Религия и атеизм как культурные явления

Религия – составная часть духовной культуры. Она характеризует духовную жизнь общества. Религия – это мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.

Вопрос о том, как и когда, возникла религия – сложный дискуссионный вопрос. Существуют два подхода к рассмотрению вопроса о происхождении религии:

идеалистическая точка зрения (богословский подход). Сторонники этой точки зрения утверждают, что мир создан Богом, человек создан Богом, и религия дана Богом. Она появилась вместе с человеком, который способен воспринимать Бога. Религия дана для того, чтобы поддерживать порядок в обществе определенными нормами. Если бы Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким образом, религия существует исконно. Религия – это связь человека с Богом или божествами.

материалистическая точка зрения (научный, атеистический подход). Религия – это продукт развития человеческого сознания. Религия – это особое отношение человека к природе, в результате которого природа наделяется сверхъестественными свойствами. Это попытка объяснить то, что пугало или восхищало человека при помощи образов, существ или сил более могущественных, чем человек.

Ученые доказывают небожественное происхождение жизни на Земле. Это:

эволюционная теория Ч.Дарвина;

· из веществ неорганической природы;

· из единичной «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития жизни.

Археологи, антропологи, историки, психологи, философы и другие ученые считают, что религия появилась в первобытном обществе, но и, то не с самого его начала, а в эпоху зрелости первобытного общества, когда сознание достигло более высокого уровня развития и человек начал мыслить отвлеченными понятиями, начал фантазировать.

Причины появления религии: в результате слабости первобытного человека перед дикими, необъяснимыми силами природы. Тяжелые условия жизни человека порождали нервно-эмоциональное напряжение, травмировали разумную умственную деятельность. Неудовлетворенность жизнью породила стремление к самоутешению, потребность в религиозной обнадеживающей фантастике.

Ученые выделяют ранние формы религиозных представлений.

- тотемизм

- анимизм

- фетишизм

- магия

тотемизм -это вера в существование тесной связи с тотемом, родоначальником данного рода. Обычно тотемами были животные. Родовые группы, племена верили, что находятся в родстве с каким-нибудь животным (медведь, волк, змея, тюлень и др.). Тотем не убивали на охоте и не употребляли в пищу. Животные эти почитались и являлись предметами культового поклонения, им посвящались праздники, пляски с подражанием.

анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи). Природа одушевлялась. Духи были добрые и злые.

фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов, например: пещер, камней, деревьев, орудий труда.

магия – колдовство, чародейство. Цель магии была в облегчении реальной жизни человека. Существуют два вида магии: белая (охранительная) и черная (вредоносная). Магия наделяет волшебными действиями разные предметы: талисманы и амулеты, с которыми первобытный человек никогда не расставался. Магия бывает: военная, лечебная, промысловая, любовная, метеорологическая и др.

У первобытных людей отсутствовала цель «спасения души». В последующее время, в религиях, эта цель занимает ведущее место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: