Первая и вторая теоремы экономики благосостояния

Первая основополагающая теорема. Первая теорема утверждает, что при определенных условиях конкурентные рынки ведут к очень специфическому распределению ресурсов, а именно – такому, что при любом дальнейшем перераспределении ресурсов (без каких-либо изменений в производстве и потреблении) в обществе не найдется никого, кто смог бы улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения кого-то другого.

Существует, без сомнения, много других способов распределения ресурсов, благодаря которым можно улучшить положение одного или многих индивидуумов. Но в каждом из этих случаев кто-то пострадает.

Распределение ресурсов, характеризующееся тем, что никто не может улучшить свое положение без того, чтобы чье-то положение не ухудшилось, называется эффективностью по Парето (или оптимумом по Парето) в честь великого итальянского экономиста-социолога Вильфредо Парето (1848—1923). Когда экономисты говорят об эффективности, они обычно подразумевают эффективность по Парето.

Вторая основополагающая теорема. Утверждение, что экономика эффективна по Парето, ничего не говорит о том, насколько "хорошо" распределен доход. Утверждение, что экономика оптимальна по Парето, свидетельствует только о том, что ничье положение не может улучшиться без ухудшения положения кого-то другого. Вторая теорема благосостояния утверждает, что, если мы не удовлетворены распределением дохода, возникшего благодаря конкуренции на рынке, мы не должны отказаться от использования механизма рыночной конкуренции. Все, что нам нужно сделать, это перераспределить исходное богатство, а всё остальное сделает рыночная конкуренция. Для любого другого конечного распределения полезности, которое хотелось бы получить, существует некое первоначальное распределение ресурсов.

Самое существенное во второй основополагающей теореме экономики благосостояния – это то, что каждое распределение, эффективное по Парето, может достигаться благодаря децентрализованному рыночному механизму. В децентрализованной системе решения о производстве и потреблении (что производить, как производить и для кого производить) принимаются бесчисленным множеством фирм индивидуумов, которые составляют экономику.

Если бы условия, принятые во второй теореме благосостояния (наличие идеальной конкурентной среды во всех отраслях экономики), были бы действительны, то учение о государственных финансах могло бы ограничиться анализом целесообразного государственного перераспределения ресурсов.

Парето-эффективность это такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, а новые Парето-улучшения невозможны.

Исходя из сущности Парето-эффективности, ее условий и общего конкурентного равновесия, получается, что рыночная конкуренция обеспечивает нахождение оптимума потребителя, оптимума производителя и размещение ресурсов наилучшим образом. Первая теорема экономики благосостояния: общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным. Это фундаментальный принцип экономики, который позволяет обосновать чистую рыночную конкуренцию как наиболее эффективный институт распределения ресурсов. То есть равновесный рынок без вмешательства государства наиболее эффективным образом способен распределить ресурсы между потребителями и производителями.

Вторая теорема экономики благосостояния является обратной теоремой и заключается в том, что Парето-оптимальное распределение в экономике является равновесным.

Экономическая теория благосостояния— направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, и факторы на них влияющие.

Либертарианство, или либертаризм — политическая философия, в основе которой лежит запрет на «агрессивное насилие», то есть запрет на применение силы или угрозы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. Нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке. При этом оно не дает указаний для конкретных поступков людей.

Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для гос. служащих. По их мнению, такие формы гос. вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности.

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.

Утилитаризм (польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Предпосылки возникновения утилитаризма появляются в трудах английских моралистов XVI—XVII веков. Теория получила первое систематическое изложение в сочинениях И.Бентама. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья (. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.

Утилитаризм — подход к понятию справедливости, полагающий, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов общества.

Эгалитаризм (равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества.

Может рассматриваться как разновидность утопического социализма, основывающегося на всеобщем уравнении как основе социальной жизни. В социологии семьи эгалитаризм признает за супругами равные права в самореализации. Принципы эгалитаризма лежат в основе программ различных политических партий.

Эгалитаризм — подход к понятию справедливости, полагающий, что справедливым считается равное распределение благ между членами общества.

1. Утилитаризм:

- функция общественного благосостояния = сумме индивидуальных функций полезности;

- благополучие общества складывается из достижений индивидов;

- оправдывает перераспределение (но в узких пределах), т.к. при росте дохода предельная полезность его единицы падает (бедняки способны приобрести больше, чем потребляют богачи).

2. Либертаризм:

- индивидуальные полезности несравнимы;

- приоритет индивидуальных свобод и право частной собственности;

- гос-во обязано содействовать лишь таким изменениям, которые отвечают критерию Парето;

- принудительное распределение заведомо неприемлемо;

- индивидуализм, исключающий возможность суммирования индивидуальных полезностей.

3. Эгалитаризм:

- приоритет равенства;

- связан с идеями коллективизма;

- благосостояние общества - это нечто, отвечающее высшим интересам самого общества как единого организма, в котором индивидуумы выполняют функции членов;

- сплоченность и солидарность важнее, чем индивидуальные достижения и независимость индивида от гос-ва;

- активная деятельность гос-ва по выравниванию доходов;

- не требовали абсолютного равенства доходов, но максимально возможного при данном уровне экономической эффективности.

Сейчас общественный сектор основывается на всех трех концепциях: признается право индивида на собственный выбор и частную собственность (либертализм), необходимо максимизировать благосостояние большинства (утилитаризм), а так же признается необходимость ответственности общества за положение своих наименее благополучных членов (эгалитаризм). В современном обществе эта ответственность за слабейших, возложенная на гос-во, определяет большинство перераспределительных процессов в обществе (особенно тех, которые пользуются широким одобрением граждан и которые целенаправленно осуществляются гос-вом).

Принцип «второго лучшего». Искажающее действие налогов в ряде случаев связано с тем обстоятельством, что досуг, с одной стороны, сопоставим с товарами и услугами как фактор благосостояния, а с другой – в отличие от других благ непосредственно не поддается налогообложению.

Последствия искажений могут быть уменьшены, если при прочих равных условиях товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом. Таково правило Корлетта-Хейга.

Если блага взаимозаменяемы, то рост цены на одно из них, в том числе за счет налогообложения, приводит к увеличению потребления второго, а если они взаимодополняемы, то повышение цены на одно влечет сокращение потребления второго.

В целом принцип «второго лучшего» говорит о том, что при отсутствии одного или нескольких условий достижения оптимума по Парето наилучшее из возможных решений связано с нарушением других условий, даже если они сами по себе выполнимы.

Нередко политические решения приходится принимать в ситуациях, когда, с одной стороны, ясно, что некоторые предпосылки достижения Парето-оптимального состояния отсутствуют, а с другой – имеющейся информации недостаточно, чтобы составить сколько-нибудь надежное суждение об интенсивности искажающих воздействий, а иногда – и об их направленности. В таких случаях принцип «второго лучшего» не может быть практически реализован. Коль скоро искажающие факторы не поддаются оценке, имеет смысл от них абстрагироваться и искать «первые лучшие» решения, понимая вместе с тем неизбежность существенных погрешностей.
Пусть возможно создание двух не вполне одинаковых систем, в равной мере отвечающих одним и тем же требованиям к распределению доходов, однако первая из двух порождает большие потери эффективности, чем вторая. В этом случае переход от первой ко второй представлял бы собой Парето-улучшение. Налоговая структура, являющаяся в указанном смысле наилучшей при данных условиях (включая имеющуюся информацию и возможности сбора налогов), называется Парето-эффективной налоговой структурой.

2.Территориальная организация управления и территориальное планирование.

Территориальная организация непосредственно связана с территориальным планированием. ТП направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований. Документами территориального планирования Российской Федерации

являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области: 1) развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи; 2) обороны страны и безопасности государства; 3) развития энергетики; 6) развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения; 8) развития космической деятельности и т. д. Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Региональная политика в области ТП должна базироваться на использовании трех основных принципов: во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

56.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: