Эмпирический уровень исследования. Эмпирическая проверка научной теории

Характеризуется преобладанием чувственного познания.

Структурные компоненты эмпирического уровня исследования:

1.факты – 1)объективное событие,2) результат, относящийся к сфере познания;3) знание о каком-либо событии или явлении, достоверность которого доказана; 4) это предложение, фиксирующее знания, полученные в ходе наблюдения или эксперимента.

2.эмпирическое обобщение – система определенных научных фактов

3.эмпирические законы – отражают регулярность, устойчивость наблюдаемых явлений.

Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово <эксперимент> происходит от латинского exрerement, что означает <проба>, <опыт>. Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперименту присущи три составляющие: экспериментатор, изучаемое явление и приборы. Под приборами в данном случае подразумеваются детекторы, фиксирующие данные эксперимент, которые испытывают непосредственное влияние изучаемых явлений.

В ходе проведения эксперимента изучаемое явление ставится в условия, при которых оно реагирует на приборы-детекторы (в качестве таковых могут выступать также и органы чувств самого экспериментатора), причем реакция зависит от состояния и характеристик прибора. Следовательно, в процессе эксперимента нельзя получить сведения об изучаемом явлении в изоляции от других процессов и объектов. Таким образом, средства наблюдения участвуют в формировании экспериментальных данных.

Данные эксперимента должны быть определенным образом доведены до чувственных рецепторов человека. Как правило, это осуществляется с помощью шкалы прибора, с которой считываются показания. Таким образом, в эксперименте оказывается задействованным чувственное познание.

Другим важным методом эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а наблюдение как способ изучения различных явлений (например, наблюдение астрономических, социальных биологических и других процессов). Различие между экспериментом и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Иногда наблюдение противопоставляют эксперименту, однако, на мой взгляд, эго неверно. Наблюдение скорее является своеобразным случаем эксперимента. С теоретических позиций между экспериментом и наблюдением нет никакой структурной разницы составляющими и наблюдения, и эксперимента являются изучаемое явление, прибор, и экспериментатор (или наблюдатель)

Интересным развитием экспериментальных методов является модельное экспериментирование. В это случае эксперимент ставится не над оригиналом, а над ею моделью некоей другой сущностью. похожей на оригинал Модель может иметь различную природу. Главным является то. чтобы манипуляции с нею давали возможность транслировать полученные сведения на оригинал Эго возможно лишь в том случае, когда свойства модели действительно соответствуют свойствам оригинала. Однако полное совпадение свойств модели и оригинала недостижимо, поскольку модель не есть оригинал. Норберт Винер шутил по этому поводу, что лучшей моделью кошки будет другая кошка, однако предпочтительнее, чтобы это была та же самая кошка. На модели невозможно получить столь же полные знания, как при экспериментировании с оригиналом, однако, если изучаемый объект недоступен немодельному эксперименту, можно довольствоваться и частичным успехом. Особый интерес представляет математическое моделирование, позволяющее относительно быстро <прокрутить> различные варианты развития изучаемых процессов. Этот метод получил распространение сравнительно недавно благодаря развитию вычислительной техники. С точки прения теории познания математическое моделирование интересно тем. что находится на стыке эмпирическою и теоретического методов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: