Международный обычай

Единственная легальная дефиниция – ст. 38 Статута Международного Суда ООН. => Международный обычай - доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Формулировка не вполне корректна. Всеобщая = все страны. Но нет ни одной нормы, в которой участвуют ВСЕ гос-ва. => всеобщей практики в реальности быть не может. + если нужна всеобщая практика – получается, что в отношениях м/у двумя, тремя гос-вами не м.б. международного обычая?! Но двусторонние отношения и имели приоритет в развитие м/н права, международное право универсальным стало спустя долгое время.

По юр. силе обычай не уступает договору. Они равнозначны. Отличия: договор письменный, а обычай нет; договор всегда форма выражения нескольких, многих норм, а обычай – всегда одна норма.

Конвенция не требует письменной формы договора => устная форма = джентльменское соглашение.

Если письменная форма указана как обязательный признак – то устное соглашение что угодно, но не договор.

Субъекты
8.Субъекты международного права: понятие, виды. Международная правосубъектность физических лиц.

2 подхода к пониманию субъекта МП:

· традиционный – он господствовал в науке на протяжении всей истории МП. Особенностью его является то, что образование, претендующее на роль субъекта МП должно обладать 2 качествами: способность участвовать в отношениях, регулируемых МП и ненахождение под чьей-либо властью, способность к самостоятельным действиям на м/н арене, т.е. обладание суверенитетом.

Выделяются: государственно-подобные образования и государства

Характерен для тех, кто рассматривает МП как регулятор м/н отношений

· современный. Субъект – лицо, способное участвовать в м/н отношениях, урегулированных нормами МП. Субъект МП понимается так же, как и субъект в теории права.

Виды субъектов МП:

Классификация традиционных субъектов МП (по правовой природе или по происхождению)

.i. основные (первичные) – самоуправляемые субъекты, которые самостоятельно участвуют в м/н отношениях, обладают суверенитетом и с самого начала, уже самим фактом своего существования становятся носителями м/н прав и обязанностей. Это государства и нации (народы), борющиеся за независимость.

.ii. Производные (вторичные) – те субъекты, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов. Это м/н организации и государство-подобные образования.

в зависимости от возможности участия в создания м/н норм (все субъекты):

· правосоздающие (правоприменяющие) – сюда относятся: государства, м/н организации, нации, народы, борющиеся за независимость, государство-подобные организации

· только право применяющие субъекты – ФЛ, ЮЛ и разного рода м/н неправительственные организации

· М\н правосубъектность – способность участвовать в отношениях, регулируемых нормами МП. Она воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Индивиды как субъекты МП: аргументы против: индивид не свободен в своих действиях, он находится под юрисдикцией государства; государство разрешило ему обращаться в м/н органы; м/н договоры предназначены не человеку, а государству, чтоб государство дало какие-то права человеку. Аргументов за: на данный момент более, хотя этот вопрос остается спорным. Аргументы за: одним из трех признаков государства – население; индивиды могут обращаться в международные организации; международные нормы регулируют права и обязанности индивидов; нет запрета, что индивид не субъект; возможность привлечения к уголовной ответственности.

Международные организации – вторичный субъект МП. Особенность: международные организации, в отличие от государств, которые обладают универсальной правосубъектностью, обладают ограниченной (функциональной) правосубъектностью; в основе их создания и деятельности лежит договор, в котором заключены цели и задачи, участники организации; наличие постоянной внутренней структуры; возможность правопреемства (есть возможность перехода прав и обязанностей к другой организации)


9.Государства - основные субъекты международного права.

С точки зрения современного МП, государство - образование, обладающее:

- суверенитетом

- определенной территорией

- населением

Государство обладает универсальной правоспособностью

Государства как участники МО равны.

Права и обязанности:

- основные ПиО – обусловлены основными принципами МП

- производные ПиО – вытекающие из основных ПиО

- индивидуальные ПиО – двусторонние или трёхсторонние договоры.

Постоянно нейтральное государство – то государство, которое добровольно приняло на себя обязательство путём заключения международного договора или в одностороннем порядке соблюдать постоянный нейтралитет, т.е.:

· не вступать в военные союзы;

· не допускать военного присутствия на своей территории других государств в мирное и военное время;

· не участвовать в вооруженном конфликте между государствами;

· воздерживаться от политики, которая могла бы привести к вовлечению в войну.

Постоянный нейтралитет не влечёт утрату государством права на самооборону в случае нападения на него, у государства могут быть свои вооруженные силы.

Сегодня: Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджи, Мальта, Туркменистан.

Признание государств.

Способы образования государств:

1) В результате коренных изменений в экономическом и политическом строе.

2) Объединение нескольких государств в одно.

3) Разделение одного государства на несколько государств.

4) В результате отделения от государства части территории и образования на ней самостоятельных государств.

5) Образование нового государства на месте бывшей колонии.

Момент, с которого новое государство становится субъектом МП.

Теории:

1) Конструктивная теория – только после признания всеми (большинством) существующими государствами.

2) Декларативная теория – с момента провозглашения.

Признание в современном МП не играет существенной роли. Факт признания со стороны существующих государств важен только для осущствления прав в качестве субъекта МП.

Способы признания государства:

1) Де-Юре (полное) – установление дипломатических отношений с новым государством, обмен дипломатическими представительствами и консульствами.

2) Де-Факто – заключение международных договоров по различным вопросам.

3) Государства – основные субъекты МП:

v м/н правосубъектность государств не зависит от волеизъявления других участников м/н отношений

v государство обладает универсальной правоспособностью

v долгое время государства вообще были единственными участниками м/н отношений

v государства выступают создателями м/н правовых норм

v МП долгое время регулировало только межгосударственные отношения


10.Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.

Степень самостоятельности определяется конституцией либо федеративным договором, либо договором о разграничении предметов ведения между федерацией и её субъектами.

Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей в субъектах РФ» от 4.01.99.

Субъекты РФ вступают в международные и внешнеторговые связи с субъектами других федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.

Порядок заключения международных соглашений:

1. ОГВ субъектов РФ уведомляют о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашений федеральные ОГВ.

2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.

3. федеральный ОИВ должен ответить в 20-дневный срок на проект. В случае разногласий – согласительная комиссия. Соглашение не должно противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, международным договорам РФ.

Субъекты РФ могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей (например, конгресс местных и регион-ых властей).

Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.


11.Признание государств.

Объектами признания могут быть:

v государства

v правительства

v воюющая или восставшая сторона

v органы национального освобождения

Признание – политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и подтверждает намерение вступать с новым государством в международные отношения, в том числе и дипломатические.

Теории признания (ключевой вопрос – какова роль признания):

· декларативная: признание не образует государство, не наделяет его правосубъектностью, лишь констатирует ее и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений; т.е. государство является субъектом МП в силу самого факта своего возникновения

· конститутивная: без признания нет государства, т.е. субъектом МП государство становится только после получения признания

Признание новых государств:

Не существует какой-либо единой, трафаретной формулы признания. Как правило, оно осуществляется в виде письменного послания от признающего государства (либо по дипломатическим каналам отправляется, либо на церемонии провозглашения независимости).

МП не устанавливает обязанности предоставлять признание. Как правило, это акт доброй воли государства. Обязанность предоставить признание может быть предусмотрена в случае попытки урегулирования конфликтов.

Виды признания:

1. юридическое признание

® де-юре – самое полное признание, которое обозначает обмен между признающим и признаваемом государствами дипломатическими представительствами, т.е. установление стабильных политических отношений

® де-факто – особая юридическая форма признания, является неполным признанием; т.к. устанавливаются постоянные отношения, но не доводятся до уровня обмена дипломатическими представительствами.

2. фактическое признание

® постоянное

® признание на раз или на случай («отхок»)


12.Правопреемство государств: понятие, источники, объекты.

Правопреемство - это переход, с учетом основных принципов МП, определенных прав и обязанностей от одного государства к другому.

Нормы о правопреемстве образуют самостоятельный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы о правопреемстве подверглись кодификации.

Существует 2 универсальных договора: Венская Конвенция «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978 г. и Венская Конвенция «О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов» 1983 г.

Территориальных изменений не происходит, но имеет место формирование нового субъекта МП:

1917 - Россия стала РСФСР

1948 – Китай стал КНДР

1959 – Куба после свержения диктаторского режима Батиста

Случаи правопреемства:

· при возникновении нового субъекта МП в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства -предшественника.

· при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии

· при разделении одного государства на несколько

· при объединении нескольких государств в одно

· при отделении от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства

Отличия международно-правового правопреемства от гражданско-правового:

.1. по субъектам

· в МП –

· в ГП – физические и юридические лица

.2. по объектам

· в МП – права и обязанности по договорным обязательствам правопреемника, государственная собственность, государственные архивы, государственные долги

· в ГП – права и обязанности

.3. по источникам норм, регулирующим правопреемство

· в МП – нормы международных договоров и обычаев

· нормы национального законодательства

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства.

Теории правопреемства:

· теория универсального правопреемства. Получила развитие в 18-19 вв., описал его в своих трудах подробно Гуго Гроций. Государство – правопреемник полностью наследует юридическую личность государства – предшественника.

Здесь выделяется теория кондумнитета (Ваттель, Блючли, Пуфендорф): абсолютно все права и обязанности переходят к наследнику, т.к. личность государства остается одной и той же.

· негативная теория. Появилась в 20 веке и получила развитие в трудах Кейтца. У международной правосубъектности коньюмнитет отсутствует, т.е. когда появляется новый субъект МП, все м/н договоры государства – предшественника отбрасываются.

Существует концепция Табула Раса («с чистого листа») – новый субъект все заново организует: никакого перехода, никакого наследства.


13.Правопреемство в отношении международных договоров.

Общее правило (ст. 16 ВК): новое, независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становится его участником только в силу того факта, что этот договор был в силе в момент правопреемства в отношении территории, являющейся объектом правопреемства.

· при объединении государств: все договоры сохраняют силу, но применяются лишь в отношении лишь той части территории объединенного государства, в отношении которой они находились в силе в момент правопреемства

· при разделении государств: любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории, продолжает действовать в отношении каждого образовавшегося государства – преемника; если в момент правопреемства договор действует в отношении той части государства – предшественника, которая стала государством – преемником, он и продолжает находиться в силе в отношении только этого государства – преемника

· при отделении одного государства от другого: в случае, если отделившееся государство становится частью другого государства, то договоры предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника (реализация принципа подвижности границ). По поводу отделившегося самостоятельного государства существуют 2 позиции:

1. традиционная: новое государство не несет обязательств по договорам государство-предшественника

2. современная: договоры государство –предшественника сохраняют свою силу и для государств – преемников (ч.1 ст. 34 ВК 1978)


14.Правопреемство в отношении государственной собственности,
государственных долгов и государственных архивов.

Правопреемство - это переход, с учетом основных принципов МП, определенных прав и обязанностей от одного государства к другому.

Нормы о правопреемстве образуют самостоятельный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы о правопреемстве подверглись кодификации.

Существует 2 универсальных договора: Венская Конвенция «О правопреемстве государств в отношении договоров» 1978 г. и Венская Конвенция «О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов» 1983 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: