Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

В чём философ видит сущность техники?

Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно, говорят о технике дыхания и т. п.

Какие характерные черты техники выделяет Ясперс?

1) Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении и сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рациональности как таковой.

2) Власть. Использование техники даёт человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она даёт умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании – вот почему и говорят: знание - это власть. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает её, не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, созданной им самим, стала признаком самой сущности человека. Не только человек воздействует на эту среду, преобразуя её по своему вкусу - но и среда воздействует на него самого

3) Открытие и повторяющаяся работа. Технику можно охарактеризовать как совокупность открытых человеком приёмов и действий, которые можно потом идентично передавать и применять. Напротив, творческая деятельность - даже та её область, которая приводит к техническим открытиям - резко отличается от нетворческого труда.

4) Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и самоцелью; когда забывают о конечной цели и целью становятся средства.

Какие виды техники различает Ясперс?

Технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты.

Как Ясперс относится к технике?

С одной стороны, техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в новую сферу - сферу массового производства, превратила всю планету в единую фабрику, функционирующую как некий технический механизм. Это сфера духовной жизни.

С другой, - развитие техники приведёт не к освобождению от власти природы путем её полного подчинения, а к разрушению и природы, и человека, к тотальному уничтожению всего живого.

Существует и третья точка зрения, согласно которой техника нейтральна. Сама по себе она не является ни благом, ни злом, но может быть использована и во благо, и во зло. В технике отсутствует какая бы то ни было идея - будь то идея завершения, будь то я идея разрушения. Любые идеи и смысл в технику привносит человек.

Что есть техника, по Ясперсу?

Техника - средство, которое должно направляться определённым образом (в раю техники быть не может, ведь её задача - освобождение человека от нужды; техника позволяет ему расширять своё существование до беспредельности создаваемой им среды). Техника стала независимой от людей, довлеющей над человечеством силой

В чём смысл существования техники?

В её способности создавать полезные вещи (т.е. создавать материальные блага). Человеку присущ дух изобретательства. (в каменном веке - бумеранг). Сейчас в технические открытиях и изобретениях принимают участие бесчисленное количество людей, поэтому. открытия и изобретения становятся анонимными, а достижения одного человека тонут в достижениях коллектива. Творческое созидание, технические открытия находятся на службе человеческих потребностей и оцениваются обществом в зависимости от их полезности.

Где границы техники? В чём ограниченность?

Она господствует только над механизмом, над безжизненным, универсальным, она направляется человеком. Живопись, поэзия, наука доступны лишь живому духу, здесь техника может служить лишь средством достижения цели.. Техника нацелена на типовую и массовую продукцию.

Ограниченность техники проявляется в зависимости её от ресурсов, в особенности невозобновляемых - нефти, рудного сырья и т. п. Человеческий труд можно считать возобновляемым ресурсом, но здесь философ видит другое ограничение: можно построить самую совершенную машину – и она будет бездействовать, если в её работе не будут заинтересованы люди, призванные эту работу направлять и обеспечивать.

Как Ясперс смотрит на будущее научно-технического прогресса?

Технизация жизни, исчезновение свободной духовности, засекречивание целых направлений в военных целях приведут к исчезновению предпосылок научно-технического прогресса и даже могут рассматриваться как симптом его конца. Но, даже если научно-технический прогресс и достигает своего завершения, у человечества остаётся ещё одна грандиозная задача - преобразовать всю поверхность земного шара в единую сферу использования технических достижений.

В технике заключены безграничные возможности или безграничные опасности?

И то, и другое. Демонизм техники может быть преодолён только путём проникновения в сущность техники. Может быть, человек когда-нибудь преодолеет «демонизм» техники, то есть исключит возможности её непредвиденного развития. Хотя во всех случаях, когда пытаются устранить техническое неблагополучие с помощью техники, то есть преодолеть технику техникой, это неблагополучие может усиливаться.

Преобразует ли техника самого человека?

Вся дальнейшая судьба человечества зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, начиная от организации доступного ему целого до его собственного поведения в каждую данную минуту. В целом феномен техники - не только опасность, но и задача. Нет ли таких истоков человеческой жизни, которые помогут в конечном итоге подчинить человеку всю сферу техники, вместо того, чтобы рабски подчиняться ей? – задает риторический вопрос философ. Ведь техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто; в качестве самостоятельной сущности - это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство самоуничтожения людей или что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже всё поглотил и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого содержания событий? Только наша человеческая сущность – залог того, что это в целом невозможно.

Основные сочинения:

К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с (Мыслители XX в.).

К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994.-527 с. — (Мыслители XX в.).

К. Ясперс Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. — Москва: Практика, 1997. — 1056 с. — ISBN 5-88001-021-Х (Allgemeine Psychopathologie, 1913

К. Ясперс. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина / Пер. с нем. Г. Б. Ноткина. — СПб.: Гуманитарное агентство «Академические проект», 1999.

К. Ясперс. Всемирная история философии. Введение. / Пер. К. В. Лощевской. — СПб.: Наука, 2000.

К. Ясперс. Ницше и христианство / Пер. Т. Ю. Бородай. — М.: Медиум; Моск. Филос. Фонд, 1994.

К.Ясперс. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии / Пер. С. Апта. — М.: Прогресс, 1999.

К.Ясперс.Введение в философию / Пер. и ред. А. А. Михайлова. — Мн.: Пропилеи, 2000.

К. Ясперс.Собрание сочинений по психопатологии. В 2 т. — М.: Изд. центр «Академия»; СПб.: Белый кролик, 1996.

К. Ясперс. Философия. Книга 1. Философское ориентирование в мире; Философия. Книга 2. Просветление экзистенции; Философия. Книга 3. Метафизика / Пер. с нем. А. К. Судакова — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012.

К. Ясперс. Современная техника. // Новая технократическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: