Социальная активность младшего школьника

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в определении понятия "социальная активность".

Социальная активность - способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на её сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций).

Социальная активность - это деятельно-предметное инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Социальная активность школьника - это потребность и внутренняя готовность его к целенаправленному, инициативному, творческому коллективному взаимодействию с окружающей действительностью в познавательной, социально значимой, добровольческой деятельности, направленной на решение задач, стоящих в данный момент перед окружающим сообществом, позитивное преобразование его и самих субъектов при соблюдении принципов и норм человеческой морали. В этом случае социальная активность тесно соприкасается с понятием свободы, свободного выбора, свободного самоопределения и самоутверждения личности или социальной группы.

Роль личности ребенка в его самосовершенствовании очень значительна, но она может быть совершенно разной. Наиболее типичными формами самопроявления (позициями) личности являются:

Самодеятельно-творческая позиция формируется при «свободном воспитании». Этому способствует педагогика сотрудничества. Она наиболее полно создает условия для проявления самостоятельности и творчества с самого раннего детства. В воспитательной работе такая позиция ребенка наиболее благоприятна. Однако следует подчеркнуть, что слишком нечетная грань проходит между сотрудничеством и вседозволенностью в воспитательной работе.

Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при определенной предрасположенности ребенка (как правило, холерического темперамента). При таких его особенностях она может проявляться в его высокой активности. В этом случае недостатки воспитания ведут к попустительству, вседозволенности.

Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположенности ребенка (как правило, меланхолического характера) и др. В этом случае говорят, что воспитатель «лепит» ребенка по своему образу и подобию либо по тому «идеалу», которого ему самому хотелось бы достичь. Делается это «во имя ребенка», однако редко согласуется с его индивидуальными особенностями и возможностями. Главным недостатком такой позиции является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодолевать трудности, что негативно сказывается на его развитии. В то же время такая позиция скорее всего изменится при педагогически умелой работе с ним, возможно и достижение положительных результатов.

Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция также формируется при определенной предрасположенности, заторможенности ребенка (как правило, меланхолического темперамента) и недостатках воспитания: попустительстве, вседозволенности. В работе с ним воспитателю приходится сложнее. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации активности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно меняться. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальнейшему укреплению безразличия, негативизма.

Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) позиция — чаще всего результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток самопроявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в действиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявления ребенка сложнее, так как она является следствием не только своеобразия его характера, но и результатом воспитания.

Всякая позиция ребенка может быть либо подспорьем в воспитательной работе с ним, либо препятствием, мешающим обеспечить полное использование возможностей, наиболее целесообразных в данной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: