Философия эпохи Просвещения: природа, общество и человек

Tе представители разрушали устоявшиеся предст-я о Боге, окружающем мире и ч, проявляли новаторство в своих фил-х исследованиях.

Понятие просвещения: 1. тип антифеодальной идеологии, основ-ой на постулате, что сущ-щие общественныеотнош-я должны подвергаться суду чел. разума, как единственного и высшего авторитета. 2. Путь для изменения чел. и общ-ва – это просвещение и знание.

В философии Просвещения можно выделить 3 направления:

• деистическое;

• атеистическо-материалистическое;

• утопическо-социалистическое (коммунистическое).

Деизм — направление в философии, сторонники которого:• отвергали идею личного Бога; • не соглашались с отождествлением Бога и Природы (с пантеизмом); • видели в Боге первоначало, причину всего сущего • отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей. Вольтер, Монтескье, Руссо.

Атеистическо-матер-коенаправ-е. Атеисты отвергали саму идею сущ Бога в люб формах, объясняли происх-е мира и ч с научных позиций, в вопр-х познания отдавали предпочтение эмпиризму. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Осн. интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общ-ва, основ-го на равенстве и социальной справедливости.

Была развита позиция последовательного материализма в понимании природы, мира (Дидро, Гольбах, Гельвеций). Гольбах считал, что матер мир и природа первичны и несотворимы. Они бесконечны во времени и простр-ве и сущ-ют независимо от сознания чел.

Вселенная – это великое соед-е всего сущ-го, предст собой лишь материю и движ-е, а все ее проявл-е лишь действие причин и следствий.

Материя – это все то, что каким-то образом воздействует на наши органы чувств. Более конкретно под материей понималось вещ-во в многообразных его проявлениях.

Движение-способ сущ-я материи.Дидро: источник движения материи-внутренняя ее разнородность и противоречивость. Материалисты ставили вопрос о происхождении жизни и сознания. Уже Дидро высказывал такую догадку, что способность ощущения присуща всей материи. В целом: природа несотворима и неуничтожима, она сущ. вечно и в ней происходит превращение одних форм в другие.

Человек. Ключевая мысль: Ч должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый личный интерес должен заставлять его думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общ.отношениях может обеспечить некоторую гармонию общ. жизни. Важное место – критика религии. Пытались ответить на вопрос о причине возникновения и существования религии: 1. Невежество и недостаток знаний 2. Страх перед грозными силами природы 3. Сознательный обман одних людей другими.

ДляПросвещения основой ч разума выступала природа. Следовать разуму и означало следовать природе. Жан Жак Руссо. Гл. идея -проблема социальногонер-ва и его преодоления. Частнаясобст-тьявл причиной общ-гонер-ва и возник-я государства. Соцнер-во порождает деградацию обществ-х нравов. Он различ2 вида неравенства: физическое, и политическое, сост-щее в различ привилегий, кот одни люди польз в ущерб др. Оснисточ социал зла он видел в общ-ном нер-ве. Из богатства возникают праздность и роскошь, что ведет к развращению нравов. Цивилизации неравенств Руссо противопоставил простоту и “невинность” первобытных людей. Тогда люди не имели частной собственности и были равны и свободны. Собственность явилась основой гражданского общества, а вместе с тем причиной неравенства. “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказал: “это мое”, и нашел людей, простодушных, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: