Понятие местного референдума

Конституция РФ определяет местный референдум как форму прямого волеизъявления граждан, посредством которого осу­ществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 130). Предметом референдума являются вопросы местного значения. В Законе 2003 г. установлено, что в целях решения непосредственно на­селением вопросов местного значения проводится местный ре­ферендум. Закон об основных гарантиях избирательных прав уточняет, что референдум — это форма прямого волеизъявле­ния граждан по наиболее важным проблемам местного харак­тера.

Вопросы, по которым местный референдум проводиться не может. В их чис­ле вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления; о приостанов­лении осуществления ими своих полномочий, а также о прове­дении досрочных выборов в муниципальные органы либо об от­срочке указанных выборов; о персональном составе органов ме­стного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц; об утверждении, о назначении на должность и об освобож­дении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение и освобождение от должности; о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о при­нятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. При этом особо подчеркивается, что установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, не допускается. Следовательно, данный перечень является исчерпывающим.

Законом формулируются обстоятельства, исключающие на­значение и проведение местного референдума. Он не проводит­ся в условиях военного или чрезвычайного положения, введен­ного на территории муниципального образования или на части его территории. Представительный орган местного самоуправ­ления вправе отказать в назначении местного референдума ис­ключительно в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регули­рующих подготовку и проведение референдума.

Региональными законами, уставами муниципальных образо­ваний могут быть установлены сроки, в течение которых местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Этот срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме. Особенностью местного референдума является то, что в нем получили право участвовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципаль­ного образования при условии, что государство, гражданами которого они являются заключило с Российской Федерацией международный договор. Другой особенностью местного рефе­рендума служит то, что из его участников исключаются военно­служащие, проходящие срочную службу, если до призыва они проживали в других муниципальных образованиях. Данная ка­тегория просто не включается в список участников местного референдума.

Между тем названный Закон предусматривает, что инициа­тива проведения референдума может быть предоставлена и иным субъектам. Они должны быть определены федеральным законом. Применительно к местному референдуму инициатива его проведения гарантирована избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых преду­сматривают участие в выборах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законам. Субъ­ектами инициативы местного референдума выступают также представительные органы местного самоуправления и главы

местных администраций, которые выдвинули эту инициативу на совместных началах.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений (иных общественных объединений) является поддержка данной инициативы путем сбора подписей не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Совместная инициатива проведения референдума, выдви­нутая представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Порядок реализации инициативы проведения референдума включает установленную законодательством совокупность дей­ствий.

1. С целью выдвижения инициативы организации местного референдума и сбора подписей в ее поддержку создается ини­циативная группа в количестве не менее 10 человек. Право об­разования такой группы принадлежит гражданину или группе граждан, допущенных к участию в референдуме. Если с хода­тайством о проведении референдума выступило общественное объединение, инициативной группой признается руководящий орган этого объединения независимо от его численности.

Далее инициаторы обращаются в избирательную комиссию муниципального образования либо территориальную избира­тельную комиссию (если ей предоставлено право проведения муниципальных выборов и референдумов) с ходатайством о регистрации группы.

Комиссия референдума принимает одно из следующих ре­шений: об отказе в регистрации инициативной группы; о на­правлении ходатайства и протокола собрания инициаторов ме­стного референдума в представительный орган муниципального образования, уполномоченный принимать решение о назначе­нии референдума. Местный представительный орган, в свою очередь, обязан проверить соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям федерального законодательства об основных гарантиях избирательных прав. В случае положительного результата комиссия референдума регистрирует инициа­тивную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, со­общает об этом в средства массовой информации. Соответст­вующие действия выполняются в течение 15 дней. Если же представительный орган не согласится с вопросом, предлагае­мым инициативной группой для проведения референдума, ко­миссия отказывает инициаторам в регистрации. Основания от­каза должны быть мотивированными. Отказ в регистрации мо­жет быть обжалован в судебном порядке.

2. Регистрация организаторов референдума дает им право сбора подписей в поддержку инициативы его проведения.

Закон называет следующие основания отказа в проведении референдума: отсутствие необходимых документов; грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где сбор подписей запрещен; недостаточное количество представ­ленных достоверных и действительных подписей участников референдума, собранных в поддержку его проведения; несозда­ние инициативной группой фонда референдума; использование организаторами при финансировании своей деятельности по­мимо средств собственного фонда иных денежных средств, со­ставляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума; превышение инициативной группой размера расходования из фонда рефе­рендума более чем на 5% от установленного предельного разме­ра расходования средств фонда референдума; установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного пе­риода организаторами референдума правил, запрещающих зло­употребление свободой массовой информации; использование уполномоченным представителем инициативной группы пре­имуществ должностного или служебного положения. Данный перечень оснований отказа в проведении референдума является исчерпывающим.

Решение комиссии, отказывающее в проведении референду­ма по предложенному вопросу, влечет за собой для организато­ров референдума негативные последствия. Члены инициатив­ной группы не смогут в течение двух лет со дня принятия тако­го решения выступать повторно с инициативой референдума по аналогичному вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: