Воспитание - сознательно осуществляемый целенаправленный педагогический процесс организации и активизации разнообразной деятельности личности по овладению знаниями, практическими умениями и навыками, творческой деятельностью, социальными и духовными отношениями.
Воспитание должно опираться на внутренние психолого-педагогические механизмы личностного формирования учащихся, стимулировать их стремление к саморазвитию. Большинство детей обладают большими природными возможностями и способностями. Педагоги должны выявлять и развивать эти способности, оказывать действенную помощь тем, кто испытывает те или иные трудности в учении. В работе каждого педагога особое значение приобретает умение стимулировать в каждом ученике активность, внутреннее стремление к саморазвитию, к совершенствованию учебной деятельности и поведения.
Направления воспитательного процесса:
Физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, гражданское воспитание, религиозное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и профессиональное воспитание.
|
|
Формы воспитания:
Индивидуальная, групповая (коллективная), массовая.
При увеличении количества воспитанников- качество воспитания снижается.
Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Принципы:
Общественная направленность воспитания;
Принцип связи воспитания с жизнью;
Опора на положительное;
Гуманизация воспитания;
Личностный подход;
Единство воспитательных воздействий.
Самовоспитание возникает тогда, когда ребёнок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять самостоятельность в практической жизни. Оно происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и в семье.
Самовоспитание включает умение ребёнка ставить перед собой определённую задачу, иметь внутреннее желание её выполнить, походу выполнения осознать необходимость её выполнения, отдавать себе отчёт, что сделано, а что ещё не сделано или сделано плохо, контролировать себя и оценивать результат. К самовоспитанию школьника побуждают внешние воздействия (требования общества, коллектива, педагога) и внутренние воздействия (интересы человека, материальные и духовные потребности).
Методы самовоспитания:
1. Личные обязательства - перечень заданий самому себе;
2. Самоотчёт – повышает ответственность за свои дела;
3. Самоанализ - размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой (что я могу? что я за человек?)
4. Самоконтроль – запись своего поведения (дневник и тд)
5. Самооценка - помогает оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны.
Важно научить ребёнка правильно оценивать себя, не завышать и не занижать самооценку!