Забастовка — крайняя форма социально-трудового конфликта

Уже в ходе примирительных процедур, имеющих целью разрешение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование. Эти акции предпринимаются ими в поддержку своих требований.

Собрание представляет по сути первый акт предъявления требований работников. Эти требования выдвигаются на собрании (конференции) большинством голосов. Вместе с этим избираются полномочные представители работников для участия в разрешении коллективного трудового спора. Работодатель не вправе препятствовать проведению собрания (конференции), обязан предоставлять для него соответствующее помещение. Как правило, выдвигаемые требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю, а их копия — в орган государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Митинг как форма массового собрания по поводу актуальных, преимущественно общественно-политических и социально-экономических вопросов может проводиться работниками в знак недовольства своим положением и поддержки выдвигаемых перед работодателями требований. Он часто используется как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.

Демонстрация, представляя собой массовое шествие, выражает какие-либо общественно-политические настроения, в том числе и социальный протест. Вызванная недовольством работников организации, отрасли или региона, она также может использоваться как

форма выражения общественного мнения по поводу содержания порядка разрешения социально-трудового конфликта.

Пикетирование относится к акциям того же плана. Оно означает патрулирование группой митингующих или демонстрантов в районе проведения митинга или демонстрации. Нередко пикеты выставляются представителями участников протеста социального или иного характера перед учреждениями государственной власти и местного самоуправления, другими официальными представительствами.

Указанные акции проводятся обычно в условиях локального или общего конфликта, когда в противоборство втягивается большинство персонала предприятия либо основная масса работников, занятых той или иной отрасли хозяйства. В таком конфликте, как правило, остро сталкиваются несовпадающие интересы сторон, связанные преимущественно с производственными, распределительными и трудовыми отношениями. Но нередко противостояние выходит за эти рамки, вторгается в область экономической и социальной политики, деятельности органов государственной и местной власти, сопровождается требованиями политического характера.

Конкретный тому пример — общероссийская акция протеста, которая проводилась 7 октября 1998г. по инициативе профессиональных союзов и при активном участии ряда общественных движений, политических партий и групп из тех, что находились в оппозиции высшему руководству страны. Вместе с требованиями социально-экономического характера участники акции выдвигали лозунги отставки президента, смены курса осуществляемых реформ, принятия правительственных мер к обузданию преступности и коррупции.

Локальный и общий конфликты принимают самые разные поведенческие формы. Наиболее распространенными являются два направления: первое — действия в рамках социальных институтов, организационных форм и процедур (проведение дискуссий, обращение с запросами во властные структуры, подписание деклараций, принятие законоположений и т.п.); второе — массовые акции с предъявлением требований со стороны недовольных социальных групп, апелляцией к общественному мнению, выражением протеста не только в форме собраний, митингов, демонстраций и пикетирования, но также голодовок, компаний гражданского неповиновения и забастовок.

Та же общероссийская протестная акция 7 октября 1998г. нашла выражение в разнообразии вариантов выдвижения и поддержки требовании трудящихся и жителей отдельных регионов страны. Ей предшествовали: четырехмесячный шахтерский пикет на Горбатом мосту у Дома правительства в Москве; временные перекрытия железнодорожных магистралей в Приморье, Кемеровской, Челябинской, Ростовской областях и Республике Коми; забастовки учителей и медиков, митинги и демонстрации машиностроителей,

аграриев, энергетиков, работников академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, преподавателей вузов и студентов ряда крупных городов страны.

В акциях протеста приняли участие многие миллионы россиян. Одни ограничились краткосрочным прекращением работы и проведением собраний непосредственно на предприятиях и в учреждениях, другие же вышли на улицы, устраивали шествия и митинги. Известно, что в Москве на Васильевском спуске у Кремля собралось примерно 150 тыс. человек под флагами профсоюзов и некоторых партий, а на Дворцовой площади Санкт-Петербурга сошлись на общегородской митинг свыше 100 тыс. человек.

Вне сомнения, крайней формой социального протеста выступает забастовка. Актуальность темы забастовочного движения как средства разрешения социально-трудовых конфликтов в настоящее время в России приобретает повышенную остроту.

Исторически забастовки или, как их еще называли, стачки стали фактом в условиях утверждения капиталистического способа производства, перехода к машинной индустрии, концентрации лиц наемного труда на крупных предприятиях со многими тысячами рабочих. Их главная цель почти всегда сводилась к защите интересов тех, кто жил продажей своей рабочей силы.

Формы стачечной борьбы отличались разнообразием. Известно, например, что луддиты — участники первых стихийных выступлений на предприятиях Великобритании в конце XVIII — начале XIX в. — ломали станки и фабричное оборудование. Недовольство лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834гг. доходило до применения рабочими огнестрельного оружия. Широкий резонанс в мире вызвали, сопровождавшиеся полицейской расправой демонстрации пролетариев Чикаго в США в майские дни 1886г.

В историю России приметной вехой вошла знаменитая Морозовская стачка на Никольской мануфактуре Морозовых в подмосковном Орехово-Зуеве, которая произошла в январе 1885 г. Тогда ткачи и прядильщики, прекратив работу, направили письменные требования не только владельцам предприятия, но и правительству. В частности, они настаивали на отмене или существенном сокращении штрафов, издании специального закона об условиях найма на работу и увольнения. В конце концов властям и собственникам мануфактуры пришлось уступить, а состоявшийся затем суд оправдал организаторов забастовки.

И в последующее время стачки имели большое значение в российском рабочем движении. Они оказали значительное влияние на ход революционных событий 1905—1907гг., а также памятного своими Февралем и Октябрем 1917г. Забастовки проходили и после установления в России советской власти. Лишь с конца 20-х годов о них

перестали упоминать; считалось, что в стране, строящей социализм их не должно быть вовсе.

Следует напомнить, что со времени окончания второй мировой войны и вплоть до середины 70-х годов в США, большинстве государств Западной Европы, Японии и других странах забастовочное движение приняло широчайший размах. В ту пору изменились круг и характер выдвигаемых трудящимися требований. Бастующие до бивались не только улучшения условий купли-продажи рабочей силы, т.е. более высокого уровня заработной платы, сокращения рабочего дня, надежной охраны труда, но и осуществления мер по обеспечению полной занятости, организации профессионально-технической подготовки, благоустройству рабочего быта и т.п. Тогда же сложились действующие и по сей день организационные формы, социального партнерства.

С конца 70-х годов ситуация начала склоняться в сторону спада волны забастовок, ослабления влияния профсоюзов, установления так называемого нового социального консенсуса. Но и теперь во многих странах время от времени вспыхивают острые социально-трудовые конфликты.

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен и в значительной мере подвергся научному обобщению опыт прогнозирования забастовок и их урегулирования. На предприятиях этих стран в улаживании возникающих конфликтов общего характера принимают участие представители не только самих бастующих и предпринимателей-работодателей, но и муниципальных и государственных органов. Вмешательство властных структур закреплено соответствующим законодательством.

Законы большинства развитых стран с рыночной экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных учреждений, как Организация Объединенных Наций, Международная организация труда (МОТ) и др. Они предусматривают право граждан на забастовку, устанавливая, однако, и определенные ограничения. Прежде всего составляется перечень отраслей, в которых забастовочные акции запрещены. Обычно это касается вооруженных сил, полиции, пожарной службы, скорой медицинской помощи, газо- и электроснабжения, некоторых других жизнеобеспечивающих систем.

К нарушителям законоположений применяют различные санкции с привлечением при необходимости сил правопорядка. Государство же устанавливает законодательные рамки ведения переговоров и осуществления примирительных процедур между конфликтующими сторонами, поиска взаимоприемлемых решений. Оно стремится быть

посредником, с тем чтобы не допускать крайних форм социального столкновения.

В бывшем Советском Союзе социально-экономический кризис, охвативший с конца 80-х годов страну, попытки тогдашних «архитекторов перестройки» реформировать условия хозяйствования в рамках социалистического выбора также вызвали всплеск забастовочных действий. Летом 1989г. массовый протест проявился в Кузбассе; с шахтерами этого региона солидаризировались горняки и других угольных бассейнов. Осенью того же года забастовали шахтеры Воркуты. В последующее время забастовки или угрозы прибегнуть к ним стали практиковаться во многих районах. Вслед за горняками их объявляли и работники других массовых профессий, включая учителей, медицинских работников, персонал научно-исследовательских учреждений.

Становившиеся нормой социально-трудовые конфликты в России потребовали принятия ряда правовых документов. Они предназначались тому, чтобы служить упорядочению и регулированию выдвижения, рассмотрения и разрешения спорных проблем, вызывающих обострение социальной напряженности.

Одним из первых актов такого рода стал Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров». В соответствии с указом, в частности, предусматривалось ежегодное заключение генерального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством России, представителями общефедеральных объединений профсоюзов, а также предпринимателей. Имелось в виду, что соглашение вберет в себя обязательства сторон в области занятости населения, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, реализации социально-экономических программ и т.д.

Вместе с тем предусматривалось заключение трехсторонних отраслевых тарифных соглашений между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей) со взаимными обязательствами сторон. Имелось в виду, что подобными обязательствами будут регулироваться социально-трудовые отношения и сфере организации и оплаты труда, социальной защиты, найма и увольнения работников. При тогдашнем Министерстве труда была создана Служба разрешения трудовых конфликтов, на которую был возложен контроль за ходом выполнения заключенных соглашений, изучение причин возникновения коллективных трудовых споров и участие в их устранении (подобная государственная служба действует и поныне в системе Министерства труда и социального

развития). В указе подчеркивалось, что при соблюдении условий упомянутых соглашений конфликты, включая и форму забастовки, считаются незаконными.

Следующим шагом стал Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», принятый 11 марта 1992г. В не для договорного урегулирования разногласий, затрагивающих социально-экономические интересы работников и работодателей, рекомендовалось использовать примирительные процедуры — консультации сторон, формирование примирительной комиссии, обращение к посреднику. Только при не достижении согласия между сторонам; относительно вынесенных примирительной комиссией либо посредником рекомендаций допускались организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству.

Право трудящихся на защиту своих интересов закрепила Конституция Российской Федерации, одобренная в результате референдум 12 декабря 1993г. Основной Закон страны (ст.37) содержит положение, которое гласит: «Признается право на индивидуальные коллективные трудовые споры с использованием установленный федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Правовые основы и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации гарантированного конституционного права на забастовку устанавливает упоминавшийся ранее Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1995г. В нем статьи отдельной главы «Осуществление права на забастовку» конкретизируют и регламентируют основы реализации этого права.

Законом определено, что забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Следовательно, забастовка не есть сам конфликт, неурегулированное разногласие, а только их проявление, доведенная до крайности форма конфликтного поведения, находящаяся в ряду собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Работники вправе использовать её в тех случаях, когда примирительные процедуры не приводят к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель уклоняется от примирительных процедур или не выполняет достигнутого соглашения.

Как один из способов разрешения коллективного трудового спора забастовка предполагает добровольное участие в ней. Согласно закону, никто не может быть принужден к участию или отказу

от участия в забастовке. При этом представители работодателя не вправе организовывать забастовку и, естественно, участвовать в ней.

Решение об объявлении забастовки в установленном законом порядке принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. В решении указываются ряд условий: а) перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; б) дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников; в) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; г) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве в период проведения забастовки. Соответственно о предстоящей забастовке предупреждается государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Обычно забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или комитет профсоюза. Этот орган вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки экспертных заключений по спорным вопросам. Он же вправе приостановить забастовку, а затем вновь возобновить ее при соблюдении сроков предупреждения об этом.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. При этом работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления и те, кто возглавляет забастовку, должны принять зависящие от них меры для обеспечения в забастовочный период общественного порядка, сохранности имущества организации и безопасности физических лиц, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. При не обеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Основаниями для признания незаконности забастовки могут стать также несоблюдение сроков, процедур и требований ее объявления; создание реальной угрозы основам конституционного строя и здоровью других лиц; участие в забастовке работников вооруженных сил, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной

принимается судами субъектов Российской Федерации по заявление работодателя или прокурора; вступившее в законную силу оно подлежит немедленному исполнению.

Приведем пример. Работники относительно небольшого предприятия с численностью персонала менее 100 человек в течение нескольких месяцев не получали зарплату в полном объеме, довольствуясь редкими, мизерными по размерам авансами. Не выдержав продолжения подобного «испытания», большинство работников в один из дней собрались на заводском дворе и в ходе возникшего митинга потребовали от администрации незамедлительной ликвидации задолженности по оплате труда. Представители дирекции объяснили сложившуюся ситуацию неблагополучным финансовым положением предприятия из-за неплатежей потребителей продукции. Собравшиеся не удовлетворились ответом, обвинили руководство в бездеятельности и объявили, что прекращают работу. Предприятие встало.

Администрация завода обратилась в правоохранительные органы с заявлением признать забастовку незаконной. Прокуратура поддержала это ходатайство, так как при спонтанном протесте не было соблюдено необходимое условие объявления забастовки — прохождение примирительных процедур...

Лица, ответственные за незаконное объявление забастовки, могут быть подвергнуты взысканию за нарушение трудовой дисциплины. Вместе с тем закон устанавливает гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Прежде всего, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора. На время забастовки за участвующими в ней сохраняются место работы и должность. В процессе урегулирования социально-трудового конфликта, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации, филиала представительства.

Работодатель вправе не выплачивать работникам зарплату за время их участия в забастовке. Исключение составляют работники, занятые выполнением обязательного минимума работ (услуг), а также; работники, не участвующие в забастовке и в связи с ней допустившие простой не по своей вине. Не исключаются, однако, и варианты компенсационных выплат и участвующим в забастовке, если они предусматриваются коллективным договором или соглашениями,' достигнутыми в ходе разрешения трудового спора.

Таким образом, можно констатировать, что забастовка, как и любое социальное явление, специфична, имеет свои существенные особенности, заметные отличия.

В первую очередь, забастовка выделяется своим коллективным характером, массовым участием в ней лиц наемного труда — рабочих;!

служащих, специалистов. Они прекращают работу или существенно сокращают выпуск продукции и предоставление услуг, одновременно выдвигая требования экономического, социального и (что случается нередко) политического характера. По своему содержанию эти требования адресуются и владельцам (администрации) предприятия, и органам власти — государственной и муниципальной.

Забастовка представляет реально ощутимую угрозу потерь со стороны тех, против кого она направлена, так как чревата падением производительности труда, снижением качества товаров и оказываемых услуг, выплатой предпринимателями (работодателями) штрафов и неустоек партнерам по экономическим связям в случаях срыва, поставок в заранее оговоренные сроки, недополучением прибыли и т.д. Подобная угроза крайне нежелательных и по сути своей разорительных и разрушительных для предприятия или отрасли хозяйства последствий используется решившимися на забастовку как подкрепление выдвинутых ими требований, как средство давления на работодателей-собственников, органы государственной власти и местного самоуправления.

Еще одна особенность забастовки в современных условиях заключена в том, что она фактически всегда имеет организованный характер, укладывается в рамки действующего в стране трудового законодательства. Это, как правило, заранее спланированная и хорошо подготовленная акция, направляемая руководящим органом — стачечным или профсоюзным комитетом, со своими лидерами, опирающимися на поддержку большинства участников забастовки, тех или иных общественных движений, политических партий и средств массовой информации, а то и фракций региональных законодательных собраний и федерального парламента.

Важная особенность нынешних забастовок — проявление с особой остротой социальной напряженности, свойственной отдельной отрасли хозяйства или региону, многообразие форм конфликтного противостояния, включая как пассивное сопротивление и стихийный протест, так и активные скоординированные действия. Чаще всего противоборство прорывается не вдруг, не разом, а нарастает постепенно, обрастая все новыми и жесткими требованиями.

Началом являются призывы к забастовке, обсуждение на собраниях коллективных требований, создание стачкома или возложение полномочий на профсоюзный орган. Затем наступает пора невыхода бастующих на рабочие места и иных подобных акций, предназначенных подтвердить серьезность выдвинутых требований. В последующем организуются такие формы давления, как митинги, демонстративные шествия, выставление пикетов, предъявление ультиматумов, инди-

видуальные и коллективные голодовки, перекрытие транспортных магистралей и т.п. На все это незримо, а то и открыто накладывают) печать попытки использовать массовое недовольство социально-экономическими условиями в политических целях.

Забастовка, будучи объективно и юридически правомерной формой социально-трудового конфликта, представляет собой обоюдоострое средство социального взаимодействия. Она при неправомерном подходе к рассмотрению локальных споров и расхождений, отступлениях от законом установленных положений разрешения такого рода коллизий может обернуться потенционально опасной зоной социального взрыва и всеобщего потрясения.

Если иметь в виду Российскую Федерацию, то общий уровень настроения в стране имеет тенденцию к ухудшению. Из опросов,; проводимых Всероссийский центром изучения общественного мнения, следует: больше половины россиян высказываются в том духе,; что терпеть свое бедственное положение уже невозможно; увеличив лось число респондентов, положительно отвечающих на вопрос о возможности в их местности массовых выступлений против падения уровня жизни, в защиту своих прав; за это время в 1,5 раза возросла численность тех, кто скорее всего примет личное участие в такого рода митингах и демонстрациях протеста.

Отмеченные тенденции свидетельствуют о характере преобладающих эмоций. Выражая отношение россиян ко всему происходящему в стране и обществе, они обнаруживают тот негативный фон, который способствует нарастанию социальной напряженности, проведению протестных акций и объявлению забастовок.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие методы наиболее широко применяются для профилактики конфликтов в организациях?

2. Укажите основные этапы прохождения примирительных процедур при трудовых спорах (конфликтах).

3. Какой законодательный акт регулирует порядок разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации?

4. Назовите основные правила общения, которых следует придерживаться при осуществлении примирительных процедур.

5. Какие массовые мероприятия вправе проводить работники организации в поддержку своих требований при разрешении коллективного трудового спора?

6. Охарактеризуйте основные особенности забастовки как крайней формы социально-трудового конфликта.

7. Когда и каким документом в Российской Федерации закреплена право трудящихся на забастовку?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: