Прежде устав муниципального образования принимался населением либо представительным органом местного самоуправления. В соответствии с новым федеральным законодательством устав принимается местным представительным органом, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан. В любом случае речь идет об особом субъекте принятия устава муниципального образования, что отличает его самым существенным образом от других муниципальных правовых актов. Долгое время считалось, что принятие устава населением в большей степени обеспечивает реализацию конституционного принципа граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения, способствует зарождению у них интереса к нормотворческому процессу' и т. д. Тем не менее в настоящее время законодатель предпочел населению представительный орган муниципального образования. Это тем более странно на общем фоне расширения перечня институтов прямой демократии, последовавшего в новом федеральном законодательстве. Думается, однако, что дело не в ущемлении демократии, а в признании факта преимущественного принятия уставов местными думами. Теперь проект устава, а также проект муниципального правового акта о внесений изменений И Дополнений в устав подлежит опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом местного самоуправления порядка учета предложений по проекту, участия граждан в его обсуждении. Данную меру можно воспринимать как средство, компенсирующее удаление граждан с поля, на котором устав принимается.
|
|
Впервые федеральное законодательство определяет норму голосования депутатов представительного органа при принятии устава, внесении в него изменений и дополнений (большинство в две трети от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования).
Принятие муниципальных правовых актов изначально санкционировано государством посредством законодательного разрешения. Однако устав муниципального образования — единственный муниципальный акт, нуждающийся в последующем санкционировании (признании). Речь идет о необходимости государственной регистрации уставов (внесенных в них изменений и дополнений) в органах юстиции. Порядок государственной регистрации устанавливается специальным федеральным законом, принятие которого следует ожидать. Прежде соответствующая функция была предоставлена органам государственной власти субъектов Федерации. Как результат многие вопросы, связанные с регистрацией, решались различным образом. В первую очередь это касалось органов, осуществляющих регистрацию. Часть субъектов Федерации предпочтение отдавала органам юстиции, другая часть передала решение данного вопроса законодательным органам государственной власти субъектов Федерации. Второй вариант всегда казался не совсем верным, учитывая удаленность местного самоуправления от системы государственной власти, хотя он и не был признан несоответствующим Конституции РФ'. В соответствии с Законом 2003 г. регистрация уставов муниципальных образований становится уделом исключительно органов юстиции (п. 6 ст. 44).
|
|
Вероятно, что процедура государственной регистрации будет предусматривать выполнение следующих действий: '
1) подача необходимых для регистрации документов: заявления и текста устава, изменений или дополнений в него, решения представительного органа местного самоуправления или схода граждан;
2) собственно регистрация устава, осуществляемая путем проставления на его первой странице специальной надписи с наименованием регистрирующего органа, датой регистрации и выдачи свидетельства о регистрации. Специальная надпись скрепляется подписью руководителя органа юстиции и печатью';
3) внесение данных о государственной регистрации в реестр муниципальных образований (региональный и федеральный). Для внесения муниципального образования в Федеральный реестр в орган исполнительной власти субъекта Федерации, на который возложена обязанность ведения реестра, представляется ряд документов: заявление о внесении муниципального образования в Федеральный реестр; решение о создании муниципального образования или иной документ, подтверждающий осуществление местного самоуправления на определенной территории; протокол избирательной комиссии о результатах выборов депутатов местного представительного органа либо выборных должностных лиц местного самоуправления; опубликованный устав муниципального образования; пояснительная записка с указанием наименования муниципального образования, адреса по которому располагаются органы местного самоуправления, состава поселений, входящих в муниципальное образование, если оно объединяет несколько поселений.
Отказ во внесении муниципального образования в Федеральный реестр может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Упраздненные муниципальные образования подлежат исключению из Федерального реестра;
4) должны быть предусмотрены основания отказа в регистрации и возможность обжалования незаконной регистрации.
Закон 2003 г. устанавливает следующие основания отказа: противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Федерации; нарушение порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, изменений и дополнений в него, а также нарушение установленных сроков его регистрации могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Аналогичным образом обжалуется незаконная регистрация устава';
5) устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после официального опубликования. Таким образом, вступление устава в юридическую силу связано с двумя обстоятельствами: его государственной регистрацией и опубликованием.