Важное место в познавательном отношении человека к миру и к самому себе занимает научное познание. Человек обладает разнообразными знаниями, но не все они являются научными.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой культурно обусловленную, профессионально высокоспециализированную деятельность, направленную на получение достоверных знаний о мире, удовлетворяющих принятым в научном сообществе критериям научности и стандартам изложения полученного знания.
Главной целью научного познания является получение наиболее общих и достоверных знаний об окружающем человека мире, а его главной ценностью является научная новизна, его способность выявить и описать те свойства и признаки познаваемого явления, которые были неизвестными, но становятся актуальными в жизни людей.
В науковедении принято выделять ряд особенностей научного познания. К этим особенностям научного познания относятся:
— рациональность, предполагающая, что, и как процесс, и как некоторый контекст, оно предусматривает особую дисциплину организации познавательного процесса, соблюдение которой является обязательной, и особую форму изложения исходных и конечных результатов познания;
|
|
— объективность, которая требует поиска полной адекватности получаемых знаний самому исследуемому объекту, их достоверности, исключения субъективных привнесений в результаты познания. Кроме того, полученные результаты должны отличаться общезначимостью, т. е., отражать не частные, случайные, но наиболее глубокие и повторяющиеся свойства и признаки явления, и быть доступны для интерпретации в данном своем объеме и содержании всем учёным;
— логическая строгость и однозначность, позволяющие исключить двусмысленность постулируемого знания и возможность неверной интерпретации;
— воспроизводимость и проверяемость, означающие, что процедуры поиска и результаты научного познания, способы их выражения должны быть доступны для реконструкции и передачи, без чего научное познание утрачивает общезначимость, объективность, рациональность;
— системность как существенное условие внутренней упорядоченности результатов познания, его целостность и соответствие современным данным науки.
В научном познании принято также выделять два основных его уровня: эмпирический и теоретический уровни познания. Каждому из этих уровней свойственны свои особые методы познания, свой особый способ организации познавательного процесса, свой особый тип решаемых задач и своя специфическая форма выражения полученных результатов.
Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент.
|
|
Наблюдение представляет собой целенаправленное и специально организованное восприятие исследуемого явления. Оно характеризуется системностью, определенной упорядоченностью и планомерностью, алгоритм которой определяется исходной познавательной задачей наблюдения.
Эксперимент представляет собой наблюдение объекта в специально созданных экспериментатором условиях, отвечающих конкретным исследовательским задачам. Это особым образом управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем именно по заданному параметру его состояний и характеристик в данных конкретных условиях.
Эмпирическое описание отражает результаты наблюдения посредством специальных знаков, в том числе и посредством языка. Такое описание может воспроизводить как сам процесс наблюдения, так и добытые
результаты, или и то, и другое, как взаимодополняющие друг друга элементы.
Теоретический уровень познания связан с более высоким уровнем постановки и решения познавательных задач. Основными методами теоретического познания выступают мыслительный эксперимент, гипотеза и формулирование научной теории.
Мыслительный эксперимент представляет собой формирование идеальной модели познаваемого объекта, или его связей и отношений, свойств и признаков, которые подвергаются анализу с позиций известных уже теоретических построений и методологий, или данных опытного наблюдения за аналогичными объектами.
Гипотеза выражается в выдвижении и обосновании некоторых предположений, объясняющих те или иные свойства и характеристики познаваемых явлений. В основе научной гипотезы лежит некоторое допущение, отличающееся от произвольной фантазии своей обоснованностью.
Формулирование научной теории связано с особым способом описания свойств и качественных характеристик явлений действительности. Этой цели служит особая система понятий, выработанная той или иной областью научного знания и характеризующаяся своим особым типом стилистики и лексического структурирования.
Целью научного познания является овладение исчерпывающей информацией о познаваемом явлении и соответствующее ее оформление в форме знания.
ЗНАНИЕ представляет собой особый конструкт сознания, характеризующийся системной упорядоченностью, предметностью, объек тивностъю и истинностью.
Предметность знания означает, что его исходным источником является тот или иной реальный предмет, его свойства, признаки, его связи и отношения. Даже когда этим предметом выступают идеальные продукты, например, художественные произведения, они не утрачивают своей реальности.
Как особый продукт сознания, знание оперирует определенными потоками информации об отражаемом явлении. Трансформация того или иного потока информации в знание осуществляется посредством определенной систематизации и упорядочения этих потоков в соответствии с принятыми в научном познании правилами и процедурами. Конечной формой такой систематизации информации в знание выступает язык, фиксирующий значимое в информации. Наиболее лаконичными и конкретными формами такой фиксации предстают языковые конструкции, в которых что-либо утверждается, или отрицается относительно чего-либо. Поэтому, сталкиваясь и в повседневной, и в научной практике с широкими потоками информации, наше сознание вполне спокойно «игнорирует» их контекст, не затрагивающий непосредственно наши интересы.
Для знания принципиально существенна его достоверность, соответствие познаваемому предмету, адекватное воспроизведение его свойств, выражаемое в понятии истины.
Истина — конечная цель и центральная идея познания.
|
|
ИСТИНА — это адекватное отражение действительности в сознании человека, или знание, соответствующее своему предмету.
К наиболее существенным свойствам истины относятся объективность, конкретность, абсолютность и относительность.
Объективность истины выражает требование соответствия знания своему объекту. Знание, не соответствующее объекту, не соответствует и критерию истинности, что весьма существенно для адекватного оперирования результатами познания. Но свойство объективности истины имеет свои пределы и границы, за рамками которых утрачивается данное свойство и истина перестает быть истиной. Эти границы находят свое выражение в таком свойстве истины, как ее конкретность.
Конкретность истины означает, что любая истина остается объективной, т. е. соответствующей своему предмету, лишь в рамках конкретных состояний познаваемого объекта. Эту мысль хорошо иллюстрирует образный язык К. Пруткова: «Антонов есть огонь, но нет того закону, чтобы огонь всегда принадлежал Антону». Реальная подвижность окружающего мира, его бесконечная многомерность требует осознания, что и само знание о мире столь же подвижно и изменчиво, как и сам мир.
Абсолютная истина выражает в знании то, что с очевидностью воспроизводится и адекватно отражается, т.е., то, что соответствует критерию объективности истины. Но поскольку та же самая истина характеризуется конкретностью, означающей, что истина утрачивает свою достоверность и объективность при тех или иных новых условиях, она признается относительной. Любая истина абсолютна в той мере, в какой она объективна, и относительна, поскольку утрачивает свою объективность при тех или иных меняющихся конкретных состояниях или условиях познаваемого объекта.
Взаимосвязь и единство абсолютной и относительной истины отражает, с одной стороны, тот факт, что нашему познанию доступно постижение глубинных и сущностных свойств действительности, а с другой, что наше знание всегда остается незавершенным, не исчерпывающим во всей полноте и объеме объект познания. Единство абсолютной и относительной истины свидетельствует о том, что познание есть движение от незнания к знанию, от неполного и относительного знания к полному и абсолютному, никогда не доходящее до «истины в последней инстанции». При тех или иных конкретных условиях всякая абсолютная истина оказывается относительной.
|
|
Проблема природы и достоверности знания и ее центральная проблема — проблема истины — остается одной из самых дискуссионных на протяже нии всей истории человеческой мысли. Одной из наиболее древних, ведущих свою историю от Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) является корреспондентная концепция истины, в рамках которой истина определяется как соответствие (лат. correspondentia) знания об объекте самому объекту познания.
Впервые возможность установить соответствие между знанием человека о вещи и самой вещью поставил под сомнение немецкий философ И. Кант (1724-1804). По его мнению, познаваемая вещь даётся человеку не в своей реальности бытия, а «конвертируется» человеком в процессе познания по законам познавательной деятельности. Тем самым, не вещь определяет свойства нашего сознания и содержание знания, а человек в соответствии с законами мышления конструирует познаваемую вещь. Истина — это не то, что соответствует вещи, а то, что сконструировано человеком в соответствии с законами его мышления.
Развитие представлений о природе знания и истины во второй половине XIX — первой половине XX века в рамках уже неклассической философии характеризуется все большим субъективизмом и релятивизмом (относительностью) понятия истины. Так, конвенционализм (лат. convention — соглашение) рассматривает истину как результат произвольно устанавливаемых научным сообществом соглашений (конвенций), выбор которых определяется соображениями удобства, простоты, полезности и т. д.
В современной философии постмодернизма понятие истины вовсе утрачивает какую-либо значимость, объявляется бессмысленным и устаревшим. Такой нигилизм в отношении истины, превращение ее в произвольно устанавливаемые «условия игры» для познавательной деятельности, делает процесс познания бессмысленным, что, по мнению известного социолога XX века П. А. Сорокина, ставит перед современной культурой проблему новой абсолютизации истины.
Раскрытие характеристик и свойств истины не исчерпывает данную проблему. Для достоверного и непротиворечивого познания и, прежде всего, научного познания, важно определение критериев истинности знания. Как убедиться в том, что наше знание о предмете действительно соответствует самому предмету? Ведь знание и предмет непосредственно сопоставить невозможно. Для этого научное познание прибегает к критериям истины, в качестве которых признаются логический и практический способы определения истинности знания.
Логический критерий предполагает, что наше высказывание о предмете соответствует самому предмету, т.е., является истинным при условии, что истинны посылки, из которых оно логически выводится в виде следствий. Практический критерий истины связан с апробацией наших знаний в опыте человека и человечества. Успешное преобразование человечеством окружающей действительности дает наиболее убедительное свидетельство истинности знаний, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Тем самым, то, что подтверждается исторической практикой —признается истиной, что не подтверждается и опровергается — ложным знанием.
При этом следует иметь в виду, что истина соотносима лишь со знанием. Вся совокупность представлений, ценностей, продукты художественного творчества, религиозные каноны, идеалы, афористичные сентенции, колоритные парадоксы, играющие важную роль в жизни людей и формирующие их жизненные ориентации, тем не менее, не могут рассматриваться через понятие истины, истина к ним не применима, поскольку они лежат за пределами знания.
Контрольные вопросы
1. Как называется вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата?
2. Какой вид деятельности характеризуется «как процесс имманентного преодоления добровольно принятых правил»?
3. Как называется форма мышления, с помощью которой выражается принадлежность или непринадлежность признака предмету (предметам) и которая обладает свойством быть либо истинной, либо ложной?
4. Как характеризуется способность ума устанавливать соотношения между вещами (фактами или идеями), воспринятыми первоначально как произвольно разбросанные?
5. Как называется общее представление о конкретных вещах на основе характерного и общего для них признака?
6. Что относится к свойствам истины?
7. Можно ли приписать предикат истинности или ложности такому суждению: «Действуй так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда употреблялось только как цель и никогда как только средство»?
8. К какому уровню познания относится систематизация данных? Какому познанию присущ индивидуализирующий метод?
9. Как называется способность постижения истины путем прямого её усмотрения, без обоснования её с помощью доказательств?
10. Как называется форма познания, формирующая новую реальность с помощью образов, представляющих собой художественное обобщение действительности?