа.