Организационно-методические условия проведения подвижных игр во внеклассное время

- занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта. - Внеклассные занятия подвижными играми должны содействовать общему физическому развитию, закреплению и совершенствованию материала, пройденного на уроках физкультуры - Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.


1.17. Организ-методич условия проведения подвижных игр во внешкольное время.


1.18. Применение подвижных игр при занятиях спортом - Систематические занятия подвижными играми способствует совершенствованию и закреплению у учащихся навыков в беге, прыжках, метаниях- более успешное обучение тех приемов, и приучение наиболее экономно их использовать - для этого проводятся подвиж игры, которые включают действия участников связанные с воспроизведением изучаемых приемов, обычно в упрощенной форме.- развиваются такие способности, как ловкость, быстрота, сила; вырабатывается упорство к достижению намеченной цели, решимость инициатива- улучшают физическую подготовку- Подвижные игры представляют собой «поединки» в которых игроки меряются способностями наиболее точно, ловко выполнить определенное задание. Подобные подвижные игры приближаются, по существу к своеобразным спортивным упражнениям, сохраняя свои специфические черты творческой, инициативной деятельности протекающей на основе определенных правил - игры-упражнения.- Большое значение приобретают подвижные игры содействующие целесообразному применению усвоенных приемов при целостном выполнении определенных спортивных упражнений в спортивных играх. Они служат переходной ступенью к овладению спортивными играми


1.19 Характеристика спорт игр, их специфические признаки, место в системе физического воспитания. Спорт игры - Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании Спорт игра - противоборство сторон1) В соревнов противоборстве используют присущие только конкретной игре двиг действия, по другому - приемы игры ( относится к технике)2) В игре используют взаимодействие игроков и индивидуальные действия (относится к тактике)3) В большинстве спорт игр ход игры имеет фазовый характер: - фаза защиты; промежуточная фаза ( когда команда и не владеет мячом и не в защите); - фаза нападения ( когда команда владеет мячом)4) В ходе игры возникают определенные игровые ситуации. Некоторые из них постоянно и точно повторяются в соответствии с регламентом игры - такие случаи называются стандартными положениями (вбрасывание мяча)Специфические признаки: -комплексность воздействия на организм занимающихся; - коллективность действий; - внезапная смена игр обстановки; - большая эмоциональность; - трудность в регулировании нагрузок.а) командные: - олимпийские ( баскетбол, бейсбол -М, софтбол -Ж, водное поло, волейбол, гандбол, футбол, хоккей на траве, хоккей с шайбой; - неолимпийские (лапта, мотобол, регби, хоккей с мячом); б) лично-командные: - олимпийские ( бадминтон, настольный теннис, теннис, шахматы; - неолимпийские ( бильярд, гольф, городки, шашки). Место в системе физ воспитания: Элементы спорт игр в соответствии с программой воспитания и обучения детей в ДДУ («Пралеска») с детьми 6-7 года. Для этих целей в нее включены игры: городки, баскетбол, бадтминтон, футбол, хоккей.Спорт игры широко представлены в физ воспитании учащихся общеобразовательной школы, ПТУ, ср-спец учреждений. В программах включены 4 игры: баскетбол, волейбол, гандбол, футбол. Учитель выбирает 2 игры.Во внеклассной физкультурно-оздоровительной и спорт работе используют также (соревнования внутри школы. Районные): - настольный теннис, бадтминтон, хоккей.Спорт игры при тренировке спортсменов во всех видах спорта. Кроме того для подготовки резерваСпорт игры развиваются через систему так называемых ДЮКОВ, ДЮСШ. Также в оздоровительных лагерях, в местах отдыха, санаториях вузах, армий милиции.В повседневной жизни исп как самостоятельный вид


1.20.Принципы обучения и тренировки в спорт играх. Принципы обучения: 1. Общепедагогические: принципы научности, систематичности и последовательности, наглядности, принцип связи теории и практики, сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации. 2. Специфические: - принцип большой варьиативности игровых приемов; - принцип зависимости спорт техники от тактических особенностей игр ситуации - принцип специфической структуры, обуславливаемой изменчивостью движений; - принцип квалификационной перестройки спорт техники Принципы тренировки: 1. Общепедагогические: - сознательность; - доступность; - систематичность; - динамичность 2. специфические: - единство общей (неспецифической) и специализированной подготовки. - единство соревновательного и тренировочного процесса. - направленность на максимальные достижения. - непрерывность тренировочного процесса. - вариативное изменение тренировочных нагрузок - индивидуализация тренировочного процесса. - цикличность тренировочного процесса


1.21. Методы обучения и тренировки в спорт играх Методы обучения:1. словесные; 2. Наглядные; 3. Практические (повтор движений): - разучивание в целом; - по частям (потом объединяют в целое); игровой метод; соревновательный метод. Методы тренировки: Направлены на развитие двигательной выносливости: 1) равномерный (выносливость) 2) переменный3) повторный ( быстрота, сила) 4) интервальный5) круговой тренировки


1.22. Средства обучения и тренировки в спорт играх Средства: основные - физические упражнения - двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной цели: 1. Общеразвивающие2. соревновательные - э то совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний. Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций 3. спец-подготовительные - это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств. Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные. 4. общеподготовительные - то двигательные действия являющиеся преимущественно средством общей подготовки. решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.


1.23. Структура и методика обучения техническим приемам и тактическим действиям в спорт играх. Обучение игровым действиям строится в соответствии с закономерностями формирования двигательного навыка. Закономерности отражаются в этапах обучения. Этапы составляют структуру. Структура обучения техническим приемам: 1) создание представления об изучаемом приеме 2) первичное освоение приема в облегченных неигровых условиях 3) овладение приемом в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации. 4) закрепление в специально организованной игре 5) совершенствование в условиях соревнований Структура обучения тактическим приемам6 1) развитие определенных физических, психических и интеллектуальных качеств 2) формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (техники) 3) изучение собственно тактических действий: - индивидуальных; - групповых; - командных. 4) интеграция тактических действий в игровой соревновательной деятельности.


1.24. Виды подготовки в спорт играх Техническая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечиваю­щий надежность игровых действий спортсмена в соревнованиях.Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на достижение эффективного применения технических при­емов в сложной игровой обстановке при помощи тактических дей­ствий, которые представляют собой рациональную форму органи­зации соревновательной деятельности спортсменов в игровых ви­дах спорта.Физическая подготовка - это педагогический процесс, направ­ленный на развитие физических качеств и функциональных возмож­ностей органов и систем организма обучаемых, которые создают благоприятные условия для совершенного овладения навыками игры. Физическая подготовка должна быть связана с технико-так­тической и соревновательной подготовкой.: а) общая - укрепление здоровья, формир осанки, совершенств-ние двиг навыков, укрепление ОДА) - ОРУ, стретчинг, занятия др видами спорта; б) специальная - разв физ способ специфич для спорт игры, развитие качеств, обуслав их успех такт действий обучаемого - спец - подготов упра, кот развивают специф качества: без предметов, на тренажерах, с предметами.Теоретическая подготовка - освоение с-мы знаний в процессе теорет знаний (лекций, семинаров, самост изуч литературы) а так же в процесее лаб и практр физ спорт занятий.Интегральная подготовка представляет собой систему трениро­вочных воздействий, призванную максимально реализовать трени­ровочные эффекты отдельных сторон подготовки - технической, тактической, физической в целостный игровой соревновательной деятельности спортсменов.Психическая подготовкаИгровая подготовка - Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:Упражнения по технике в виде игр - «Эстафета у стены» (пе­редачи о стену), «Мяч водящему», «Передал - садись!», «Мяч в воз­духе», «Точно в цель» (с учетом специфики спортивной игры).Игры подготовительные к спортивным - в них должна быть отражена специфика конкретной игры.Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направле­ны на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На началь­ном этапе в работе с детьми применяется игра «мини».Контрольные игры с заданиями - установками на игру и пос­ледующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, слу- жат промежуточным звеном между учебными и календарными иг­рами, официальными соревнованиями. Учебные игры. Игра по правилам «мини». Игра по правилам спортивной игры с некоторыми отступлениями от правил. Игра при полном соблюдении правил игры. Игра уменьшенными соста­вами, игра полными составами. Контрольные игры. Проводят регулярно, учитывая наполняе­мость учебной группы. Как правило, для контрольных игр пригла­шают «чужую» команду. Контрольные игры незаменимы при под­готовке к соревнованиям. Задания в игре по технике. Основная задача таких заданий - «зак­репить» в игре изучаемые приемы техники. Обязательное требова­ние при проведении учебных игр - применение изученных техни­ческих приемов. В систему заданий в игре последовательно вклю­чают программный материал для данного года обучения. Задания в игре по тактике. Поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть обязательно. Они стро­ятся на основе программного материала для данного года обуче­ния: это тактические действия в нападении и защите - индивиду­альные, групповые и командные.Соревновательная подготовка


1.25. Управление соревновательной деятельностью игроков и командой в спорт играх. Ведущая роль здесь принадлежит тренеру. Воспитание соревнователь­ных качеств начинается с первых шагов обучения спортивной игре. В процессе подготовки к соревнованиям как можно полнее учи­тываются требования, которые определяются структурой соревно­вательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эф­фективность.учет условий, в которых протекает со­ревновательная деятельность спортсменов:подготовка команды и каждого отдельного иг­рока проводится с учетом игры с конкретной командой соперника: используют данные спортивной разведкиНепосредственно перед встречей проводится «установка на игру». Определяются стартовый состав, варианты замен, даются за­дания каждому игроку, нескольким по взаимодействиям, опреде­ляется программа действий до начала встречи (сбор, отъезд, спортивная одежда, разминка и т.д.).Во время встречи тренер, наблюдая за игрой, анализирует дей­ствия игроков соперника, своей команды и вносит коррективы по составу команды, ведению игрыПосле окончания встречи организуется разбор игры. При этом используются результаты наблюдений за действиями спортсменов в игре, анализ технического протокола игры, просмотр видеоза­писей игры.После окончания соревнований делается общий анализ проде­ланной работы по подготовке команды к соревнованиям и по ре­зультатам соревновательной деятельности. Общая оценка суще­ственно зависит от характера соревнований: если это основное на данный сезон, то главный критерий здесь - занятое место и его со­ответствие запланированному; если подводящее, то главным кри­терием здесь будет достижение установленных на этот период мо­дельных показателей по всем основным параметрам соревнователь­ной деятельности.


1.26. Виды соревнований и их организация М.б.: личные(бильярд); командные (волейбол, футбол); лично-командные (теннис) М. б.: - календарные: чемпионаты, первенства, кубковые, классификационные; массовые: районного, городского коллективово физ-рыМ.б: показательные, мемориальные.Организация: 1 ) создать орг комитет (штаб) - разрабат положение соревнований, подбирает и утвержд гл. судейскую коллегию, готовит места соревнований, места проживания и питания, рассылает положения учавств-им организациям, принимает предварительные заявки, разрабатывает календарь, расписание. Положения соревнований: 1) цель изадачи; 2) местро проведения; 3) условия провдения; 4) определение мест учав-их команд; 5) руководство соревнования; 6) награждение; 7) сроки представления заявок; 8) условия подачи протеста.Орг комитет проводит заседание совместно с гл.судейской коллегией и представителей команд. На 1 заседании проводится жеребьевка и решаются разл орган вопросы. В ходе сорев огр комитет вносит рез-ты игр в таблицу хода соревнований, Дает инфу в газету, радио, журналы, ТВ. Рассматривает на очередных заседаниях работу гл. судейской коллегии и ход игры.По окончании проводится итоги команды, расстав по местам, награждение, дается инфа и выдаются рез-ты соревнований кажд команде.


1.27. Способы (системы) проведения соревнований Способы (систем) проведения соревнованй1) круговая - каждая команда д. сыграть со всеми участвующими командами. Самая объективная система. Недостаток - при большом кол-ве команд необходимо и больше времени(кол-во дней) проведения соревн. Количество дней зависит от кол-ва участвующих команд. Если нечетное кол-во игровых дней (туров) = кол-ву команд, если кол-во команд четное, то и то кол-во игровых дней = на одну меньше. Бывает: а) с разъездами - нужно чередовать, одна команда дома, другая на соревновании б) без разъездов2) с-ма с выбыванием: положит - соревнования с большим кол-вом команд м. провести в более короткие сроки; отриц - необъективность: сильные команды м. встретится в 1 день и команда выбывает, и малое кол-во игр для некоторых команд. Возникает 3 ситуации: 1) кол-во команд = 4, 8, 16, 32 и т.д., т.е. кол-во команд = 2, возведен в степень; 2) кол-во команд просто четное - необходимо знать сколько команд д. играть в 1 день. Опр-ся по формуле х=(А - 2n). 2 =, х - кол-во команд в 1 день, А - кол-во команд играющих на соревн, n - степень, в кот необходимо возвести 2, чтобы получить число приближенное к общему кол-ву команд, но меньше этого числа; 3) если нечетное кол-во - прим формула, по которой опр кол-во команд играющих в 1 день, но при этом неиграющие команды распределяются так, что сверху не играет меньше на одну команду чем снизу. 3) смешанная система - на одном этапе проведение соревнований напр по круговой с-ме, а на 2 этапе по с-ме с выбыванием.


1.28. Планирование учебного и учено-тренировочного процесса. Планирование - заранее намеченная с-ма деят-ти предусматривает порядок, последовательность и сроки вып-ния работ. Это означает процесс распределения учеб мат-ла в опр промежутках времени. Виды п.: 1) перспективное - осн. документ: а) многолетние планы - в спорте высш достижений на олимп цикл - 4 года.; б) программы - в школе перспектив опр учебные программы. 2) текущее - заключ-ся в распределении программного мат-ла на опр этапы (на год, четверть, семестр, мезацикл) 3) оперативное - осущ на микроцикл (1-2 недели), тренировочное занятие, урок физры Особен-ти разработки планов: В инструкциях Мин обр указ, что учитель физры школы д. составить: 1) план на учеб год; 2) календарно-тематич план на четверть; 3) план-конспект урока. План на четверь и на год заверены директором или завучем. Годовой: составление производится с помощью учебн программы по физре и здоровью для уч-ся 1-11 кл. Для заполнения колонки разделы, темы учеб мат-ла необ-мо исп примерное распределение учеб мат-ла, имеющего в программе для кажд класса На четверть: нач с записи содержания разделов и тем учеб мат-ла организ в этой четверти в годовом плане. После распредел времени отведенного на уроке: знания, л/а, тестирование, приступают к распределению учеб мат-ла уроков по баскетболу. При этом исп обозначения в виде этапов и выделяют время на этап: О - ознакомление, Р - разучивание, З - закрепление, С - совершенствование, К - контроль. Напротив приема изучаемого на каком-либо уроке ставят обозначения в виде дроби: этап/время - О/3/. Причем на одном уроке не более 3 приемов. План - конспект - нач с формирования задач урока. Для этого исп обозначение этапов в календарно-тематич плане. После опр задач урока приступают к подбору упр-ний осн части урока. Запись упр осн части проводится с исп схемы: 1) И.п.; 2) Вып приема - запис какой прием, как перед, как расстояние; 3) возращ к И.п. - по боковой линии двумя потоками); 4) дозировка осн части - исходя из того что записали в календ-тематич плане.; 5) организ-метод указания - указ детали техники, типичные ошибки, способы перестроения, способы орг-ции.


1.29. Урок - основная форма организации, орг-ция деят-ти учащихся на уроке - Урок ФК обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня Требований к его организации и проведению 1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. 2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач 3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. 4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. 5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. 6. Разнообразие содержания, методики урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности. 7. Обеспечение травмобезопасности урока 8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. Структура урока: подготовительная, основная, заключительн. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. 1. Подготовительная часть урока. цель – подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи: – обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие; - активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся; – обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений); – обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений). упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. 2. Основная часть урока. Цель основной части – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, – в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. 3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач: – снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж); – регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание); – подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках); – сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». Организация деятельности учащихся: способов выполнения физических упражнений (поочередный, поточный, одновременный) и методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой). Поочередный способ заключается в том, что каждый последующий ученик (или группа учащихся) начинает выполнять упражнение только после окончания работы предыдущим занимающимся (или группой). Применяется, как правило, на первом-втором этапах обучения двигательным действиям и позволяет своевременно обнаружить отклонения от эталонной техники. При поточном способе выполнения учебного задания каждый последующий ученик включается в работу до окончания выполнения упражнения предыдущим, что значительно увеличивает моторную плотность урока и двигательную активность учащихся. Одновременный способ основан на одновременном выполнении учащимися одного или различных заданий. Используется на этапе закрепления и совершенствования разучиваемого двигательного действия, дает высокую моторную плотность урока. Фронтальный метод организации деятельности учащихся наиболее часто используется в вводной, подготовительной и заключительной частях урока и реже - в основной, при выполнении несложных двигательных действий. Его сущность состоит в том, что все учащиеся класса одновременно привлекаются к выполнению одного и того же учебного задания. Достоинство фронтального метода - в максимальном охвате учащихся двигательной деятельностью, в возможности достижения высокой моторной плотности урока. Групповой метод часто используется при углубленном разучивании сложных упражнений, т.к. позволяет точнее дозировать физическую нагрузку, лучше вести наблюдение за работающими учениками, исправлять ошибки. Данный метод дает широкие возможности для развития самостоятельности учащихся, повышения их активности, организации соревнования за успешное решение поставленных на уроке задач. Индивидуальный метод организации учебного труда школьников заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, должны тут же самостоятельно их выполнять. Важными условиями его использования являются наличие достаточной материально-спортивной базы и тщательная подготовка мест занятий. Метод круговой тренировки следует рассматривать не как метод упражнений, а как метод организации учебно-воспитательного процесса. Для его практической реализации учащиеся делятся на группы, число которых должно соответствовать числу мест занятий (или станций). В то же время количество станций определяется численностью занимающихся и числом упражнений, включенных в комплекс круговой тренировки. Станции могут располагаться по кругу, квадрату, прямоугольнику и пр. Нагрузка на каждой станции строго регламентируется.


1.30. Пед контроль и учет Виды педагогического контроля.Педагогический контроль предполагает оценку состояния, в которомнаходится спортсмен или оценку тренировочного эффекта. В зависимостиот длительности временного промежутка, необходимого для перехода отодного состояния в другое, выделяют три вида состояния: оперативное,текущее и устойчивое (нормативное). В соответствии с этим существуюттри формы педагогического контроля нагрузок за состоянием спортсмена:1. Оперативный – оценивающий срочный тренировочный эффект и тосостояние, в котором находится спортсмен в данный момент (оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом);2. Текущий – основная задача которого, определить повседневное колебание в состоянии спортсмена (он предназначен для регистрациинагрузок в микроциклах);3. Поэтапный – оценка устойчивого состояния спортсмена на различных этапах тренировочного процесса.В настоящее время во многих видах спорта, и в том числе в волейболе, для подготовки тренировочных программ используют анализ результатов комплексного контроля. Комплексный контроль представляет собойсистему, которая включает углубленное медицинское обследование, поэтапное комплексное обследование, текущее обследование и обследованиесоревновательной деятельности игроков. Методы педагогического контроля Для осуществления педагогического контроля применяются следующие методы:1. Педагогические наблюдения.2. Анализ и синтез данных педагогического контроля.3. Оценка результатов тренировочного процесса и соревновательнойдеятельности игроков.4. Беседы, опрос.Метод педагогического наблюдения применяется тренерами в процессе занятий и соревнований. Они ведут наблюдения за поведением игроков,их активностью, эмоциональным состоянием, за тем, как они переносяттренировочные и соревновательные нагрузки.Метод анализа и синтеза – основной метод педагогического контроля.Эффективное использование данного метода имеет самое непосредственное влияние на качество управления тренировочным процессом. От точности анализа данных педагогических наблюдений и от правильности принятых тренером решений зависит совершенствование процесса подготовки.Метод оценки результатов подготовки рекомендуют для определениякачественных сдвигов у занимающихся. В большинстве случаев оцениваниеразличных видов подготовки спортсменов строится на объективных показателях с использованием различных приборов, видеомагнитофонов, кино,контрольных упражнений по видам подготовки, контрольных заданий в соревнованиях.В тех случаях, когда какие-либо показатели не поддаются объективной оценке, используют метод экспертных оценок. Обычно применяетсяпятибалльная система оценок. Способы педагогического контроляТестирование является наиболее распространенным способом педагогического контроля над процессом спортивной подготовки. Особенно много разработано тестов для оценки физической и технической подготовленности спортсменов. Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системыкомплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов.При составлении программы тестирования необходимо определить:какие тесты необходимо использовать для оценки подготовленностиспортсменов; сколько нужно тестов, чтобы получить нужную достовернуюинформацию для планирования учебно-тренировочной работы.При выборе тестов следует использовать только те из них, которыеотвечают специальным требованиям:1. Стандартность.2. Наличие системы оценок.3. Надежность.4. Информативность.

1.31. Оценка успеваемости учащихся по спрот играм - Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели успеваемости — это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности. Количественные показатели успеваемости — это сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся обычно из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных; выносливости, гибкости и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств). Эти показатели определяются результатами развития физических качеств. Количественные показатели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают оценку успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, если учитель ограничивается только ими, ведут к односторонности оценки. Вместе с тем количественные критерии необходимы особенно тогда, когда они выступают как одно из слагаемых общей всесторонней оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, причин тех или иных достижений и недостатков конкретного учащегося. Учитель должен представлять, что точные количественные критерии важны прежде всего в качестве объективного контроля за ходом физического, развития, подготовленности и в какой-то мере за состоянием здоровья, а не только как отметка и свидетельство успеваемости. Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если учитель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за определенный период. В отличие от других общеобразовательных предметов особенностями оценки успеваемости по физической культуре являются: необходимость более полного и глубокого учета не только психических качеств, свойств и состояний, но и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья учащихся; более широкий диапазон критериев, где учитываются не только знания, но и конкретные двигательные умения и навыки, способы осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности, способности использовать знания и физические упражнения, изученные в школе, в нестандартных условиях; наличие объективных количественных слагаемых оценки, которые позволяют более объективно и точно вести контроль за ходом индивидуального физического развития и подготовленности. Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика. Индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать, можно разделить на две большие группы: телесные и психические. Телесные — это особенности физического развития (длина и масса тела), типы телосложения (астеноидный, дегистивный, торакальный и мышечный). При оценке успеваемости учащихся не меньшее значение имеет также учет психических особенностей личности. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления заданий учителя, подготовки к ответу, выполнения упражнения. Учащимся с плохой двигательной памятью труднее воспроизвести требуемые образцы или отдельные детали осваиваемых движений. Эмоциональным, легко возбудимым учащимся следует создать спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они могли бы продемонстрировать свои достижения. Нерешительным, с недостаточно развитыми волевыми качествами учащимся необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надежную страховку и помощь. Предварительный учет проводится на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. Данные предварительного учета следует фиксировать в специальных протоколах или рабочих тетрадях учителя. То же самое, как показывает опыт школ, целесообразно осуществлять самим учащимся в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья. Текущий учет позволяет учителю получить сведения о ходе овладения учащимся программным материалом. Это дает возможность оценить правильность выбранной методики обучения. В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В отдельных случаях учитель суммирует все полученные за занятие оценки в один поурочный балл. Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела за четверть (в старших классах — за полугодие), учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за усвоение всех составляющих успеваемости: знания, двигательные умения и навыки, сдвиги в развитии физических способностей, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Критерии оценки успеваемости по разделам программы. При оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы. С целью проверки знаний используются различные методы. Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками: «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях; «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений; «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Учащийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; «2»— двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.


1.32. Особенности проведения с разн возрастом - соответствие методов особенностям психо-физ развития- осуществление специализации на базе всесторонней физ подготовки- строгое соблюдение принципов доступности, постепенности, и систематичности.- органич единство обучения, тренировки и воспитания- овладение спорт специализацией на основе широкой универсальности- тесное сотрудничество педагогов и учащихся- Разнообразие ср-в, методов и форм- исп-ние игровой формы упра,- чередование регламентируемой и свободной деят-ти- постановка конкрет целей- создание дружеств отношений в коллективе- физ подготовка, тех, такт, морально-волевая.


2.1. Характеристика гандбола как вида спорта и средства физ воспитания Гандбол - командная игра, в кот противоборствуют две команды, каждая из которой старается достигнуть цели игры. Один вратарь и шесть игроков в полеСущность: игроки одной команды, передвигаясь по площадке и передавая мяч друг другу руками, стремятся преодолеть оборону соперника и как можно больше забросить мяч в ворота противоположно стороны и одновременно стараются как можно меньше пропустить мяч в свои ворота. Цель: забросить мяч в ворота соперника и не позволить ему сделать это. Содержание: двиг деятельность, а также индивидуальные и коллективные способы борьбы с соперником Фазы игры: 1) фаза владения мячом одной из команд - атака и нападение; 2) фаза, когда мяч находится в игре, но им владеет команда соперника - оборона, защита; 3) фаза, когда ни одна команда не владеет мячом.Двиг фаза в нападении состоит из: ходьбы, бега, прыжков, остановок и перемещений.Тех приемам игры противопоставляют приемы игры в защите - выбивание, перехваты Влияние занятий в физ воспит: Все разнообразие тех и такт действий вып на учетно-тренировочных занятий: тренировка и урок. Оказывает самое разнообразное воздействие: - развивает координационные способности, специфич чувство времени, оперативное мышление, периферич зрение.Длительность: 2 по 30 мин, перерыв 10 мин.Основа игры: передача мяча одной или двумя руками на месте, в прыжке и в движении, ловля мяча, броски с опорного и безопорного положения, заслоны, бег, прыжки, кувырки, падение вперед, в правую и левую сторону. Площадка: длина 40 м, ширина 20 м, высота ворот 2 м и ширина 3 м ( разметка черно-белыми поперечными линиями), ширина линии разметки 5 см, Грубые нарушения - пенальти с 7 метров Незначительные нарушения - между 6-9 м. При пенальти вратарь не м выходить за 4 метровую линиюНаказание: удаление; желт - предупреждение, красн ( 2 желтых) - дисквалификация.2-ух минут удаление - за грубую игру, Женск мяч - окружность 54-56 см, вес 325-400 гр; мужск - окруж 58-60, вес 415-435 гр.Вратарь одевает форму отличную от игроков, и номер у него 1 или 16. Нарушения: - запрещено играть ногами; - запрещено касаться мяча более 1 раза; - делать не более 3-ех шагов; - нельзя вести мяч двумя руками; - запрещено вырывать или выбивать мяч; - блокировать или отталкивать соперника руками или ногами; - обхватывать, задерживать, толкать.Начальный бросок выпол по сигналу судьи с центра поля в любом направлении в теч 3-ех сек.


2.2 История и перспективы развития гандбола в мире Изобретен преподователем физ воспитания Нильсоном в 1898 году в Дании.1934 г были утверждены международные правила1936 г гандбол включен в число олимп видов спорта1938 г первый чемпионат мира среди мужских команд. Первый чемпион мира Германия1946 г создана международная федерация гандбола (ИГФ)1956 г игра включена в программу 20 Олимпийских игр для мужских, в 1974 для женских1992 г была создана европейская ассоциация гандбола. В нее входит 159 нац федераций


2.3. История и перспектива развития гандбола в Беларуси 1 этап1956 г начал развиваться среди студенческой молодежи. Была организована Минская городская федерация гандбола, а в декабре Республиканская федерация гандбола. Председатель федерации - С.Г. Аввакумов.1957 г первый чемпионат г.Минска: 20 мужских, 7 женских (в вузах) 1960 г впервые выступают на всесоюзных соревнованиях в Ленинграде в матче восьми городов 1961 г в г.Горки в бел сельскохоз академии - первый чемпионат республики (5 мужских команд) 2 этап Начался с приходом в ДЮСШ Спартака Мироновича в качестве детского тренера. Затем стал главным тренером по гандболу, под его руководством была создана команда СКА (спорт клуб армии) с 1975 года.1988 г - 5 игроков из 7 в составе стали Олимп чемпионами в Сеуле: Каршакевич, Шевцов, Свириденко, Тучкин, Шароваров. Самый знаменитый клуб СКА-Минск - 6 раз чемпион СССР, трижды кубок Европы, 1 раз суперкубок.С 1993-2009 - участники чемпионатов в Европе Перспективы: создание сильных нац клубов. Перспективы в Бресте, в Могилеве. В Минске - «Динамо».


2.4. Классификация техники нападения полевых игроков в гандболе. Техника игры - специальные приемы, выполняемые на месте и в движении. Подразделяется: Техника нападения - индивидуально и коллективно, на месте и в движении: Основные технич приемы: передвижения, передача, ловля, ведение мяча, броски по воротам, обманные действия заслоны 1) передвижения - приставные шаги, бег по прямой,бег с изменением направления и скорости передвижения, бег спиной вперед, бег обманными движениями; прыжки на правой, левой и двух ногах. При обороне: игроки передвигаются влево и вправо в основном приставными шагами, а при выходах вперед или отступлении назад лучше всего использовать бег с различной скоростью, спиной вперед, прыжки вперед и назад, а также подскоки и выпады. Стойка готовности: вес тела распределяется равномерно на носки обеих ног, пятки слегка оторваны от пола, голову держать прямо и взглядом контролировать игрока с мячом, ноги согнуты в коленях, при этом левой или правой ногой делается небольшой шаг вперед, туловище также наклоняется вперед, руки согнуты в локтях, ладони располагаются перед грудью. Держание мяча: двумя или одной рукой при ловле, после ведения, при подготовке к передаче или броску игроку необходимо держать мяч всегда двумя руками, охватив иго кистями. Пальцы сведены, мяч находится перед грудью. Выполняя передачи, финты с мячом, броски по воротам - одной рукой. 2)Передача мяча: одной рукой от плеча, одной рукой из-за спины, одной рукой над плечом, за головой, одной рукой снизу 3)Броски по воротам: одной рукой с места и в движении, из опорного положения, в прыжке, с падением в сторону броска. Самыми распространенными явл-ся: - бросок согнутой рукой сверху вып-ся из основной стойки, при кот левая нога впереди, мяч обхватывается пальцами руки и удерживается на уровне головы, локоть поднят до высоты плеча, рука с мячом слегка отводится в сторону. Выполняя бросок, игрок одновременно движением таза и плеча разгибает руку в локтевом суставе и за счет активной работы кисти выполняет бросок. - Бросок в прыжке: вып-ся в тот момент, когда игрок после прыжка вверх достигает наивысшей точки взлета, правая рука с мячом, согнута в локтевом суставе, отводится назад, левая выносится вперед, выполняя бросок, игрок разворачивается грудью вперед, резко отводит правую ногу назад и бросок заканчивается захлестывающим движением кисти; - бросок мяча в падении - вып-ся при исходном положении игрока боком, грудью или спиной к воротам. После ловли мяча игрок выпрямляет толчковую ногу, руку с мячом разгибает в локтевом суставе и за счет резкого движения кисти производит бросок сверху. 4) Ведение мяча: выполняется толчкообразным движением руки и кисти. Рука согнута в локтевом суставе со свободно разведенными пальцами, мягкие и плавные движения кистью, туловище наклонено вперед. 5) Ловля мяча: в основном двумя руками на месте и в движении. На средней высоте: руки выставляются вперед ладонями вниз - вовнутрь, ноги слегка согнуты в коленях. В момент ловли пальцы охватывают мяч, руки сгибаются в локтях, мяч притягивается к груди. Высокие мячи: игрок на носки, руки вперед-вверх, ладони вперед-внутрь, пальцы рук широко расставляет, большие пальцы сближает. Низкие мячи: одновременное сгибание ног, наклон туловища вперед и выставление рук в сторону полета мяча вперед - вниз, направленными ладонями вверх-внутрь. 6) Обманные действия: сочетание различных движений рук, ног, туловища, направленные на изменение действий соперника в сторону противоположную выполнения тех приема. а) простые - ложный рывок игрока в одну сторону с резким изменением движения в другую; обводка игрока с помощью одношажного или двухшажного движения. б) сложные - сочетания комбинированных движений игрока. Напр: имитация броска или передачи с последующим ведением мяча обводка игрока поворотом на левой ноге через правое плечо, обводка игрока поворотом на правой ноге через левое плечо. Очень важно при выполнении обманных действий научиться выполнять имитацию передачи мяча и в совершенстве выполнять замах на бросок. 7) Заслоны: прим-ся для создания временного численного превосходства с целью освобождения игрока от опеки соперника. При помощи заслонов игроки могут затруднять действия защитников и создавать игровое перимущество. М.б. с мячом и без него. Подразделяются: а) подвижные - игрок становится на пути продвижения защитника и блокирует его туловищем до конца передвижения; б) передний - игроку необходимо стать лицом или спиной к противнику и загородить его туловищем для временной возможности партнеру действовать свободно; в) боковой - игрок занимает место сбоку от защитника и туловищем мешает ему двигаться в направлении атакующего игрока. г) групповой


2.5. Классификация техники защиты полевых игроков в гандболе Основные тех приемы: защитная стойка, передвижения в защитной стойке, блокирование, перехват мяча игра вратаря.1) защитная стойка - ноги слегка согнуты в коленях, левая или правая - немного впереди, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтевом суставе и находятся перед грудью, взгляд сосредоточен на мяче. 2) передвижения в защитной стойке - выполняются приставными шагами вправо и влево, выпадами вперед и в стороны, прыжками вперед, в стороны бегом вперед спиной. При передвижении игрок должен всегда находиться на слегка согнутых ногах и перемещаться на носках. 3) блокирование - комплекс спец упражнений, кот состоят из перемещений, прыжков, выноса и постановки рук, приземления. Игрок энергично выносит руки вверх слегка вперед, пальцы рук широко расставлены, большие пальцы сведены вместе. Блокирование выполняется одним или группой игроков. 4) перехват мяча - применяется в том случае, когда защитник находится в непосредственной близости от игрока, владеющего мячом, или игрока, которому предполагается передача мяча. Самым главным требованием при организации перехвата мяча явл-ся умение предугадать «момент», и направление передачи и умение выбрать самый эффективный способ передвижения для перехвата мяча. Самым эффективным положением игрока при перехвате мяча является выход игрока вперед. Этот прием требует от защитников навыков быстрого рывка, умение опережать действия противника. 5) выбивание6) снятие мяча при замахе7) переключение и задержание мяча с вратарем


2.6. Классификация тактики нападения полевых игроков Тактика игры - складывается из индивидуальных, коллективных и командных действий игроков, выполняемых как в нападении, так и в защите. Индивидуальные - это умение игрока быстро целенаправленно переключаться от одного вида передвижения к другому с целью перехвата мяча, блокирования бросков, подстраховки игроков, перехода от защиты к нападению. большое значение имеет умении игроков команды применить одиночный или групповой заслон с целью освобождения нападающего игрока от опеки. Групповые действия направлены: на перехват мяча; своевременное переключение защитника для подстраховки партнера, умение своевременно и согласованно поставить групповой блок игроку, выполняющему сильно и точно броски мяча по воротам. Групповые и командные- Командные тактические действия направлены на выполнение игроками комплекса технических приемов, как в нападении, так и в защите 1) Быстрый прорыв - организуется при перехвате мяча, потере его игроком нападающей команды. один или, несколько игроков делают стремительный рывок от своих ворот к воротам противника, быстро получают мяч в отрыв и без замедления выходят к воротам противника для завершения броска. Игрок должен перемещаться на максимальной скорости, самом удобном направлении и -не выпускать из поля зрения игрока владеющего мячом, уметь принять.мяч и произвести бросок по воротам без остановок: 1) опережающий отрыв; 2) прорыв длинной передачей; 3) прорыв короткими передачами2) позиционное нападение - 1) «сковывающая атака»; 2) заслоны; 3) выход в свободные зоны; 4) атака через линейных; 5) атака согласованная перемещением.


2.7. Классификация тактики защиты полевых игроков 1) Индивидуальные действия - умение игроков перехватить мяч, блокировать игрока нападением с мячом и без мяча, выходить на игрока, владеющего мячом: а) выбор места; б) освобождение от опеки защитников; в) применение тех приемов игры.2) Групповые действия - согласованные взаимодействия игроков, направленные на успешное отражение атаки противника. Самая распространенная - зонная защита - каждый игрок должен активно оборонять определенную зону и блокировать находящегося в ней противника: а) 6:0 - шесть игроков располагаются у шестиметровой линии и активно перемещаются вдоль нее. В тот момент, когда нападающий готовится произвести бросок, защитник, играющий против этого игрока, быстро выходит вперед и преграждает ему путь. Другие защитники активно смещаются в сторону игрока, вышедшего на игрока владеющего мячом и тем самым заполняют свободное место; б) 5:1 - пять игроков располагаются вдоль шестиметровой линии и быстрыми согласованными перемещениями обеспечивают защиту ворот. Шестой игрок, старается помешать нападающим; в) 4:2 - 4 игрока вдоль шестиметровой линии и быстро перемещаются в сторону предполагаемой атаки. Два защитника, располагаются в зоне свободных бросков и активными перемещениями мешают нападающим разыгрывать комбинации, стараются перехватить мяч; г) 3:3 - три игрока располагаются у шестиметровой линии, а три выдвинуты вперед. При защите ворот игроки двух линий защиты перемещаются одновременно, подстраховывают друг друга, организовывают одиночный и групповой блок. а) при численном меньшинстве; б) при численном равенстве; в) при численном превосходстве. - подстраховка; - проскальзывание; - переключение; - групповое блокирование.3) Командные действия - совокупность зонной и персональной защиты, направленных на нейтрализацию сильнейших игроков противника. а) 5:1 - 5 защитников вдоль линии площади вратаря и активно защищают определенную зону. 6 игрок выдвигается вперед и персонально опекают одного из нападающих на половине своей площадке; б) 4:2 - 4 защитника вдоль линии площади вратаря и организуют зонную защиту. Два игрока выдвинуты вперед и персонально опекают двух сильнейших нападающих. а) личная защита - по всей площадке, на своей половине; б) зонная защита; в) смешанная защита.


2.8. Классификация техники и тактики игры вратаря Техника игры - умение задерживать и отбивать мячи, брошенные с ближнего, среднего и дальнего расстояния. Основ способы передвижения вратаря: приставные шаги влево и вправо, перед и назад; прыжки на одной и двух» ногах; выпады и шпагаты в правую и левую стороны; бег; старты из разных положений; остановки и скачки. Основная стойка: Вратарь в воротах стоит, расставив ноги на 25-35 см, носки развернуты,тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Колени слегка согнуты,туловище немного наклонено вперед, руки слегка согнуты, ладони впереди,взгляд направлен на игрока владеющего мячом.В гандболе вратарь перемещается в основном приставным шагом ирезкими короткими стартами в разных направлениях. При передвижении вратаря приставными шагами необходимо движение начинать с ноги, стоящей ближе к направлению перемещения. Игрок должен все время передвигаться на носках, слегка согнув ноги. Отбивание и задерживание мяча Игра вратаря заключается в умение задерживать мячи, брошенные сразличных расстояний и в любую часть ворот. В зоне ворот вратарь должен перемещаться на носках. При отбивании мячей, летящих на уровне бедра и выше, вратарь задерживает одной или двумя руками.Мячи, брошенные в нижние углы ворот, вратарь отбивает выпадами вправо или влево с одновременным выставлением одноименной к ноге руки. Введение мяча в игру Введение мяча в игру вратарь производит без задержки после ловлиили задержания его чаще всего одной рукой. Вбрасывая мяч, он делает широкий шаг вперед ногой противоположной руки, держащей мяч. В этот момент руку с мячом отводит назад, центр тяжести переносит на сзади стоящую ногу, свободная рука выносится вперед на уровне груди. В момент выполнения передачи, центр тяжести тела переносится на левую ногу, рука с мячом разгибается в локтевом суставе, выносится вперед полного выпрямления, свободная рука отводится назад.


2.9. Основные положения правил игры Игровой мяч 1гровой мяч должен быт: изготовлен из кожи или синтетическогоматериала, иметь круглую форму, наружная поверхность его не должна быть скользкой или блестящей. До начала игры судьи выбирают мяч для игры. В случае расхождения мнений решения принимает судья, чья фамилия записана в игровом протоколе первой.Для каждой игры судьи подбирают два мяча соответствующих поразмеру и массе, проверяют их качество. Мяч, которым начинали игру,разрешается менять только в крайних случаях: если он разорвался; потерял форму или изменился его вес. На официальные международные соревнования, а также при проведении игр сборных команд должны использоваться только официальные мячи ИГФ с соответствующим знаком качества. Время игры Время игры и для мужчин, и для женщин старше 16 лет составляет два тайма по 30 мин, каждый с 10-ти минутным перерывом между таймами. Отсчет времени игры начинается по свистку судьи на выполнение начального броска с центра поля и заканчивается заключительным сигналом секундометриста или автоматическим сигналом демонстрационного табло об окончании времени игры.Нарушение правил или неспортивное поведение, имевшее место досигнала секундометриста, должны быть наказаны судьями даже после того, как прозвучит сигнал окончания времени игры. Судья в поле заканчивает игру только после того, как будет известен результат назначенного свободного или 7-метрового броска.Если финальная сирена звучит в момент выполнения свободного или 7-ми метрового броска, или если мяч после такого броска уже находится в воздухе, то исполняемый бросок должен быть повторен независимо от его результата. Если перед самым окончанием игрового времени назначается свободный или 7-ми метровый бросок, секундометрист должен подать сигнал об окончании времени игры только после того, как будет известен результат этого броска, даже если время игры истекло раньше. Нарушения правил игры или неспортивное поведение во время исполнения свободного или 7-ми метрового бросков должны быть наказаны. Если судьи считают, что секундометрист подал сигнал об окончании времени игры преждевременно, они обязаны оставить игроков на игровойплощадке и доиграть оставшееся время. При этом мячом должна владеть та команда, которая владела им до сигнала секундометриста.Если первый тайм игры длился дольше положенного времени, топродолжительность второго тайма соответственно сокращается.Если основное время игры закончилось вничью, а победитель игрыдолжен быть определен, то после 5-ти минутного перерыва проводится розыгрыш выбора ворот или начального броска с центра поля. Дополнительное время игры для команд всех возрастов составляет 2x5 мин., при этом команды проводят смену ворот, а между таймами устанавливается одноминутный перерыв.Если же и в дополнительное время игра заканчивается вничью, топосле 5-ти минутного перерыва и повторного розыгрыша выбора ворот или начального броска дается второе дополнительное время 2x5 мин. Если в этом случае победитель игры не будет определен, то решение о победителе принимается в соответствии с положением о данном соревновании. Команда и ее игроки Команда состоит из 12 игроков, фамилии которых должны бытьзаписаны в протоколе игры. В любом случае команда должна играть свратарем. Одновременно на игровой площадке имеют право находиться не более 7 игроков (6 полевых игроков и 1 вратарь). Остальные игроки на данный момент игры являются запасными. На скамейке запасных могут находиться только запасные и удаленные игроки, а также 4 официальных лица команды. Фамилии официальных лиц также должны быть записаны в протоколе игры. Одно из официальных лиц заносится в протокол как руководитель команды. Только это лицо имеет право обращаться в секретариат судейской бригады (к секретарю или секундометристу). К началу игры каждая команда должна иметь не менее 5 игроков. В любой момент до конца игры, включая и дополнительное время, число игроков команды может быть увеличено до 12. Игра должна продолжаться, даже если число игроков команды становится меньше 5. Игрок имеет право участвовать в игре, если его фамилия внесена в протокол к моменту начала игры, а сам он находится в зале. Игрок, имеющий право участвовать в игре, может выйти на игровую площадку в любое времяигры через линию зоны замены своей команды. Игроки или официальные лица команды, пришедшие в зал после начала игры, должны получить разрешение на участие в игре у секретаря или секундометриста. Если игрок, не имеющий права участвовать в игре, вышел на игровую площадку, то он дисквалифицируется, а команда соперников получает право на выполнение свободного броска.Замена полевых игроков на запасных может производиться во времяигры неограниченное число раз, не ставя в известность об этом секретаря или секундометриста, при условии, что заменяемый игрок вначале покидает игровую площадку и только после этого запасной игрок выходит на нее. Данные правила замены относятся и к замене вратарей. Выйти на игровую площадку или уйти с нее игроки могут только через линию зоны замены своей команды. Дополнительный выход на площадку игроков или официальных лиц возможен только с разрешения судей в поле при остановленном времени игры - тайм-ауте. Каждый неправильный выход на игровую площадку или уход с нее наказывается как неправильная замена за исключением случаев, когда игрок покидает площадку неумышленно. Неправильная замена наказывается свободным броском с того места, где игрок, нарушивший правила, пересек боковую линию. Если мяч намомент остановки игры находится в месте, более выгодном для продолжения атаки противника, то свободный бросок проводится с того места. Игрок, совершивший неправильную замену, удаляется на 2 минуты. Если неправильная замена происходит при остановленной игре, то нарушивший правила игрок удаляется, а игра продолжается броском, соответствующим игровой ситуации.


2.10. Баскетбол как вид спорта и средство физ воспитания. Сущность - противоборство двух сторон, кажд из кот стремиться достичь цели игры Цель - забросить мяч в корзину соперника и не позволить им сделать это. Содержание - 1) двиг действия - ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты, передача мяча; 2) индивидуальные и коллективные действия - с использованием техники игры для достиж победы Тактика: игра носит фазный характер: 1) фаза нападения - когда 1 команда владеет мячом; 2) фаза защиты - не владеет мячом; 3) фаза промежуточная - ни одна из команд не владеет мячом. Характеристика б.: 1) педагог решает образовательные задачи. В процессе занятия форм двиг умения и навыки, разв двиг качества, волевые, нравственные качества. 2) Биомеханич: в б. используют - циклические и ациклические 3) Психолог - воздействие на восприятие, внимание, память, мышление. 4) Физиолог - б совершенствуюет ССС, дых, мыш и нерв с-мы 5) Эстетич - двиг действия способствуют развитию чувства прекрасного, в связи с этим разв эстетич восприятие 6) Соц-эконом - отвлекает от улицы, разв командный дух, средство рекреации 7) Эконом - строительлные сооружения для занятий позволяют привлекать к работе денежные средства в оборот, приносить доход. Влияние: разв выносливость, быстрота, ловкость и скоростно-силовые качества. Содержание: коллективная игра, в кот соревнуются 2 команды по 5 человек. Игроки передают мяч друг другу или двигаются, ударяя мяч рукой о площадку и, приблизившись к щиту бросают мяч в корзину. При попадании с ближ дистанции - 2 очка, 6-метровой линии - 3 очка, штрафной бросок - 1 очко. Площадка - 28 м в длину, 15 м в ширину. Мяч - 75-78 см, вес 600-650 г. 2 периода по 20мин, перерыв 10 мин. Общее время - 60-90 мин. Начинается игра - подбрасыванием мяча старшим судьей в центре площадки между 2-мя игроками.


2.11. История и перспективы развития баскетбола в мире. 1 свидетельства - в древн цивилизациях Центр и Юж Америки (7 столетие до н.э.) Изобрел баскетбол канадец Джейс Нейсмит в 1891 г. 2 команды по 9 человек. 1892 г - первые 13 правил. 1895 г - в США первые офиц соревнования. 1 этап развития: 1891-1918 - годы становления, как новой игры. 1894 г - в США первые офиц правила. 1904 - На 3 олимп играх показательный баскетбольный турнир 2 этап: 1919-1931 - создание нац федераций баскетбола. 1919 г - 1 международный баскетбол турнир между США, Италии и Франции.; 1924 - на 8 олимпийских играх в Париже международный показательный турнир (Франция, Италия, Великобритания и США) 3 этап: 1932-1947 - всемирное развитие мирового баскетбола 18 июня 1932 - создание Международной федерации б – ФИБА 1935 - в Женеве 1 чемпионат Европы среди мужских команд, 1938 - 1 женский чемпионат в Риме 1936 - МОК вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. 4 этап: 1948-1965 ФИБА - 50 стран, 209 нац федераций, 5 континентов.


2.12. История и перспективы развития б в Б. 1921 - Витебский клуб «Субботник» 1923 - на 1 всесоюзных соревнованиях заняла 3 место. 2 баскетбол центр - Минск (1924 - 1 офиц соревновании в рамках 1 Всебелорус спартакиады) 1929 - в РБ были 91 площадка, 100 кружков. 1949 - был разыгран кубок БССР. Победили Ж и М «Большевик» (Минск) 1961 - мужск команда «Спартак» (Минск 1 место на Всесоюзн первенстве ДСО «Спартак» 1967 - женск и муж на 4 спартакиаде 2 места В настоящее время - 200 тренеров по баскетболу, 2 заслуженных - И.А.Панин, С.Л.Халипский) Олимп чемпионы - Т.Белошапко (1972), И.Едешко До 1992 - баскет Беларуси был связан с б. СССР. С 1992 - проводится свой нац чемпионат (РТИ и «Горизонт»). Команды Б входят в ФИБА. 1997 - кубок РБ, 1 чемпион - жен команда «Олимпия» и мужск «Гродно -93» Раз в 4 года проводятся Спартакиады. В Гродно - отец баскетбола Марцинкевич Анатолий Иванович.


2.13. Классификация техники нападения в б. Техника нападения: 1) техника передвижения - а) готовность; б) ходьба - на слегка согнутых в коленях ногах; в) бег - 1)лицом вперед (специфич бег баскетболиста, рывок); - 2) спиной вперед; -; г) прыжки - толчком одной (с разбега) или двумя ногами (с места из основной стойки); - с места и в движении; д.) остановки - двумя шагами (с удлиненным шагом правой ногой и с удлиненным шагом левой ногой); - остановка прыжком; е) повороты- поворот вперед (если переступание выполняется в сторону опорной ноги); - поворот назад (переступание в противоположном направлении); -поворот в движении (прим для ухода от соперника без мяча или с ведением мяча при маневрировании по площадке); ж) отвлекающие действия; з) заслоны. 2) техника владения мячом - а) ловля - двумя руками; - одной рукой; - в движении; - ловля с остановкой; б) держание - удерживается подушечками фаланг пальцев; в) передачи - прием техники, с помощью кот партнеры перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском: 1) передачи стоя на месте, в сочетании с поворотами - двумя руками от груди; - одной рукой от плеча (головы); - двумя руками от головы (сверху); - одной рукой над головой (крюком); - одной рукой сбоку; - одной рукой снизу; - двумя руками снизу; - передача


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: