Образование формы имени прилагательного

Форма прилагательного зависит от категорий рода, числа и падежа существительного, к которому оно принадлежит. Её усвоение происходит естественным путём, и ошибки здесь не так многочисленны. Встречаются они в употреблении полной и краткой форм и при образовании сравнительной степени.

Вопрос о выборе полной и краткой формы возникает при использовании качественных прилагательных в функции именной части сказуемого. Во многих случаях полная и краткая форма используются параллельно, различаясь лишь тонкими смысловыми и стилистическими оттенками: Он ещё молод (выражает временный признак, допустим, признак несоответствия какой-либо деятельности в данном возрасте) – Он ещё молодой (выражает постоянный признак); Сапоги узкие (выражает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой) – Сапоги узки (выражает признак недостаточности размера, носить такие сапоги данному человеку нельзя). Однако есть ситуации, когда возможно употребление только одной из этих форм. Именно в этих случаях и возникают речевые ошибки: а) полная форма употребляется вместо краткой – Шляпка гриба была полная воды. В роли сказуемого управлять зависимыми формами может только краткое прилагательное, поэтому предложение должно звучать так: Шляпка гриба была полна воды; б) краткая форма употреблена вместо полной. В ряде случаев лексические значения прилагательного в краткой и полной формах не совпадают или совпадают не во всём объеме. Так, прилагательное способный имеет два значения – обладающий способностями, одарённый и могущий что-либо сделать. Первое значение реализуется в краткой форме только при наличии управляемого члена – способен к изобразительной деятельности, танцам, музыке, поэтому фраза Я способен, и вы должны меня принять в актёры ошибочна. Правильный вариант – Я способен к актёрскому ремеслу (талантлив), и вы должны принять меня в актёры. Прилагательное полный имеет значение толстый, тучный только в полной форме, следовательно, выражение В детстве мальчик был очень полон, потому что не занимался физкультурой и много ел содержит речевой недочёт.

Ошибки появляются и при образовании степеней сравнения имени прилагательного. Это происходит в двух случаях: при образовании сравнительной степени такого прилагательного, которое в языке не имеет данной формы, и при образовании сравнительной степени ненормативным способом. В первом случае речь идёт о ряде качественных прилагательных, которые не имеют сравнительной степени, в основном – это прилагательные с суффиксами -ск-, -к-, -oв-, -в-, -л-: дружеский, боевой, вялый, маркий и т.д. Однако лексическое их значение, значение качественности не противоречит образованию сравнительной степени и в соответствии с нормой она может быть образована при помощи слов более и менее. В речи же встречается ненормированное образование при помощи простой формы сравнительной степени: День ото дня подросток становился все смелее и боевее. Качественные прилагательные, которые обозначают так называемый «абсолютный» признак (глухой, косой, слепой, хромой, кривой, рваный и т.д.), находятся вне категории сопоставления, но в ряде ситуаций эти признаки разворачиваются в динамике и требуют такого сопоставления. В нормированном языке эта потребность удовлетворяется образованием сложной (аналитической) степени сравнения, в реальной практике часто возникают ошибочные формы: Сначала я спорил с мамой, а потом понял, что она всегда правее меня.

Продуктивным и регулярным способом образования сравнительной степени является прибавление к основе суффикса -ее(-ей). Однако значительное число широко употребительных прилагательных с основой на -г-, -к-, -д-, -х- (иногда на -т- и -ст-) образуют данные формы с помощью суффикса . При этом происходит чередование конечного согласного основы: «тихий – ти ше», «громкий – гром че», «строгий – стро же», «простой – про ще». Ряд прилагательных образуют данные формы при помощи суффикса -ше («тонкий – тоньше»). Ошибки встречаются в связи с тенденцией во всех случаях употреблять для образования сравнительной степени наиболее распространенные суффиксы -ее- (-ей-). При этом чередование согласных исчезает: Я никогда не видел книгу толстее. Встречается и явление обратного порядка – замена продуктивного образование непродуктивным: Этот путь гораздо длиньше, чем тот. Широко распространены и случаи объединения сложной и простой форм сравнительной степени: к прилагательному в форме простой сравнительной степени прибавляется тот или иной элемент сложной формы сравнительной степени: Эта задача более (менее) легче, чем та, которую решали вчер».

Речевые недочёты могут появляться и при образовании превосходной степени прилагательных. Она, как известно, может быть образована при помощи простой и сложной форм. Сложная форма образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее и употребляется во всех стилях речи, а простая (так называемый элятив – от лат. elatus – поднятый, возвышенный) образуется при помощи приставки наи- и (или) суффиксов -айш-(-ейш-) и имеет книжный характер. Ошибки возникают, когда происходит смешение простой и сложной форм – самый способнейший студент, наиболее высочайшее здание и т.д. Только в единичных случаях сочетание «самый» + форма превосходной степени является нормированным, хотя и имеет устаревший характер: самая кратчайшая дорога, самый ближайший путь, самым теснейшим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: