Консолидация всегда имеет официальный характер

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.

Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

86. Учет как форма систематизации.

Учетом НПА называется сбор действующихнормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

В России учету подлежат:

- ФКЗ;

- ФЗ;

- нормативные указы Президента РФ;

- акты федеральных органов исполнительной власти;

- законы субъектов РФ;

- акты соответствующих органов МСУ;

- нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;

- постановления Конституционного Суда РФ.

Наиболее распространенными разновидностями учета считаются:

а) журнальный учет по хронологическому и алфавитно-предметному принципу;

б) картотечный учет с созданием системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативных правовых актов;

в) поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативных правовых актов;

г) автоматизированный учет законодательства с помощью компьютера (автоматизированные информационно-поисковые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс».

Регистрация нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно - правовых актов - сложная и кропотливая деятельность и вполне оправданно, что существующие ветви власти создают для этого специальные органы.

Важнейшей формой учета нормативно-правовых актов является их надлежащая регистрация.

Хорошо поставленный учет нормативно-правовых актов может стать серьезной преградой на пути некачественных документов. Особенно тогда, когда учет их совмещается с регистрацией.

Регистрация - это одновременно и экспертиза документа, проверка основательности предложений тех, кто выступает за «присвоение» каждому российскому нормативно-правовому акту своего номера.1

В России учету подлежат: ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; законы субъектов РФ; акты соответствующих органов МСУ; нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; постановления Конституционного Суда РФ.

87. Толкование права: понятие и стадии.

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА — уяснение и разъяснение смысла и содержания юридических норм в целях надлежащего их применения; это совокупность мыслительных операций, совершаемых субъектом в целях уяснения смысла правовых норм, а также деятельность по разъяснению норм права другим лицам.

Толкование норм права — особая разновидность социального познания, представляющего процесс познания мыслей правотворческого органа, связанный с получением достоверных знаний о содержании норм права. Если предметом познания в процессе толкования являются нормы права, то цель толкования заключается в том, чтобы раскрыть содержание правового предписания, установить выраженную в норме права волю правотворческого органа.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Большое значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них положения.

Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе. Воля законодателя также учитывается, так как в последовавших за толкуемым актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов.

Задача толкования состоит в том, чтобы выяснить смысл того, что сформулировал законодатель, а не то, что он при этом хотел выразить.

Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона, выяснять смысл того, что законодатель сформулировал.

Основной идеей, которой должно быть проникнуто учение о толковании/является идея охраны и всемерного укрепления законности.

Стадии:

а) уяснение ("для себя")

б) разъяснение ("для других")

Уяснение - способность воспринять для себя общеобязательное правило поведения, его смысл в процессе установления подлинности нормативно-правового акта, усвоения его текста, познания воли правотворческого органа и конструирование на основе текста логической структуры нормы права.

Разъяснение это способность довести до понимания других лиц смысл и содержание нормы права или нормативно-правового акта.

Уяснение смысла нормы права - это необходимая предпосылка для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм права на практике. То есть за уяснением норм права не всегда следует разъяснение ее содержания. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: