1. Распределите по графам таблицы начальные звуки (учитывая их акустические признаки) помещенных ниже примеров.
Звуки состоят только из голоса | Звуки состоят только из шума | Звуки состоят из голоса и шума | |
Преобладает голос | Преобладает шум | ||
Слово, олово, злой, алый, благо, влага, флаг, улей, йод, мед, лед, ход, код, год, род, ум, шум, кум, бум, это, вето, лето, кеды, хетты.
2. Произнесите слова: вал, вял, шар, Марья, вялить, упал, мята, сядь, лапа, яма, чаша. Изменяется ли тембр и высота тона в зависимости от соседства разных согласных?
3. Установите какиезвуки и слова получатся, если:
а) согласные [м], [н] в словах мама, май, мор, майка, наш, нам произнести не с опущенной, а с поднятой небной занавеской;
б) согласные [б], [д] в словах бел, бука, дам, дед, дары, бор,бак, бал, боль, дог, доска, дочь произнести с опущенной небной занавеской;
в) первый звук в словах дом, жар зову, бар, ваза, дело, жаль, густ произнести без сближения и напряжения голосовых связок;
г) при произнесении первого звука в словах рад, нос, лук, дóма, воз, ваза, суда, лот, мать, саду приподнять среднюю часть спинки языка.
4. Определите, работой каких органов различаются звуки: а) [п – б – м]; б) [т – д – н]; в) [ш – ж – р].
5. Назовите гласные звуки русского и изучаемого языка, при произнесении которых участвуют губы.
6. Опишите артикуляцию звуков [w, j, r] (во французском, английском, немецком языках).
7. Укажите разницу в артикуляции звуков
а) [х] (русск.) и [h] (англ., нем.)
б) [д, т, н] (русск.) и [d, t, n] (англ., нем.).
8. Дайте полную характеристику следующим звукам:
а) [д], [з], [м], [х], [б], [ц], [г], [ш];
в) для отделения немецкого языка – [t], [h], [pf], [r], [η];
г) для отделения английского языка – [θ], [η], [d], [w], [r];
д) для отделения французского языка – [l], [r], [g], [h].
9. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, куль, толь, ноль, лед, ток.
10. Приведите примеры носовых гласных. В каких языках отмечаются носовые гласные? Наблюдаются ли они в русском языке?
Тема 2. Основные понятия фонологии
Темы для докладов
1. Учение о фонеме.
2. Варьирование фонем.
3. Системность фонем в языке.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем социальность звука?
2. Как называется научная дисциплина, изучающая социальную функции звуков речи? Как она соотносится с фонетикой?
3. Что такое фонема как явление речи и как явление языка?
4. Раскройте содержание понятия «минимальные пары».
5. Охарактеризуйте функции фонемы – перцептивную и сигнификативную.
6. Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема?
7. Как доказать, что два звука являются: а) разными фонемами; б) вариантами одной фонемы?
8. Что такое дифференциальные и интегральные признаки фонемы?
9. В чем различие понятий позиция и оппозиция? Раскройте понятие фонологической оппозиции. Что такое звуковая оппозиция, или иначе — оппозиция звуковых признаков? Покажите это на примерах.
10. Что такое коррелятивная пара фонем (или звуков)? Приведите примеры коррелятивных пар.
11. Что такое варьирование фонемы? Чем оно вызывается? В
чем различие между лингвистическими (фонетическими) и не
лингвистическими (нефонетическими) вариантами фонемы?
12. Что такое аллофон? От чего зависит выбор аллофона в речи? Покажите это на примере двух аллофонов одной фонемы.
13. В чем состоит явление нейтрализации фонем?Опишите позиции, могущие вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. Покажите на примерах.
14. Что такое архифонема? Что такое гиперфонема?
15. Сопоставьте фонологические системы русского и изучаемого иностранного языков. В чем проявляется основные различия между ними? 16. В чем суть вопроса о дистрибуции фонем?
17. Назовите представителей Ленинградской и Московской школ в фонетике и фонологии.