Согласно Дж. Маккарти, «информация – предмет потребления столь же неосязаемый, как и энергия, однако едва ли не самый распространенный во всех сферах человеческой деятельности». Здесь и далее имеется в виду социальная, семантическая информация, которая циркулирует в человеческом обществе, считается высшим видом информации и (в отличие от биологической) характеризуется смыслом, ценностью и другими свойствами.
Из множества определений понятия информации наиболее приемлемыми в данном контексте нам представляются следующие:
Информация – это «осмысленное сообщение, выраженное в языковой форме в логически последовательном непротиворечивом виде»;
«Информация – это сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования».
Наряду с концепцией, рассматривающей информацию как сырье, ресурс или товар, существует принимаемая нами концепция, в соответствии с которой информация – основное содержание интеллектуальной коммуникации. При этом интеллектуальная коммуникация понимается как обмен информацией между индивидами посредством общей для них знаковой системы.
|
|
Как известно, информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знание и информация по сути своей неразрывны, хотя между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью его передачи другим людям, т.е. с возможностью коммуникации. Поэтому информация нередко рассматривается как знание, отчужденное от его индивидуального носителя и обобществленное в системе коммуникации.
Одной из важнейших функций социальной информации является ее коммуникативная функция, заключающаяся в том, что благодаря информационным процессам происходит общение, связь между людьми и их коллективами.
Наиболее известная модель системы связи включает пять составных частей:
1. источник информации, или создающее сообщение;
2. передатчик, преобразующий (кодирующий) сообщения в сигналы, пригодные для передачи по каналу связи;
3. сам канал связи, т.е. среда, соединяющая приемник и передатчик;
4. приемник, воспринимающий сигналы и восстанавливающий (декодирующий) принятое сообщение;
5. адресат, получатель информации.
Широкое распространение имеет другая схема системы связи, в которой число основных «участников, задействованных» в процессе интеллектуальной коммуникации, сокращается до четырех:
1) коммуникант;
2) высказывание;
3) средство связи;
4) реципиент.
В этом случае коммуникантом может быть отдельное лицо (которое говорит, пишет, рисует, жестикулирует) или конкретная организация связи (например, телестудия), высказывание отражает содержание и форму сообщаемого, средство связи передает сигналы от коммуниканта к реципиенту, а реципиентом является отдельное лицо (которое соответственно слушает, читает, смотрит) или группа лиц (зрителей / слушателей).
|
|
Существуют разные определения типа коммуникации. Кроме устной и письменной, прежде всего, различают «межличностную» и «массовую» коммуникации. При этом в зависимости от пространственно-временного фактора выделяются следующие подвиды:
1) прямая и непрямая коммуникация,
2) двусторонняя и односторонняя коммуникация,
3) личная и общественная коммуникация.