Объектом изучения культурологии является общество, жизнедеятельность различных его субъектов, историческое взаимодействие общества с природой, людей между собой. Объект культурологии совпадает с объектом многих других наук, изучающих общество. Но каждая из наук избирает в объекте особый аспект, находит свои проблемы для исследования, намечает конкретные цели и задачи. Так определяется предмет науки. Он формируется достаточно длительное время, часто внутри какой-либо уже существующей науки.
В процессе определения предмета науки осуществляется не только поиск того, что должна изучать новая наука, но также разграничивается проблематика с уже существующими науками во избежание дублирования и накладок. Культурология как наука во многом обосновывает свою проблематику, «отделяясь» от философии и истории, некоторых других наук, а также самостоятельно формирует предмет.
Культурология специально изучает культуру общества и его субъектов. Предметом ее выступает исследование культуры как целостного системного явления; признаков, закономерностей, форм и способов возникновения и функционирования культуры в историческом процессе.
Предмет культурологии определяет направленность и содержание данной науки, ее методологию и логику, цели и задачи. По предмету исследования дается, как правило, и определение самой науки. Таких определений может быть несколько. Они зависят от меры понимания предмета науки, ее актуальности, а также от позиции исследователя. Но все определения с различной степенью адекватности проблематике отражают объем и содержание науки, ее предмет.
Культурология — это наука, которая исследует сущность и структуру культуры; процессы ее возникновения и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов; ценности и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности самореализации; механизмы и средства трансляции от поколения к поколению; сохранение культурного наследия как памяти человечества.
Как явление духовной жизни общества, культурология включает в себя теоретическое культурологическое знание, социальные институты и систему научных отношений по поводу изучения культуры.
Культурологическое теоретическое знание обладает спецификой, отличающей его от других областей научного знания. В нем используются такие понятия, как «культура», «цивилизация», «генезис культуры», «тип культуры», «вид культуры», «язык культуры», «субъекты культуры» и др.
Содержание культурологического научного знания включает следующие основные элементы:
-методологию изучения культуры и развития знания о ней;
-теорию материальной и духовной культуры;
-историю культурологической мысли (историю теории культуры);
-теорию культуры видов деятельности субъектов общества;
-теорию культуры субъектов общества;
-типологию культуры.
Элементы содержания культурологического знания образуют структуру культурологии как науки. Сегодня культурология еще не завершила формирование своего содержания и структуры. Идет разграничение проблематики, прежде всего с философией.
Философия изучает культуру многопланово. Предметом ее выступают наиболее общие законы бытия и его основных видов (форм): бытия природы, бытия человека и бытия общества, а также материального и идеального (духовного
бытия. Культура изучается философией в связи с бытием общества и человека. Отсюда достаточно высокая степень абстрагирования философско-культурного знания, его универсальность, а также «сквозная» историческая и фактологическая конкретность. Философия культуры выступает методологической и общетеоретической основой культурологии, хотя продолжает исследовать и некоторые собственно культурологические проблемы.
Основными задачами культурологии являются:
-наиболее полное и глубокое, целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков, функций;
-изучение генезиса культуры, эпох и этапов культурологического процесса;
-определение места и роли человека, других субъектов в культурологическом процессе;
-разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
-осуществление взаимодействия с другими науками, изучающими культуру;
-исследование перспектив развития конкретных культур и планетарной цивилизации и др.
Имея свои задачи и проблемы, культурология является специальной теорией культуры. Теоретическую основу культурологии составляют накопленные знания о культуре, которые содержатся в различных письменных источниках исследователей культуры; интеллектуальный уровень сознания субъектов общества, отражающего процессы и явления культуры.
Методологические основы культурологических исследований складываются из философской методологии, методологических положений других наук и собственно культурологии. Так, методология культурологического исследования включает в себя принципы связи и развития, объективности, детерминизма, структурности и функциональности, принципы цикличности существования культур, деятельностный, аксиологический, гносеологический, субъект-объектный и субъект-субъектный принципы, семиотический, регулятивный и другие принципы.
Важным логико-методологическим положением выступает содержательно-смысловое объяснение основных понятий культурологии, с помощью которых изучается реальная культура, ее признаки, процессы, место и роль в истории. В культурологии широко применяются следующие методы: описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, изучение текстов, аналогия, абстрагирование и др. Используются и более конкретные методы в зависимости от области и специфики культурологического исследования — материальной или духовной культуры, видов искусства, народной культуры, нравственности, религии, воспитания и т. п.
К основным проблемам культурологии в современных условиях можно отнести:
-сравнение различных определений культуры и выявление в них типичного в целях более точного понимания культуры,
-сопоставление ее с цивилизацией, общественно-экономической формацией и другими глобальными проявлениями общественной жизни;
-изучение истории культуры конкретных народов, обществ, регионов и континентов;
-исследование культуры в единстве деятельностного, техногенного и аксиологического подходов;
-выявление специфики и взаимодействия культуры и цивилизации;
-исследование культуры как системы;
-анализ взаимодействия с культурой экономики, политики, права, морали, науки, религии и других общественных явлений;
-актуализация антропокультурологической проблематики, уяснение основ, содержания и результатов взаимодействия культуры социальных общностей и личности, роли и места человека в мире культуры;
-исследование принципов, механизма, тенденций и возможностей культурно-творческого процесса, участия в нем различных субъектов;
-определение перспектив существования конкретных культур и планетарной цивилизации;
-совершенствование методологии культурологического познания и др.
Решая эти и другие проблемы познания, культурология утверждает высокий социальный смысл культуры общества, его субъектов; показывает реальную и должную гуманистическую направленность жизнедеятельности людей, целесообразность смысла практического существования.
Условно содержание культурологического знания можно разделить на фундаментальное и прикладное знание. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры, можно отнести к фундаментальному знанию, имеющему значение для целостного и сущностного понимания культуры. Изучение видовых проявлений культуры, культуры общения и поведения, этикета, специфики проявления культуры, ее форм и способов является более конкретным и близким к практике жизни, поэтому тяготеют к характеру прикладного знания. Прикладной характер имеют также культурологические знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре личности, нравственно-поведенческой культуре, религиозно-культовой культуре и др.
Последовательно выраженными тенденциями развития культурологического знания является также историческая, лингвистическая, этнологическая, искусствоведческая и духовная ориентации. Они раскрываются в конкретных темах и разделах культурологии и в осуществлении ее функций.
Основные функции культурологии: гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, образовательная, воспитательная. Несмотря на то, что обозначенные функции являются типичными для многих наук, их содержание, методы и особенности проявления для каждой науки свои. Например, познавательная функция культурологии состоит в том, что она формирует систематизированное, теоретико-концептуальное знание обо всей культуре, ее процессах и явлениях, эпохах и этапах, значении для жизнедеятельности людей. Политология же изучает явления политической культуры общества и его субъектов в общей системе политологического знания. Филологические науки разрабатывают проблему языка культуры, знаковых способов ее ретрансляции и т. п. Социология анализирует в основном коммуникативную культуру. Иными словами, содержание, способы и формы реализации гносеологической функции у каждой науки свои. Содержание других функций культурологии рекомендуется изучить самостоятельно. Таким образом, культурология — это молодая гуманитарная наука, проходящая стадию становления. Она изучает культуру как целостное системное явление, обобщает знания других наук о культуре.