Вопрос №7 Особенности сборки резьбовых соединений и соединений с натягом

7.1. Особенности сборки резьбовых соединений

Резьбовые соединения относятся к типовым сопряжениям, отличаются простотой, надежностью, возможностью многократной разборки и сборки соединений, поэтому они составляют 70–80% всех соединений современных машин.

Детали резьбового соединения: болт, шпилька, гайка, винт, поступающие на сборку, не должны иметь смятой и изношенной резьбы, отклонение от перпендикулярности оси резьбы к торцу шпильки должно быть 0,05–0,10 мм на длине 50…125 мм.

Во избежание коробления деталей резьбовые соединения следует затягивать в определенной последовательности (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Последовательность затяжки гаек (болтов)

в различных сопряжениях

В начале соединение затягивается торцевым ключом до упора, затем все гайки необходимо довернуть на 1/3 оборота и, наконец, до полной затяжки динамометрическим ключом.

Не следует допускать перетяжки резьбового соединения. Максимальный момент при затяжке болтов и гаек равен:

, (7.1)

где – предел прочности материала болта и шпильки;

– диаметр болта или шпильки.

Распространены следующие разновидности резьбовых соединений:

а) для обеспечения неподвижности и прочности сопрягаемых деталей;

б) для обеспечения прочности и герметичности;

в) для правильности установки сопрягаемых деталей;

г) для регулирования взаимного положения деталей.

Неподвижную посадку шпильки в тело детали осуществляют одним из трех способов.

По первому способу – путем создания натяга по среднему диаметру (радиальный натяг) всех витков.

При втором способе шпилька идет достаточно свободно в гнездо вплоть до сбега, а при дальнейшем ее вращении создается натяг в витках сбега.

В третьем случае неподвижность шпильки обеспечивается за счет буртика, при упоре которого в корпус создается осевой натяг.

Крутящий момент, необходимый для завинчивания шпильки в корпус, зависит от натяга, размеров и состояния резьбы. Принимая условно корпус 1 (рис. 7.2) за толстостенную трубу диаметром D, в которую завинчивается шпилька 2, можно записать выражение:

, (7.2)

где – эффективный диаметральный натяг по среднему диаметру резьбы , равный расчетному натягу , уменьшенному на , где и – максимальная высота микронеровностей резьб шпильки корпуса;

и – соответственно модули упругости и коэффициенты Пуассона материала шпильки и корпуса.

Давление на условную цилиндрическую поверхность диаметром равно:

(7.3)

или, принимая диаметр тела, куда ввинчивается шпилька, т. е. условной толстостенной трубы , получаем:

. (7.4)

Рис. 7.2. Схема завинчивания шпильки

На боковой поверхности витков резьбы будут действовать силы трения, вызываемые давлением , определяемым по следующему выражению:

, (7.5)

где – параметры резьбы.

Сила трения на боковых поверхностях витка резьбы равна:

, (7.6)

где – коэффициент трения;

– площадь двух боковых поверхностей витка.

. (7.7)

Момент силы трения , который нужно преодолеть при завинчивании шпильки, равен:

, (7.8)

где – число витков

Для метрической резьбы:

, (7.9)

где ; ; ; .

Коэффициент трения для стальных шпильки и корпуса равен 0,1…0,2; для чугунного корпуса 0,07…0,15; для алюминиевого или бронзового – 0,04…0,1.

Допуски на перпендикулярность установки резьбовых шпилек назначаются в зависимости от точности и длины выступающей части шпильки.

Например, при длине выступающей части до 50 мм в зависимости от точности допускается отклонение в пределах от 50 до 75 мкм.

Болтовые и винтовые соединения, применяемые в машинах, как правило, используются с предварительной затяжкой (рис. 7.3).

Под действием силы затяжки (рис. 7.3а) болт, винт, шпилька удлиняются на величину , а деталь сжимается на величину .

Рис. 7.3. Схема резьбового соединения

; ; , (7.10)

где – длина болта;

и – модули упругости материала болта и детали;

и – поперечные сечения болта и детали (условного цилиндра).

При работе соединения на него действует возникающее в машине рабочее усилие , в результате сила предварительного натяга уменьшится на величину и болт (винт, шпилька) удлинится на величину (рис. 7.3б).

Для болта (шпильки): . (3.16)

Для стягивания детали: . (3.17)

При затягивании гайки момент , прикладываемый к ней, идет на преодоление трения торца гайки о неподвижную опорную поверхность скрепляемых деталей и трение в резьбе :

; (7.11)

, (7.12)

где – коэффициент трения на торце гайки.

, (7.13)

где – сила затяжки, действующая по оси болта;

– угол подъема резьбы;

– угол трения;

– средний диаметр резьбы:

, (7.14)

где – шаг резьбы.

Для метрической резьбы:

, (7.15)

где – коэффициент трения в прямоугольной резьбе.

Контроль усилия или момента затяжки осуществляется:

· замером удлинения болта (для длинных мощных болтов);

· поворотом гайки на расчетный угол;

· применением динамометрических ключей.

Надежность резьбовых соединений обеспечивается: а) пружинными шайбами (гроверами), у которых развод разрезанных частей должен быть на величину их толщины, а кромки разреза не затуплены; б) шплинтами; в) отгибными шайбами; г) контргайками (с толщиной – высотой такой же, как и у основной гайки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: