Вопрос. Организационные формы обучения в истории, современности и в перспективе

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы

обучения. Дадим следующие определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий

метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью

решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные

занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и

общими.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав

учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы

над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во

многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе

обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все

это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако,

могут быть классифицированы по типам:

1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя

при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер

беседы);

2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно

посвящены отработке умений и навыков);

3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

- повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее

пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и

письменный опрос и т. д.

- освоение нового материала. На этом этапе новый материал

излагается учителем, либо «добывается» в процессе

самостоятельной работы учащихся с литературой.

- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще

всего - решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х -

начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать

школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение

предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для

работы с отстающими обучаемыми.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой учебная работа

осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами

изучения.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная

работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать

наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: