Эксперимент - это общенаучный метод исследования в контролируемых и управляемых условиях причинно-следственных связей между явлениями и процессами.
Социальные эксперименты имеют особенность: они могут вызвать ужасные необратимые изменения объектов. Поэтому к ним предъявляются следующие требования:
- перевод объекта в новое состояние не должен нарушать его функционирования;
- эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;
- отрицательные последствия должны быть обратимыми;
- потери объекта должны быть минимальными.
Целью эксперимента может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов. Эксперименты, производимые с такой целью, называются «поисковыми». Результатом поискового эксперимента является новая информация об изучаемой области. Однако чаще всего эксперимент проводится с целью проверки некоторой гипотезы или теории. Такой эксперимент называется «проверочным». Ясно, что невозможно провести резкой границы между этими двумя видами эксперимента. Один и тот же эксперимент может быть поставлен для проверки гипотезы и в то же время дать неожиданную информацию об изучаемых объектах. Точно так же и результат поискового эксперимента может заставить нас отказаться от принятой гипотезы или, напротив, даст эмпирическое обоснование нашим теоретическим рассуждениям. В современной науке один и тот же эксперимент все чаще обслуживает разные цели.
|
|
Эксперимент всегда представляет собой вопрос, обращенный к природе. Но чтобы вопрос был осмысленным и допускал определенный ответ, он должен опираться на предварительное знание об исследуемой области. Это знание дает теория и именно теория ставит тот вопрос, ответ на который должна дать природа. Поэтому эксперимент как вид материальной деятельности всегда связан с теорией. Первоначально вопрос формулируется в языке теории, т.е. в теоретических терминах, обозначающих абстрактные, идеализированные объекты. Чтобы эксперимент мог ответить на вопрос теории, этот вопрос нужно переформулировать в эмпирических терминах, значениями которых являются эмпирические объекты.
Схема эксперимента:
- выдвижение гипотез
- выбор экспериментального и контрольного объекта (или состояний одного объекта)
- определение нейтральных, факторных (будем менять) и контрольных (будем отслеживать) характеристик объекта.
- подтверждение или опровержение гипотез о причинно-следственных связях между явлениями.
Пример: Хоторнские эксперименты (1927-1932)
Тема: Повышение производительности труда.
- Условия труда - фактор производительности.
Факторная характеристика - освещенность рабочего места,
|
|
нейтральная - содержание труда,
контрольная - производительность труда.
- Организация труда
Факторная характеристика - продолжительность и частота перерывов, дополнительный свободный день, завтраки за счет фирмы.
Производительность труда не снизилась и после отмены этих условий.
- Социологи обратились к наблюдениям за рабочими и администрацией, к массовым опросам рабочих и беседам с администрацией. Им нужна была новая гипотеза. Они заметили факт группового поведения рабочих. Группы, которые имеют неформальных лидеров, группы, которые задают темп труда, способные контролировать трудовое и досуговое поведение своих членов. Было выявлено, что большое значение имеет характер взаимоотношений между рабочими и администрацией.
- Гипотеза: характер взаимоотношений в группах -- главный фактор производительности труда.
· Оказалось, групповые нормы - главный фактор производительности труда.
Выводы из эксперимента:
Они стали известны благодаря трудам Э. Мэйо. Эти выводы легли в основу управленческой доктрины человеческих отношений.
Суть доктрины:
- Индивидуальное вознаграждение труда должно быть дополнено вознаграждением групповым
- Экономическое вознаграждение должно быть дополнено вознаграждением социально-психологическим. Это повышает удовлетворенность трудом.
- Администрация должна склонять рабочих к сотрудничеству, используя некоторую демократизацию управления, манипулируя системой экономических и моральных поощрений.
Социальный эксперимент является самостоятельной разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функционирования объекта, интересующего исследователя. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства. Здесь подчеркнем, что дело это весьма трудоемкое, требующее специальных знаний и методических навыков. Решение о проведении эксперимента должно быть взвешенным и обоснованным.Например, без предварительной проверки в экспериментальном порядке не обойтись, если речь идет об инновациях в
сфере организации и стимулирования труда, о структурных изменениях тех или иных социальных институтов, распространении не вписывающихся в традиции новых форм массового поведения либо групповой субкультуры, иначе говоря, о вещах,
глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные
интересы. В подобных ситуациях эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, способных приводить к массовым эксцессам.