Реализация международного права: понятие, формы, содержание процесса реализации

Реализация – имплементация – осуществление.

Реализация – воплощение норм МП в практических действиях государств и иных субъектов.

Формы реализации:

  • соблюдение – это нормы – запреты. Субъектам предписывается воздержаться от каких – либо действий (пример: право на справедливое судебное разбирательство – запрет принуждать подозреваемых к даче показаний против самих себя; запрет признавать виновным до вступления в законную силу приговора суда; запрет повторного преследования по одному и тому же делу)
  • исполнение – активная деятельность субъектов. Реализуется: право беспрепятственного доступа к суду; право на доступ к услугам адвоката, конфиденциальность общения; право на квалифицированную юридическую помощь; право на незамедлительное уведомление обвиняемого о характере, основании предъявляемого обвинения; право на бесплатную помощь переводчика; право требовать время для подготовки своей защиты.
  • использование – использование возможностей, содержащихся в нормах МП (право на возмещение ущерба за совершенную судебную ошибку)
  • применениекак форма реализации – это принятие необходимых мер для претворения правовых предписаний в жизнь компетентными органами, наделение властными полномочиями. Применение норм МП – основанная на нормах МП индивидуальная \ коллективная деятельность государств, иных субъектов по реализации МП предписаний в конкретных ситуациях..

Особенности:

1. осуществляется уполномоченными на то органами государств в пределах их компетенции

2. рассмотрение конкретного юридического, по которому выносится решение индивидуального характера

3. вынесенное решение является обязательным для тех субъектов, в отношении которых оно вынесено

4. правоприменительная деятельность урегулирована процессуальными нормами.

Содержание процесса реализации включает два вида деятельности:

      • непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимого результата.
      • правовое, организационное обеспечение фактической деятельности


17.Международный механизм реализации международного права: общая характеристика.

Механизм реализации норм МП – это совокупность нормативных и институциональных организационно – правовых средств, используемых субъектами МП на международных и национальных уровнях с целью реализации норм.

Международный нормативный = конвенционный механизм.

1.Правообеспечительное нормотворчество:

· предварительное нормотворчество – создание норм права, которые предшествуют созданию основных норм

· конкретизация – осуществляется одновременно с созданием основных норм или в процессе их реализации.

2. Толкование – средство обеспечения реализации и осуществление как в процессе нормотворчества, так и в процессе правоприменения. (пример: ст. 6 Европейской Конвенции – право каждого на справедливое судебное разбирательство; ст. 14 Международного пакта о гражданских политических правах)

3. Международный контроль – деятельность уполномоченных служб по сбору информации о выполнении субъектами МП требований международных норм.

Деятельность осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства с предписанием норм. Контроль может осуществляться индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно посредством использования международного механизма.

Как правило международный контроль международными органами осуществляется посредством:

1. заслушивания докладов от государств (Комитет по правам ребенка, человека)

2. назначение специального доклада по определенной тематике

3. путем направления запросов государства.


18.Внутригосударственный механизм реализации международного права: общая характеристика.

Механизм реализации норм МП – это совокупность нормативных и институциональных\организационно – правовых средств, используемых субъектами МП на международных и национальных уровнях с целью реализации норм.

Правоприменение – как форма реализации.

Международный институциональный механизм включает в себя государство, различные международные организации, международные органы (комитеты), комиссии, судебные учреждения.

Государства используют для обеспечения реализации норм различные формы обсуждения, решения международных проблем:

· форма № 1 – переговоры. Двусторонние, много сторонние по уровню: главы государств – главы правительств.

· Форма № 2 – добрые услуги – деятельность 3-х государств по организации переговоров между спорящими сторонами; м.б. оказаны либо по просьбе спорящих, либо по инициативе других государств.

· Форма № 3 – посредничество – деятельность 3 – х государств, международных организаций не только с целью проведения переговоров, но и для оказания помощи спорящим для решения проблем.

· Форма № 4 – международные конференции – временный форум государств – участников договора для определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели: обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций, учреждений, специальных органов.

Международные органы могут создаваться на постоянной \ временной основе, именуются комитеты, комиссии, рабочие группы.

Конкретные функции, порядок действия органов определяется договорами, на основании которых они учреждены.

Международные организации создаются для координации, сотрудничества государств в определенной сфере, по возможности оказывают необходимую помощь государствам в реализации договора в той же сфере сотрудничества. Организации могут наделяться широкими полномочиями: все организации вправе принимать акты толкования, осуществлять контроль за исполнением международных обязательств, участвовать в мирном разрешении споров. Некоторые организации наделены правом издавать НА.

Следственные комиссии – призваны расследовать нарушения норм МП. Выясняют фактические обстоятельства нарушения норм, дают им юридическую оценку. Сам факт создания таких комиссий закрепленных в Конвенции о мирном разрешений международных столкновений. Основная задача данного органа – расследование серьезных нарушений Женевской Конвенции. Комиссии создаются решением Совета Безопасности. Полномочия следственных комиссий:

· расследование сообщений о серьезных нарушениях норм МП

· квалификация преступлений, установление факта наличия актов геноцида

· выявление конкретных лиц, виновных в совершении нарушений.

Право МД
19.Право международных договоров: понятие, источники. Внутригосударственное право о международных договорах РФ.

Право международных договоров – совокупность норм, регламентирующих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров.

Это базовая отрасль МП, т.к. посредством заключения договоров регулируются все сферы межгосударственного взаимодействия.

Основными источниками дано отрасли являются:

1. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г.

2. Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными органами или международными организациями 1986 г.

Обе Конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров.

Стороны договора – ими являются субъекты МП, обладающие договорной правоспособностью (ст. 6 Конвенции 1969 г.: каждое государство обладает договорной правоспособностью)

Также стороной могут быть нации, народы, борющиеся за свою жизнь.

У международных организаций правоспособность носит ограниченный характер, т.е. они вправе заключать договоры с государствами, организациями для достижения установленных целей. Субъекты федеральных государств в основном не обладают договорной правоспособностью, в том числе и в РФ предусмотрено право субъектов заключать лишь международные соглашения. Государство – подобные образования также обладают такой же правоспособностью.


20.Международный договор: структура, виды.

МД – это международное соглашение, заключенное в письменной форме между государствами. Международный договор – это международное соглашение, заключённое государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких, связанных между собой, документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Структура:

1)преамбула (предпосылки создания международного договора, цели заключения, правовые документы, которые легли в основу);

2)основная часть (права и обязанности сторон);

3) заключительные положения (порядок вступления в силу, срок действия, положения об оговорках, о денонсации, о внесении изменений)

Язык МД – если небольшое количество государств (2-3), то на их языках, если много, то: сами опеделяют язык; если договор в рамках международных организаций, то на официальных языках международных организаций.

Виды МД

1) по количеству участников (двусторонние, многосторонние, трёхсторонние - редко);

2) по территориальности (универсальные – все или большинство государств, региональные – регион, организация);

3) по доступности (открытые – свободные для присоединения любого заинтересованного государства – в рамках ООН; закрытые – невозможно присоединение др. государств);

4) внутригосударственные (межгосударственные, межправительственные, межведомственные). Международные договоры могут быть заключены как в письменной, так и в устной форме. Устные договоры называются «джентльменские соглашения».

ВК 1969 г. регулирует порядок заключения международных договоров только в письменном виде.

Международный договор, помимо основного текста, может содержать протоколы, приложения, т.е. различные дополняющие его документы. Все эти документы будут составлять единый международный договор в том случае, если в основном тексте (в его заключительных положениях) содержится, например, фраза: «Данный договор является неотъемлемой частью


21.Подготовка и принятие текста договора. Полномочия.

Разработка может быть по дипломатическим каналам (без встреч) или путем переговоров (с небольшим количеством участников), в рамках международных организаций или международных конференций каждое государство направляет своего представителя для участия в различных МД. Ему даются полномочия - документ, удостоверяющий право лица участвовать в заключении МД. Полномочия не требуются главе государства, главе Правительства, министрам иностранных дел – им не требуются полномочия для осуществления всех действий по заключению МД. Главе дипломатических представительств, главе представительств при международных организациях, главе делигации на конференции не требуются полномочия лишь при разработке и принятии текста МД. Перечень лиц - в Венской конвенции 1969 г. В ФЗ РФ «О МД РФ» перечень расширен (руководитель ФОИВ при межведомственных договорах).

Конференция начинается со сдачи полномочий, например, главному секретарю; лицу, определяемому регламентом конференции, генеральному секретарю (в рамках международной организации).

Способ принятия текста:

1) голосование (простое большинство голосов, квалифицированное большинство – 2/3 от присутствующих и участвующих). На международных конференциях – квалифицированное большинство.

2) консенсус – может затянуться на долгие годы, пока не достигнут соглашения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: