В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы
обучения. Дадим следующие определения:
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий
метод.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью
решения задач.
Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и
общими.
Рассмотрим некоторые из форм более подробно.
Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав
учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы
над одним и тем же для всех учебным материалом.
Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во
многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе
обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все
это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако,
могут быть классифицированы по типам:
|
|
1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя
при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер
беседы);
2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно
посвящены отработке умений и навыков);
3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);
4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее
пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и
письменный опрос и т. д.
- освоение нового материала. На этом этапе новый материал
излагается учителем, либо «добывается» в процессе
самостоятельной работы учащихся с литературой.
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще
всего - решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -
начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать
школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение
предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для
работы с отстающими обучаемыми.
Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа
осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами
изучения.
Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная
работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.
Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать
наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.