Мировоззрение – целостный, обобщенный взгляд человека на мир, в основе которого лежит отношение человека к миру.
В качестве субъекта мировоззрения выступают социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение - общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), философское и религиозное. (Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.) Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль. Понятие "М." соотносится с понятием "идеология", но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. М. имеет огромный практический жизненный смысл. (Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.) М., по своему содержанию, может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.
|
|
Исторические формы мировоззрения
II. Мифологическое мировоззрение. В древние времена люди жили как бы в особенном мире грез и фантазий. Верования играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразными выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. В современном мире, в широком сознании масс, творятся аналогичные иллюзорные идеи: о расовом и национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и т.д. Мифологическое мировоззрение – мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.Миф объясняет «все». Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной формой мировоззрения.
III. Религиозное мировоззрение. Развивалось из недр не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды). Бог стоит над природой и вне природы. В центре – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и тот факт, что эти ценности переносятся в потустороннюю область – не в земную, а в «вечную» жизнь. Религия считает истины веры выше истин разума. Религия ближе к философии. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания.
|
|
IV. Философское мировоззрение. Логически обоснованное, выводное знание, опирающееся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания. Оно осуществлялось как переход от конкретно-чувственных представлений к отвлеченным понятиям разума. Становление философии означало становление рационального постижения мира.