Характеристика основных психологических школ

Общая характеристика бихевиоризма

Методология бихевиористской концепции была заложена аме­риканским психологом Д. Уотсоном (1878—1958) и отражена в ра­боте «Мир, как его видит бихевиорист» (1913). Однако первое экс­периментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихеви­оризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874—1949). Строго говоря, он еще не принадлежал к этому на­правлению, и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихевиористов, что и дает основания включить концепцию Торн-дайка в бихевиоральное направление.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психоло­гии (behavior — поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объ­яснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того мето­дологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом бихевиористы считали, что не­обходимо изучать целостные реакции организма как функции, на­правленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели.

. Анализируя развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не сущест­вует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть предмет психологии, заменив его тем, который будет связан с пси­хической сферой человека и, одновременно, доступен объективно­му наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно та­ким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в сво-


216 Часть II. Психология

их работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как и сознание. Идя вслед за этими теориями, Уотсон утверждал, что поведение являет­ся единственным объектом, доступным изучению, а потому психо­логия должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения.

Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией, — эти вопросы и стали центральными для бихевиориз­ма. При этом развитие поведения (появление все новых связей между S и R) фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.

Идея о том, что в основе развития поведения лежит формиро­вание все новых связей между стимулами и реакциями, привела би-хевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса психики является социальный, т.е. окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследствен­ность), получил свое наиболее полное воплощение именно в клас­сическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На базе этих немногих рефлексов и выстраивается все со­держание психической жизни. Таким образом, формирование пси­хики, содержания сознания, происходит в процессе жизни челове­ка под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекват­ных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые спо­собствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Таким об­разом, адаптация в этой школе является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Само психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специ­ально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения научение — более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе ча­сто основаны на анализе законов научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.


Глава 2. История развития психологической науки 217

Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиоризм от­вергал идею возрастной периодизации, доказывая, что не сущест­вует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и проводимые представителями этой школы исследования научения у детей раз­ного возраста, которые показали, что при целенаправленном обу­чении уже 2—3-летние дети не только умеют читать, но и писать и даже печатать на машинке. Следовательно, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития дан­ного ребенка.

Однако невозможность создания возрастной периодизации не исключала, с точки зрения бихевиористов, необходимость созда­ния функциональной периодизации, которая бы позволила вывес­ти этапы научения, формирования определенного навыка. Таким образом, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию яв­ляются функциональной периодизацией. Точно так же функцио­нальной периодизацией являются и этапы формирования умствен­ных действий, разработанные П.Я. Гальпериным.

Работы Торндайка и Уотсона положили начало большому коли­честву экспериментов, изучающих различные аспекты формирова­ния поведения. Эти исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы S—>R, невозможно совер­шенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма, в котором уже появляются внутренние переменные, по-разному объясняемые разными учены­ми (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.

, Модификация классического бихевиоризма была связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, так как не могло изучать­ся на животных. Это привело к возникновению социального бихе­виоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в со­циуме. Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, ва­риативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожида­ния людей.


218 Часть Ч. Психология

Однако идея о прижизненном характере содержания психики, ведущей роли обучения оставалась незыблемой и в необихевиориз­ме. Поэтому неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих концепций развивающего обучения.

Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии — «Экспериментальные исследова­ния видимого движения» была опубликована в 1912г., однако окон­чательное оформление нового направления произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целост­ные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабаты­вая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевио­ризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, пред­ставители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предме­том психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Тем не менее, оставив практически в неприкосновенности предмет психологии, Гештальтпсихология существенно трансфор­мирует прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процессов. Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким образом, опровергалось прежнее представление о том, что разви­тие психики основывается на формировании все новых ассоциа­тивных связей, которые соединяют отдельные элементы между со­бой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась новая идея — познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприя­тия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представи-


Глава 2. История развития испхи.югнчегкоп науки

тели этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя из этого, в результатах исследования генезиса психических функций они ви­дели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспе­риментальном исследовании познавательных процессов. Необходи­мо подчеркнуть, что эта школа является одной из первых, которая су­щественное внимание обращала на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была и пер­вая (и долгое время практически единственная) школа, которая нача­ла строго экспериментальное изучение структуры и качеств лично­сти, так как метод психоанализа, используемый глубинной психоло­гией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях — понятии психического поля, изоморфиз­ма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целост­ные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располага­ются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь вес более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктуриро­вание поля, в котором прежние структуры располагаются по-ново­му, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому ре­шению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизи­ческим, т.е. процессы, которые происходят в коре головного моз­га, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осозна­ются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однознач­ные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее ре­шить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее пере-стурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта,


220 Часть II. Психология

очистить свое сознание от всех наслоении, связанных с культурны­ми и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то вре­мя и близки немецким психологам. С этим была связана и недо­оценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминут­ной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуаль­ных процессах. С этим связано и расхождение в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие «временная перспектива», правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано зна­чение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образ­но-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процесс формирования представлений об окружающем, дока­зало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важ­ные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитив­ная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделан­ные в этой школе.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о ко­торых будет рассказано ниже, для психологии личности и для со­циальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и програм­мы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя спустя почти 60 лет после его смерти.

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (или глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. В 1900 и 1901 гг. выхо­дят книги 3. Фрейда «Психология сновидений» и «Психопатология обыденной жизни». Именно годы их появления принято считать условными вехами рождения этого направления, так как в них


Глава 2. История развития психологической науки 221

были сформулированы его основные постулаты. В отличие от пре­дыдущих направлений, особенно гештальтпсихологии, психоана­лиз кардинально пересмотрел не только предмет психологии, но и ее приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотива­цию. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль, безусловно, принад­лежит австрийскому психологу и психиатру Зигмунду Фрейду, кото­рый во многом повлиял на дальнейшее развитие всей современной психологии. Однако его доказательства приоритета бессознатель­ного в содержании психики, значения сексуальных влечений и аг­рессии не были принципиально новыми для психологии, о чем свидетельствуют работы Жане, Шарко, Льебо. Именно благодаря им Фрейд заинтересовался вопросами гипноза и внушения, воз­можностями его отсроченного воздействия. Важное место в глу­бинной психологии занимало и учение Брентано о интенциональ-ности, целевом предназначении каждого психического акта. Такой целью для Фрейда стала адаптация человека. Эта биологическая де­терминация была одним из важнейших методологических принци­пов его теории, ее стержнем, объясняющим важность насильствен­ной социализации ребенка, необходимость придания социально приемлемой формы сексуальным и агрессивным влечениям. Бо­лезнь в этой концепции как раз и является результатом неудачной (или неполной) адаптации.

Хотя веяния новых тенденций и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитар­ностью, его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности и для того, чтобы си­стематизировать их, создав цельную теорию, и для того, чтобы они смогли утвердиться в науке. Без него, конечно, концепция бессоз­нательного была бы создана, но не смогла бы завоевать такой попу­лярности. Возможно, что она была бы не только другой, но и более конформной, традиционной по содержанию. В то же время его не­терпимость, ревность к любым модификациям привели к разрыву с учениками и последователями. В результате практически невоз­можно говорить о фрейдизме как о каком-то направлении или шко­ле, но только о психоанализе, так как концепции Юнга, Адлера, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны. Глубин-


222 Часть II. Психология

пая психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихоло-гии, так и.не стала единой школой, но скорее набором отдельных теорий бессознательного. Однако в определенной степени это по­служило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией. Несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения.

1.Понимание психического развития как мотивациоиного,
личностного.

2. Целью психического развития является адаптация к среде.
Хотя среда впоследствии и не понимается другими психоаналити­
ками как полностью враждебная, однако она всегда противостоит
конкретному индивиду.

3. Движущие силы психического развития остаются всегда
врожденными и бессознательными и представляют собой психиче­
скую энергию, данную в виде влечений или желаний человека и
стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению).

4. Основные механизмы развития, которые также являются
врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в
раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о
раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практиче­ским, клиническим выводам его последователей. Это, прежде все­го, пансексуализм Фрейдагкоторый все стремления человека, куль­турные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные, мотивы. Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологической детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не учитывал он и роль социальных и индивидуальных раз­личий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности. Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее в биологического индивида, чем в социального субъек­та, обладающего собственным, отличным от других, духовным миром.


Глава 2. История развития психологической науки 223

Поэтому неудивительно, что Фрейд считал открытые им законо­мерности универсальными для всех. Это относилось и к этапам раз­вития личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных вле­чений, развитию комплексов. В то же время уже первые исследова­ния показали, что, например, Эдипов комплекс, который занимал центральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее со­циальными, чем биологическими, факторами, особенностями вос­питания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями меж­ду родителями и детьми в семье. На это обратили внимание уже Юнг и Адлер, чьи материалы о детских воспоминаниях (в том числе и собственных) существенно отличались от опыта Фрейда. Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также пришел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных, существуют и другие, не менее значи­мые мотивы, которые также могут стать ведущими в процессе фор­мирования личности, например стремление к преодолению своей неполноценности.

Адлеру принадлежит и открытие нового механизма развития психики — компенсации, который наравне с механизмом иденти­фикации, введенным Фрейдом, стал ведущим при объяснении ди­намики процесса развития психики. При этом идентификация (отождествление) объясняла главным образом выбор образца для подражания, а компенсация подчеркивала активность человека, его стремление преодолеть свои недостатки.

Позднее появились и другие факторы, противоречащие мыс­лям Фрейда и в социальной психологии, и в оценке женской психи­ки, и в роли Эго, и в психотерапевтической практике. Отказ Фрей­да от признания возможной вариативности при проведения психо­аналитического сеанса привел к разрыву даже с такими близкими учениками, как В. Райх и О. Ранк, создавшими собственные психо­терапевтические концепции, хотя в теоретическом плане они в го­раздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от Фрейда.

Разработки различных коррекционных технологий в других на­правлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых ти­пологий личности, построенных на основе биологических и соци­альных различий, стимулировали преодоление усредненного под­хода к человеку и в глубинной психологии. Этому способствовало и появление данных клинической практики, свидетельствовавших о недопустимости игнорирования активности и собственной пози­ции клиента. Эти факты стимулировали модификацию основных


224 Часть П. Психология

постулатов директивной терапии, сделав ее менее жесткой и более индивидуальной.

Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная психология, допускала субъективные и не валидизированные спо­собы изучения бессознательного, то для научных исследований не­обходимо бьшо стандартизировать методики, сделав их более точ­ными и поддающимися объективной проверке. Это привело к раз­работке проективных методик, имеющих ключи и примерные стандарты интерпретации материала. За короткое время появи­лись различные виды этих методик (образных и вербальных), полу­чивших широкое распространение, как и метод ассоциативного эк­сперимента, предложенный Юнгом. Достоинство новых способов бьшо не только в большей объективности, но и в возможности бы­стрее получить искомые данные.

Важным моментом в развитии психоанализа бьшо и измене­ние подхода к проблеме психологической защиты. Если у Фрейда защита выполняла функции примирения внутриличностного кон­фликта (между Ид и Супер-Эго), то в новых теориях Хор ни, Фром­ма, Салливена и других ученых она использовалась и при объясне­нии конфликтов между субъектом и окружающим. Поэтому появ­ляются и новые виды защиты, такие как конформизм, агрессия, уход, садизм и т.д. Экстериориазация психологической защиты, идея о том, что в стиле общения можно увидеть симптомы невро­тических переживаний и способы их преодоления, также способ­ствовали объективации исследований и разработке новых видов коррекции.

Значимые открытия в психологии личности, сделанные в дру­гих направлениях, прежде всего в гуманистической психологии, в теориях социального научения бихевиоризма, заинтересовали и психоаналитиков. Поэтому в Эго-психологии А. Фрейд больше вни­мания стало уделяться сознательным мотивам человека, а в тео­риях Г. Салливена и Э. Берна — контактам с значимыми другими. Данные о развитии мотивации в течение всей жизни человека, о роли творчества в общей иерархии потребностей привели Э. Эрик-сона к пересмотру, казалось бы, незыблемых постулатов глубинной психологии, связанных с ролью первых лет жизни человека. Заго­ворив о кризисах в процессе становления человека, он ввел в пси­хоанализ и новую для него идею о цельности личности, необходи­мости осознать свою идентичность и с самим собой, и с обще-


Глава 2. История развития психологической науки • 225

ством. Таким образом, ко второй половине XX в. психоанализ постепенно превращался в теорию личности, хотя первоначально являлся в большей степени мотивационной теорией индивида.

Общая характеристика генетической психологии

Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980) является одним из наиболее известных уче­ных, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. Свою теорию развития детского мышления Пиаже строил на осно­ве логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой пси­хического развития является развитие интеллекта. В серии экспе­риментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Таким образом Пиаже пришел к выводу, что этапы психи­ческого развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекват­ной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логи­ческое мышление.

Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и яв­ляется стержнем развития психики, что именно понимание, созда­ние правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. Адаптация не является пассивным про­цессом, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность является необходимым условием развития, так как схе­ма, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рожде­нии, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происхо­дит постепенно, при этом человек использует два механизма по­строения схемы — ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении си­туации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втис­нуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ас­симиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок по­знает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема дей­ствительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Пиаже, — это

15-4455


226 Чисть II. Психология

чередование процессов ассимиляции и аккомодации таким обра­зом, что до определенного предела человек старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адек­ватную.

Идеи Пиаже о этапах психического развития детей стали от­правной точкой для исследований Л. Кольберга (1927—1987), од­ним из основных открытий которого стала теория развития нрав­ственности у детей, и американского психолога Д.С. Брунера (р. 1915), выявившего новые закономерности познавательного раз­вития. В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение вли­яния на процесс восприятия особенностей культуры, потребно­стей и ценностных ориентации. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов.

Работы Пиаже и Брунера во многом повлияли на новое направ­ление, появившееся уже в 1960-х гг. — когнитивную психологию.

Общая характеристика гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее во­прос о необходимости исследования мотивации и структуры лич­ности, обогатило психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших фактов, как каче­ственное своеобразие личности каждого человека, возможность со­знательно и целенаправленно развивать определенные стороны образа-Я и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс разви­тия личности заканчивается в детстве, тогда как эксперименталь­ные материалы показывали, что становление личности — это про­цесс, который происходит в течение всей жизни.

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследо­ванию личности, развиваемый в рамках бихевиористического на­правления. Эти работы, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, пере­живаний личности, так же как и исследование тех врожденных ка­честв, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение че­ловека.

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической тттко-


Глава 2. История развития психологической науки 227

лы, получившей название гуманистической психологии. Это на­правление, появившееся в США в 40-х гг., строилось на основе фи­лософской школы экзистенциализма. Одним из его основателей яв­ляется Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и уточнению тех на­учных вкладов, которые были сделаны в психологическую науку Фрейдом, Бинэ, Сеченовым и другими учеными. «Теперь мы мо­жем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», — писал он.

Развитие гуманистической психологии стимулировала и та идеология, которая сложилась в обществе и в психологической на­уке после Второй мировой войны. Если Первая мировая война по­казала всю меру бессознательной жестокости и агрессии человека, ужаснувшие человечество и пошатнувшие устои гуманизма и про­свещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличие этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Поведе­ние многих людей в экстремальных ситуациях отличалось и их стойкостью, стремлением сохранить достоинство в трудных усло­виях, и осознанным выбором своей судьбы.

Эти факты, как и данные, полученные в 30—50-е гг. учеными, за­нимающимися психологией личности, показали ограниченность чисто механистического, биологического подхода к человеку, объ­ясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, объясняю­щие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализа­ции своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяс­нить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обраща­ются к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенци­ализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появляется и новая детерминация — психологическая, объясняю­щая развитие человека его стремлением к самоактуализации, твор­ческой реализации всех своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и принципы, объясняющие взаи­моотношения человека с обществом, так как социальное окруже­ние может не только обогатить человека, но и стереотипизировать

15'


228 Часть II. Психология

его. Исходя из этого, гуманистическая психология хотя и подчер­кивала неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебно­сти внешнего мира к личности, старалась изучить разнообразные механизмы общения, описав сложность взаимоотношений лично­сти и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось зна­чение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских инте­ресов психоанализа.

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология об­щества свидетельствовали о необходимости появления нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформу­лировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом (1897-1967), А. Маслоу (1908-1970) и К. Рождерсом (1902-1987).

Важнейшей заслугой Олпорта является то, что он одним из первых заговорил об уникальности и индивидуальности каждого человека, являющегося носителем своеобразного сочетания лично­стных качеств.

А. Маслоу по праву считается «духовным отцом» гуманистиче­ской психологии. Именно им бьши разработаны важнейшие теоре­тические положения этого направления — о самоактуализации, иерархии потребностей и механизмах развития личности — иден­тификации и отчуждения, которые позволяют человеку полноцен­но общаться с окружающими, сохраняя свою индивидуальность. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наобо­рот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и де­лает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, к реализации всех своих способностей и предназначения в жизни есть основа развития и человека, и обще­ства.

Теоретические положения Олпорта и Маслоу бьши развиты Роджерсом и Франклом — основателями одних из самых распро­страненных на сегодняшний день видов психотерапии — индирек-тивной и логотерапии. Расширению экспериментальных исследо­ваний способствовало и введенное Роджерсом понятие самооцен­ки, которая является отражением истинной сути данной личности, его экзистенции.


Глава 2. История развития психологической науки 22!)

Оценивая гуманистические теории личности, необходимо от­метить, что они впервые обратили внимание не только на отклоне­ния, трудности и негативные стороны человека, но и на позитив­ные стороны личностного развития. В работах ученых этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были рас­крыты механизмы формирования личности и пути для ее самораз­вития и самосовершенствования.

Необходимо отметить и тот факт, что более широкое распро­странение это направление получило в Европе, а не в США, где не так сильны традиции философии экзистенциализма и феноменоло­гии. Особенно важно в этом плане отметить, что эти идеи не были популярны среди американских интеллектуалов, ориентированных на прагматизм Джемса и Дьюи, в отличие от европейских (напри­мер, Сартра, Камю, Антониони и др.), связанных с теориями Хай-деггера и Гуссерля. Во многом именно это и подготовило почву для распространения в Европе идей гуманистической психологии.

Общая характеристика когнитивной психологии

Когнитивная психология рассматривает психику как систему когнитивных реакций. При этом постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменны­ми, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селек­тивностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании ко­торого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микро­структурный анализ психических процессов. Поэтому серьезное достоинство когнитивной психологии — это точность и конкрет­ность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в анало­гичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирова­ния неоднозначности человеческой психики в отличие от модели.

Это направление появилось в американской науке в 1960-х гг. как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, от­рицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт, что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных про-


230 Часть 11. Психология

цессов Толменом не нашли отклик в 40—50-е гг., доказывает, что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала, а сама эта школа еще плодотворно развивалась. Но к 1960-м гг. ситуация изменилась, так как становилась совершенно ясной (особенно для психологии США) невозможность и непродуктивность игнориро­вания сознания и выведение его из предмета психологии.

Так появляется последняя в XX в. психологическая школа. Хотя ее возникновение порождено скорее общим направлением и логи­кой развития психологической науки, чем открытиями конкрет­ных ученых, тем не менее можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей консолида­ции нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый науч­ный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р. 1928) выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой из­ложил основные положения этого направления.

Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформа­ции для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитивные процессы луч­ше всего изучать, моделируя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов им были предложены такие термины, как «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроеч-ные процессы», и созданы методы их изучения, такие как визуаль­ный поиск и селективное наблюдение. Метафора компьютера, ко­торая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, лег­ла в основу работ, в которых компьютерные программы выступают моделью для понимания процессов обработки информации челове­ком. Положительным в этом является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто мало связан­ных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, когда вслед за ощущением шло воспри­ятие, затем память, мышление и т.д. Здесь это комплексная систе­ма, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от предстоящих задач.

Многочисленные исследования, проводимые учеными этого на­правления, были направлены на изучение этой структуры и ее деяте-


Глава 2. История развития психологи ческон науки 231

льности в разньж ситуациях. Среди этих работ необходимо отметить изучение тех преобразований, которые происходят в сенсорной ин­формации с момента ее попадания на рецептор и до получения ответ­ной реакции. При этом были получены факты, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не су­ществует порога в собственном смысле этого слова, так как порог об­наружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала. Теория информации, которая повлияла на все дальнейшие работы по когни­тивной психологии, также была первоначально сформулирована на основе данных, полученных при изучении восприятия.

В результате исследований были выделены структурные состав­ляющие (блоки) интеллекта, впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная, показано, что своеобраз­ным фильтром, отбирающим нужные в данный момент сигналы, является внимание, которое получило совершенно новую трактов­ку в когнитивной психологии.

Материалы, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного, подход к которому в когнитивной психологии существенно отличается не только от психоаналитического, но и от подхода гуманистической психологии. Бессознательное содержит неосознаваемую часть про­граммы переработки информации, которая включается уже на са­мых первых этапах восприятия нового материала. Изучение содер­жания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной, конфликтной подаче информации (например, в правое ухо — одна информация, а в левое — другая), раскрывает роль этой неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе ин­формации в долговременную память. С этой точки зрения некото­рые ученые считают, что практически все сигналы, все воздейст­вия внешней среды запечатлеваются в нашей психике, однако не все они осознаются в данный момент, а некоторые не осознаются никогда ввиду своей малой интенсивности и незначительности для жизнедеятельности, но никак не в силу своей асоциальности или несовместимости с моралью, как считал Фрейд.


232 Часть II. Психология

Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо упо­мянуть о теории личностных конструктов Д. Келли (1905—1967). Эта теория хотя и стоит несколько особняком, по своей сути близка к основным положениям этой школы. Точка зрения Келли на человека, являющегося по существу исследователем, стремящимся понять, ин­терпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во мно­гом послужила причиной интереса когнитивной психологии к про­цессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

В последнее время когнитивная психология, как и другие шко­лы, все больше ориентируется на достижения смежных направле­ний. Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и лично­сти, социальной и экологической психологии.

Общая характеристика российской психологии

Хотя российская психология не является однородной, так как в России, как и в любой стране, существовало несколько научных школ, для мировой психологии имели значение только две из них, имеющие собственную методологию, отличную от других психоло­гических направлений и оказавшие в связи с этим влияние на раз­витие психологической мысли. Это философская (гуманистиче­ская) психология и марксистская психология, воплощенная в тео­рии высших психических функций Выготского и теории деятельности Рубинштейна — Леонтьева.

Основателем философской психологии является B.C. Соловьев (1853—1900), который по праву считается одной из центральных фигур в российской науке XIX в. Именно Соловьев разработал но­вый подход к исследованию человека, его души и его предназначе­ния на Земле, подход, который стал господствующим в конце XIX — начале XX в. в России, получив широкое распространение и в европейской науке.

Идеи Соловьева прослеживаются и после его смерти в работах Бердяева, Булгакова, Лосского, Франка, Лопатина и даже в художе­ственных произведениях, например в поэзии символистов. Он счи­тал, что трансцендентальный мир или всеединое целое, или Бог, имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает промежуточное положение между безусловным началом или все-единым целым и преходящим миром явлений, не заключающим в себе истины. Осуществляя в своей жизни эту высшую цель соедине-


Глааа 2. История развития психологической науки 233

ния двух начал, человек стремится к совершенству, которое заклю­чается в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и Красо­ты. Соловьев считал, что мертвая материя, пройдя через среду че­ловеческую, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс человеческого духа совершается главным образом по од­ному пути — по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия.

Идеи о катарсисе, связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов, происхо­дящих в душе и отражающихся в ее творениях, основываются на этих идеях Соловьева. Его понимание места и роли человека в мире определило содержание психологических концепций Франка и Лосского, которые дополняют и развивают главные мысли учено­го. Таким образом, взгляды Соловьева стали основой первых пси­хологических теорий личности, изучавших процесс становления ее самосознания и самоопределения и доказывавших, что и само­развитие, и самореализация человека связаны с его творчеством.

Однако развитие этой психологической школы было прервано в 20-х гг. XX в., а предметом новой, марксисткой психологии стано­вится уже не личность, но деятельность, как внутренняя (позна­ние), так и внешняя (поведение).

Двадцатые годы стали временем рождения советской психоло­гии, активных поисков ее методологических основ и путей развития. Именно в этом видели свою цель П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Вы­готский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие психологи.

Изучая роль среды в развитии психики, Л.С. Выготский анали­зировал процесс формирования ВПФ (высших психических функ­ций), возникающих благодаря интериоризации знаков — искусст­венно созданных человечеством стимулов-средств, предназначен­ных для управления своим и чужим поведением. Говоря о том, что существуют натуральные и высшие психические функции, Выгот­ский приходил к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. То есть в отличие от натураль­ных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуляция связана с опосредованным характером ВПФ, причем опосредуются они знаком или стиму­лом-средством, который создает дополнительную связь между воз­действующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой,


234 Часть П. Психология

так и мыслительной). Схема психических процессов в представле­нии Выготского выглядит таким образом:

S -> R — натуральные, непосредственные психические функ­ции,

S -> R — высшие, опосредованные психические функции. \ / X

В отличие от стимула-средства, который может быть изобретен самим ребенком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Таким образом, знак появляется вна­чале во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. При этом знаки, будучи продук­том общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором живет человек.

Трактуя знаки (или стимулы-средства) как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский выстраи­вал свою методологию новой психологии, предложив эксперимен­тальную программу изучения высших психических функций. Этот метод и получил название инструментального.

В отличие от Выготского, анализировавшего прежде всего ору­дийную природу психики, Рубинштейн исследовал роль трудовой деятельности в становлении сознания. Им, так же как и Леонтье­вым, выдвигалась идея о том, что изучение деятельности может стать основой опосредованного (через внешнюю активность) ис­следования психики, внутреннего мира человека. Связь деятельно­сти с потребностями и мотивами открывает перед психологией возможность, не отвергая создание (как бихевиоризм), объектив­ного, экспериментального исследования мотивации, реализующей­ся в поведении субъекта.

& % %

В конце XX в. в развитии психологии появились новые тенден­ции, направленные на конвергенцию лучших достижений разных психологических школ, трансформация которых происходит уже не только в логике одного направления, но более комплексного подхода к психике. Развитию этого стремления к объединению, созданию еди­ной методологии, способствовали проблемы и трудности, вставшие перед психологами и связанные с ограниченностью принципов и по-


Глава 2. История развития психологической науки 23л

стулатов большинства школ. Это и привело ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости соединить достижения и открытия разных школ, создав вновь общую, синтетическую психологию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Назовите основные этапы развития психологии.

2. Как изменялся предмет психологии на протяжении ее истории?

3. С чем связано изменение предмета и методов психологической науки?

4. В чем причина методологического кризиса в психологии?

5. Каковы предмет и методы психоаналитического направления?

6. Какие основные принципы легли в основу глубинной психологии?

7. В чем причины ревизии теории Фрейда?

8. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета
психологии?

9. В чем суть понятия «научение»?

10.Какие принципы были положены гештальтпсихологией в основу своей ме­
тодологии?

11.Какие основные проблемы изучала гештальтпсихология?

12.В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

13.Какова роль самоактуализации в развитии личности?

14.Какие стороны адаптации были выделены Пиаже?

15.Каким образом Пиаже доказывал приоритет интеллекта в развитии психики?

16.Назовите основные положения когнитивной психологии.

17.В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?

18.В чем недостатки искусственных интеллектуальньж моделей?

19.Какие основные психологические школы существовали в российской пси­
хологии?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Основные этапы развития психологии как науки.

2. Ассоцианизм — первая психологическая школа.

3. Методологический кризис — кризис роста психологической науки.

4. Роль социальной ситуации в развитии психоанализа и гуманистической пси­
хологии.

5. Марксистская психология. Существует ли она сегодня?

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертгтмер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1999.

4. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

5. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994.

6. Смирное А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в
СССР. М., 1975.

7. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

8. Шулъц Д., ПГульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.

9. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.


Глава 3. Психика и организм 3.1. Первые исследования биологических оснований психики

Еще в античности ученые начали исследования связи психиче­ских процессов с изменениями в организме. Для них было очевид­но, что те духовные процессы, которые нами осознаются как эмо­ции или мысли, связаны и с чисто материальными трансформация­ми в работе мышц и рецепторов. Так, стоики, изучая развитие эмоций, отмечали, что органические изменения предшествуют эмоциям, а мимика (например, улыбка или нахмуренные брови) увеличивают силу эмоции.

Исследования Гиппократа показали наличие связи между сока­ми организма (кровью, желтой и черной желчью и слизью) и инди­видуальными особенностями человека, которые были названы тем­пераментом. Им было выделено четыре вида темперамента — санг­винический, холерический, меланхолический и флегматический. Хотя гуморальная (т.е. связанная с соками) теория темперамента была опровергнута временем, классификация видов темперамента Гиппократа сохранилась до нашего времени. Сохранилась и уве­ренность в том, что индивидуальные особенности связаны с орга­ническими.

Так, в начале ХГХ в. австрийский ученый Ф. Галль разработал теорию, получившую название френология. Он предложил карту головного мозга, в которой для различных способностей, чувств и черт характера указывался свой орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование его поверхности позволя­ет диагностировать индивидуальные особенности человека.

В начале XX в. Э. Кречмер и У. Шелдон попытались связать ин­дивидуальные качества с особенностями сложения тела. Однако эк­спериментальное подтверждение получили лишь те концепции (например, теории Павлова, Бехтерева, Айзенка), которые связы­вали индивидуальные качества с нервной системой, прежде всего с динамикой ее работы — скоростью переключения, передачи сигна-


Глава 3. Психика и организм 237

ла, иррадиацией возбуждения и т.д. Так, в современной психоло­гии появился термин «психодинамические качества» (подробнее о которых будет рассказано ниже), подчеркивающий, что многие ка­чества личности тесно связаны с врожденными особенностями ди­намики нервной системы.

С процессами, которые происходят в организме, в том числе и в нервной системе, связаны и многие эмоциональные состояния, стрессы. Одним из первых это доказал в X в. известный арабский ученый Ибн Сина. Изучая зависимость психических явлений от физиологических, он разработал методику, получившую в совре­менной психологии название «ассоциативный эксперимент». Этот эксперимент наглядно демонстрирует, что эмоционально значи­мые для человека слова или мысли вызывают изменения дыхания, пульса, времени реакции и т.д. На этом факте, в частности, постро­ен и известный детектор лжи, который по отклонениям в сомати­ческих процессах диагностирует лживые ответы.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного «экспериментальным неврозом». Двум баранам давалась одинаковая пища. Но один пи­тался в нормальных условиях, тогда как рядом со вторым на привя­зи стоял волк. Страх влиял на поведение и пищеварение этого ба­рана. Хотя он получал столько же еды, сколько и первый баран, но быстро худел и в конце концов погиб. Таким образом была нагляд­но продемонстрирована роль противоположных эмоциональных переживаний (потребность в пище, с одной стороны, страх — с дру­гой) в возникновении глубоких соматических сдвигов.

Однако уверенность ученых в тесной взаимосвязи между фи­зиологическими и психологическими процессами еще не давала от­вета на вопрос о том, где же преимущественно локализуется мате­риальный субстрат психики, какие именно органы отвечают за протекание эмоциональных процессов, познания, индивидуально­сти. Мы уже видели, что только к XX в. появились доказательства связи индивидуальных качеств с нервной системой. Точно так же не сразу была установлена связь глубинных отделов мозга (таламу-са, лимбической системы) с эмоциями, а коры больших полуша­рий — с познавательными процессами.

Первоначально же ученые считали, что разные психические процессы локализуются в разных частях организма. Так, извест­ный римский врач Гален считал, что органами психики являются


238 Часть Ч. Психология

мозг, сердце и печень. При этом печень связана с вожделением, сердце — со страстями, а мозг — с разумом. Гален также впервые вы­сказал мысль о значении желудочков мозга и коры, хотя отводил именно желудочкам ведущую роль в мозговой активности, так как именно в них хранится психическая пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние корешки мозга, исследо­вание которых впервые показало существование разных специаль­ных волокон, связывающих мозг с мышцами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли раскрыть законы мозговой регу­ляции психики, рефлекса и т.д. Однако еще в Новое время некото­рые ученые считали, что и эмоции, и отдельные качества личности связаны с работой сердца, а не мозга.

Значительное влияние на дальнейшее развитие психологии оказала и теория французского ученого XVTII в. П. Кабаниса. Изу­чая взаимосвязь психики и телесной организации человека, Каба-нис выдвинул идею о трех уровнях психической регуляции поведе­ния, выделив сознательный, полусознательный и рефлекторный уровни. У каждого из них имеется своя система органов регуляции, и все они взаимосвязаны между собой. При отсутствии по каким-то причинам возможности обеспечить регуляцию на более высоком уровне (травма, патология), его функции на себя берет более низ­кий.

В своих работах Кабанис также доказывал, что ощущения связа­ны с мозгом, который и синтезирует их данные, образуя мысли, идеи. При этом чувствительность соединяется не только с корой мозга, но и с двигательной активностью тела. В связи с этим Каба­нис поставил вопрос о применимости способов объяснения деятель­ности элементарных уровней к более высоким. Предваряя положе­ния вульгарного материализма, он также писал о том, что следует рассматривать «мозг как особый орган, специально предназначен­ный для производства мысли, так же как желудок предназначен для пищеварения...» Таким образом, сознание в его концепции не усту­пало по степени реальности другим функциям организма, хотя сам ученый подчеркивал нематериальность мысли, которая объективи­руется во внешнем плане словом и жестом. Слабость его позиции была связана не с материализацией самой мысли (как позднее в вульгарном материализме), но в отчуждении мысли от ее объекта. То есть он рассматривал акт мышления не в связи с отражением, пе­реработкой и обобщением данных о внешних объектах, о мире, но


Глава 3. Психика и организм 239

исходя из внутримозговой механики. Это и приводило Кабаниса к физиологизации сознания, отрицанию собственно психологиче­ской сущности интеллекта.

Работы ученых, направленные на анализ процесса координа­ции движений, связи восприятия внешней ситуации с поведением человека в ней, привели к появлению первых теорий рефлекса.

Открытие рефлекторной дуги принадлежит французскому уче­ному Р. Декарту, в теории которого тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Сам термин «рефлекс» в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функ­ционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Рефлекторный подход служит Декарту для объяснения всех разнообразных действий человека. Привычка и эмоции могут изменять врожденный путь прохождения рефлекса, т.е. в концепции Декарта уже учитывалась возможность изменить поведение путем воспитания.

При этом прохождение нервного импульса мыслилось Декар­том по аналогии с прохождением крови по сосудам, открытым Гар-веем. Однако других, значимых для психологии, открытий в естес­твознании к тому времени еще не было, а потому устройство реф­лекторной дуги оставалось у Декарта чисто умозрительным — нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболоч­кой, как трубочкой, внутри которых движутся «животные духи» (нервные импульсы).

Со временем развитие биологии и физики стимулировало раз­витие открытой Декартом схемы. Основатель ассоциативной пси­хологии Д. Гартли, анализируя структуру психики человека, выде­лил в ней два круга — большой и малый, объяснив их работу новы­ми для того времени законами механики. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. По мне­нию Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств вызывает виб­рацию соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою оче­редь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокра­щение и движение тела.

Вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы являются осно-


Часть II. Психология

вой памяти человека, от их интенсивности зависит степень их осоз­нанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли была не только развита теория рефлекса, но и создана первая психофизиологическая теория бессознательного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: