Методы психологической защиты в конфликтной ситуации

В конфликтных ситуациях, когда интенсивность потребности нарастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф.В.Бассин1 определяет психологическую защиту как нормаль­ный механизм, направленный на предупреждение расстройств по­ведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бес­сознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Такой механизм реализуется в форме специфичес­ких приемов переработки информации, которые могут предохра­нять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тен­денции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Э.А.Костандов2 предложил логически стройное и убедительное представление глу­бинного физиологического компонента психологической защиты. Отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчи­вую рефлекторную связь в коре мозга. Она, в свою очередь, повы­шает пороги чувствительности и тем самым тормозит сигналы, свя­занные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя их осознаванию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатлеваться в долговременной памяти, быть чрезвычайно стойкими. Это позволяет понять способ возникнове­ния стойких эмоциональных переживаний в случаях, когда повод остается для переживающего их человека неосознанным.

Э. А. Костандов признает существование в мозге чувствитель­ного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но весьма значимые для данного человека раздражители. Несмотря на то что они не осознаются человеком, в организме происходят ряд вегетативных реакций, приводящих к изменениям физиоло­гического и психологического состояний.

Как объяснить стойкость очагов отрицательного эмоциональ­ного возбуждения, возникающих при переживаниях конфликтов? Интересную мысль по этому поводу высказывает Е. Т. Соколова3. Она обращает внимание на известный факт, что всякое препят­ствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоле­ния. При этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем, материальном плане, либо во внутреннем, когда реше­ние еще не принято. В том случае, когда человек не осознает кон­кретного смысла тех или иных обстоятельств, незавершенным оказывается прежде всего сам акт осознания.

Как показано экспериментами Б. Зейгарник (Zeigamik)3, именно незавершенные действия (и сопутствующие им обстоятельства) запоминаются лучше завершенных и, что особенно важно, запо­минаются непроизвольно. В работах К. Левина также показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, причем, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно допустить, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализиро­ванные формы замещающих действий.

В экспериментальных условиях была воспроизведена ситуация, отчетливо выявившая эффект психологической зашиты. Студент там предлагалось опознать и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, появлявшихся на экране в дефиците времени. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Оказалось, что порог опознания слов-табу был существенно выше, чем нейтральных2.

Защитные механизмы начинают свое действие, когда достиже­ние цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации ча­стичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы со­брать силы для реального преодоления возникших трудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками. Люди по-разному разному на свои внутренние трудности. 1 Одни, от­рицая их существование, подавляют склонности, которые дос­тавляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае дости­гается за счет изменения восприятия. Сначала человек отрицает то, что нежелательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и дей­ствовать так, как если бы их не существовало. Другие люди пре­одолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нуж­ном направлении. Третьи находят выход в самооправдании и снис­хождении к своим побуждениям, а четвертые прибегают к раз­личным формам самообмана. Личностям с особенно жесткой и косной системой принципов поведения было бы особенно труд­но и подчас невозможно действовать в разнообразной и измен­чивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их пси­хику.

Опыт, не совместимый с представлением человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию. Восприятие угрозы со­провождается мобилизацией защиты с целью поддержать струк­туру “Я”. Это достигается либо искажением восприятия, либо от­рицанием воспринятого и, следовательно, отрицанием всякой угрозы для личности.

К механизмам психологической защиты относят: отри­цание; вытеснение; проекцию; идентификацию; рационализа­цию; включение; замещение; отчуждение и др.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая трево­жит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, проти­воречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке. Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требуя предварительного знания, и характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формиру­ется еще в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценить происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Например, при массовом социологическом исследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали только 54% некурящих и только 28% курящих. Большинство курящих отрицали значение приводимых фактов, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для их собственного здоровья1.

Вытеснение наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Например, неудобные для нас факты особенно легко забываются. Вытеснение — бессознательный психический акт, при котором неприемлемая информация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания. Ущемленное самолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, подходящие для социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызений совести. Ложный мотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать общественно приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления.

Вытесненный мотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет, однако, свои эмоциональные и вегетативные компоненты. Несмотря на то что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт это, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, например струсил, конфликт тем не менее, сохраняется, а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективно мо­ет восприниматься как состояние неопределенной тревоги. По­тому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Обмолвки, описки, неловкие движения также нередко свидетельствуют о вытеснении. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, се разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Великолепный пример вытеснения приведен в эпизоде из Войны и мира” Л.Н. Толстого, где Николай Ростов с искренним воодушевлением рассказывает о своей храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение было столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг.

При вытеснении неразрешенный конфликт обнаруживает себя различными симптомами, высоким уровнем тревожности и чувством дискомфорта

Таким образом, вытеснение означает подавление, исключение из сознания импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Бывает, что человек должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительными волнениями и переживаниями. В таком случае он может внезапно “забыть” об этом деле. Анало­гично он способен полностью утратить воспоминание о своем неэтичном поступке, невыполненном обещании. Важно, что че­ловек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти. Поэтому если мы замечаем, что неоднократно забываем нечто, то пора задать вопрос, действительно ли мы хотим воспользоваться данной информацией.

Проекция бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего. Человек, постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие его моральным нормам, получил даже специальное название — ханжа.

Идентификация бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей — это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Так, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря идентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом'. В расширенном толковании идентификация — нес­ознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону его понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”. Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами. Наиболее яркие феномены рационализации получили названия “кислый виноград” и “сладкий лимон”. Первый, известный по басне Эзопа “Лиса и виноград”, отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу “сладкого лимона” направлена не столько а дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию, то не ис­точено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему самому якобы не нужно. Точно так и похвальба альковными подвигами может выступать как психологическая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном человеке.

Включение близкий к рационализации способ психологичес­кой защиты, при котором также переоценивается значимость трав­мирующего фактора. Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогда относительная значимость травмирующего фактора пони­жается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис — облегчение внутреннего конф­ликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопережива­ет драматические ситуации других людей, существенно более тя­гостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их по сравнению с чужими. Издревле катарсис связывают с театром. Действительно, собственные мучительные состояния зрителей могут облегчаться, когда они переживают события, происходя­щие с героями классической трагедии на театральной сцене. В этом — одно из благотворных влияний театрального искусства на психику человека. Из сказанного становится понятным, что люди, способные искренне сопереживать страданиям окружаю­щих, не только облегчают их другим, но способствуют улучше­нию и своего психического здоровья,

Замещение замена действия, направленного на недоступ­ный объект, на действие с доступным объектом. Замещение раз­ряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выпол­нить действие, необходимое для достижения поставленной пе­ред ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бес­смысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся пред­мете.

Изоляция, или отчуждение, обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в со­знании. Такой вид защиты напоминает “синдром отчуждения”, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственны­ми переживаниями, хотя их реальность и осознается. Феномены дереализации, деперсонализации и расщепления личности (мно­жественности “Я”) могут быть связаны с такой защитой. В лите­ратуре описано более 200 случаев расщепления личности. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «Я», то, к чему он относится со страхом или отвращением, против чего протестует его существо. Эти разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рас­согласовании собственной системы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желатель­ные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждени­ем, потребностям и ценностям личности от несоответствующих. имея в виду воспитание, это может проявляться в повышенно еретическом отношении к воспитателю или преподавателю, защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способ­ствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для са­мооправдания.

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допус­кает в сознание представление о своем несовершенстве, о недо­статках, проявляющихся в конкретных действиях, то он стано­вится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, и тем самым всю последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознании не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может встать на путь самоусовершенствования. Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, при­обретая большую власть над своими поступками и повышая уве­ренность в своих силах.

Завершая разговор о конфликтах и конфликтности как таковой нельзя не остановиться на очень важном и принципиаль­ном моменте. Все конфликты очень четко можно разграничить на две основные группы по следующему критерию: одна часть конф­ликтов происходит от непонимания ситуации, неумения себя ве­сти (промолчать, сдержаться и т.д.), т.е. неосознанно; другая же часть возникает сознательно, по воле одной из конфликтующих сторон с целью “выплеснуть” на собеседника свою агрессивность, снять напряжение.

Агрессивность требует выхода. В то же время, выплеснувшись в виде конфликтогена, агрессивность возвращается к нам бумерангом конфликта. Однако, не “выпускать пар” агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной киш­ки, гастриты, колиты, инсульты, ишемия, инфаркты — вот дале­ко не полный перечень болезней сдержанных эмоций (психосо­матические заболевания). Народная мудрость гласит: “Язва желудка — не от того, что едим мы, а от того, что ест нас”.

Итак, накопившаяся отрицательная энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но раз­рядиться на окружающих — это не выход, а выходка.

Существует три основныхспособа снятия агрессивности — пас­сивный, активный и логический.

Пассивный способ заключается в том, чтобы “поплакаться” кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутрен­нее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты — спутники стресса (адреналин). Дать облегчение — это одна из важнейших функций слез-

Активные способы строятся на двигательной активности. В ос­нове их лежит тот факт, что адреналин — спутник напряженнос­ти — “сгорает” во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копа­ние земли, работа топором и пилой, косьба.

Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон, гольф.

Даже наблюдение за соревнованиями дает выход агрессии. Страстные болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: иx мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами на ринге (корте, спортивной площадке). Эти эмоции и физическая нагрузка “сжигают” излишки адреналина.

Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением большого количества раз самых эле­ментарных движений: бег трусцой, быстрая ходьба, плавание, велосипед, аэробика, просто танцы. Для некоторых людей подходят увлечения типа “кто кого” (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов и др.

При этом необходимо помнить об одном — нет двух одинаковыx людей (от наших предков к нам дошла простая, как все гениальное, мудрость “что хорошо для сапожника не всегда хорошо для пекаря”), а поэтому различные способы могут идеально подходить и, напротив, быть совершенно противопоказаны даже для членов одной семьи, не говоря уже о сотрудниках одного коллектива. Для кого-то идеальным может оказаться логический способ.

Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное — докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли — себе дороже, поэтому лучше 1менно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела ”отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом — работой мысли, в результате эмоции притупляются. А это уже само по себе чрезвычайно важно — суметь переключить отрицательные эмоции на положительные (или, по меньшей мере, на нейтральные).

Исследования, проводимые психологами и социологами, по­казывают, что 80% конфликтов возникает помимо воли и желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: