Международное сотрудничество в борьбе с захватом заложников

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом залож­ников 1979 г. (ст. 1) преступление — захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угро­жает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать залож­ника для того, чтобы заставить государство, международную межпра­вительственную организацию, какое-либо физическое или юридичес­кое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

В соответствии с Конвенцией РФ осуществляет уголовную юрис­дикцию в отношении преступления, совершенного:

- любым лицом на территории РФ или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в РФ;

- чтобы заставить РФ совершить какой-либо акт или воздержаться от его совершения;

- в отношении заложника — гражданина РФ;

- гражданами РФ или лицом без гражданства, обычно проживаю­щим на территории РФ.

Конвенцией предусмотрена возможность выдачи правонаруши­теля. В выдаче может быть отказано, если есть основания полагать, что просьба о выдаче обусловлена целью преследования правонару­шителя по расовым, религиозным, национальным, этническим или политическим мотивам.

Конвенция 1979 г. (ст. 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предпола­гаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «ино­странного элемента»).

69. Международное сотрудничество в борьбе с "отмыванием" доходов, полученных от преступной деятельности

Одним из важных средств борьбы с преступностью является пред­упреждение возможности легализации доходов от преступной дея­тельности и обеспечение их конфискации.

Российская Федерация является участником нескольких согла­шений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов. В их числе — Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., договоры о правовой помощи и др. В настоящее время Федеральным Собранием РФ рассматривается вопрос о рати­фикации Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.

Помимо международных договоров, вопросы борьбы с легализа­цией доходов, полученных от преступной деятельности, регулируют­ся также документами ООН (Доклад Целевой группы ООН по фи­нансовым мероприятиям 1990 г., Типовой закон ООН о группе по борьбе с «отмыванием» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, и д р.), иными международными актами.

Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявле­нии, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. «доходы» означают любую экономическую выгоду, получен­ную в результате совершения преступления. При этом под «матери­альными ценностями» понимаются ценности любого вида, вещест­венные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Конвенция дает определение преступлений, связанных с незакон­ным отмыванием доходов. Это — совершенные умышленно:

- конверсия или передача материальных ценностей (о которых из­вестно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфис­кации имущества);

- утаивание или искажение природы происхождения, местонахож­дения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонаруши­телю известно о незаконном источнике их происхождения;

- приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, иденти­фицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств — участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопусти­мы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).

Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государ­ство должно предъявить его своим компетентным органам и испол­нить. В конфискации может быть отказано, если:

- законодательство запрашиваемого государства не предусматри­вает конфискации за данное правонарушение;

- отсутствует имущество, подлежащее конфискации;

- истек срок давности.

Государства — участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запро­сов о правовой помощи по делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.

Весьма интересны и положения Конвенции о порядке оказания правовой помощи. По общему правилу, правовая помощь оказывает­ся через центральные правоохранительные органы государств. Одна­ко в срочных случаях запросы могут быть направлены непосредствен­но исполнителям (судебным органам или в прокуратуру).

Запрос должен содержать:

- наименование запрашивающего и запрашиваемого органов;

- объект, основания и мотив запроса;

-фабулу дела;

-если сотрудничество требует принятия принудительных мер — текст соответствующих законов и указание на то, что запрашиваемая мера может быть применена на территории запрашивающего госу­дарства в силу его собственного законодательства;

- если это возможно — данные о соответствующих лицах и пред­приятиях и материальных ценностях;

- положения о желательной процедуре исполнения запроса.

В соответствующих случаях к запросу прилагаются: заверенная копия решения о конфискации; указание на необходимость принятия предварительных мер и др. Запрос о наложении ареста на имущество, которое может быть объектом конфискации, должен также указывать максимальную сумму покрытия ущерба за потерю этих материальных ценностей.

Если имеет место конкуренция запросов от нескольких госу­дарств, правоохранительными органами проводятся консультации.

Запрашиваемое государство информирует запрашивающее госу­дарство: о ходе исполнения запроса; о результате по запросу; об отказе, отсрочке или своих условиях по запросу; об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса.

Данные, полученные в результате запроса, не должны использо­ваться и передаваться для другого расследования без предваритель­ного согласия запрашивающей стороны.

Расходы по исполнению запроса, если нет договоренности об ином, несет запрашиваемая сторона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: