Рыцарская культура оформилась в период Крестовых походов. Этот процесс также связан с именем и творчеством герцога Вильгельма II Аквитанского (XII в.). Тогда меняются эстетические предпочтения рыцарства. Уходит пренебрежение к грамоте и изящным искусствам. Рыцари становятся поэтами, сочиняют музыку и даже исполняют свои сочинения. Возникает рыцарский, или «куртуазный» роман. Название жанра произошло от того, что стихи сочинялись на «романском», то есть старофранцузском, языке. Это – любовная или приключенческая история с полностью выдуманным сюжетом. Рыцарский роман в целом знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Ее назначение – эстетическое удовольствие и развлечение. В этом ее отличие от эпоса: роман воспевает коллективное деяние, роман повествует об индивидуальном приключении.
Наиболее известным примером является роман «Тристан и Изольда», имеющий несколько вариантов сюжета. Одна из самых популярных обработок истории о Тристане и Изольде принадлежит немецкому поэту Готфриду Страсбургскому (XIII в.). Тристан, королевич Лоонуа, воспитывается при дворе своего дяди корнуэльского короля Марка. В сражении с ирландским великаном Морхульта, которого Тристан убивает, он получает ранение. Его поиски исцеления приводят к ирландской белокурой принцессе Изольде. Она исцеляет героя, а он везет ее в жены своему дяде. По пути по ошибке Тристан и Изольда выпивают любовный напиток. Теперь их любовь на всю жизнь, но судьба их беспощадно разлучает. Изольда становится женой Марка, а Тристан – мужем Изольды-Белорукой. В конце романа Тристан, раненый отравленным оружием, хочет попрощаться с любимой. Этому препятствует его ревнивая жена. Изольда все же приплывает к нему и умирает на бездыханном теле Тристана. Их могилы навеки связывает терновник, который никому не суждено вырубить.
|
|
По мере развития европейской экономики укрепляется королевская власть. Монархи желают иметь блестящий двор. Появляется особая придворная культура, разновидность рыцарской; утверждалась куртуазная культура: танцы, музыка, поэзия – обслуживающая обитателей королевского двора. В XIII в. на Юге Франции, в Провансе, возникло искусство труверов («сочинителей»), иначе – трубадуров, испытывавшее влияние позднеримской лирики. Среди трубадуров были аристократы (Вильгельм (Гийом) Аквитанский, Бертран де Борн) и горожане (Маркабрюн). Появляется особая группа артистов. Жонглеры (зонглеры, певцы) – исполнители песен на стихи и музыку труверов. Жонглер Папиоль исполнял песни де Борна. Им нужен был аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Музыка относилась к типу монофонической.
|
|
Миннезингеры – немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Ими были выходцы из двлрянского сословия. Явление возникло под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии. Наиболее известным среди них является Вальтер фон дер Фогельвейде. В его песнях воспеваются рыцарские добродетели, рыцарские занятия (охота, пиры, поединки) и любовь с прекрасной девушкой, но это не Прекрасная Дама раннего Средневековья, так как отношения с ней достаточно интимные.
Я приветствую милую песней своей,
Я не в силах уж больше страдать;
Закатились те дни, когда мог перед ней
Свои песни я сам распевать!
Как уныло кругом, как печалюся я!
Если встретится нам, дорогая моя,
Передайте привет от меня.
Когда с нею я был, я властителем был
Необъятных сокровищ и стран,
А теперь нет ее, след прекрасный простыл –
Все рассеялось, словно туман.