Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколь­ко регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуника­тивную,

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представля­ют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализа­ция вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает бо­левые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное пе­реживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отли­чается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. В самом деле, мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. Возникновения чувства голода уже достаточно.

Оценочная, или отражательная, функция эмоции непосред­ственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфорд-167


скому словарю английского языка, слово «эмоция» произошло от французского глагола «тоиуо1г», означающего «приводить в движе­ние». Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радость, желание, боль и т.д.) в отличие от мыслей. С.Л- Рубинштейн отме­чал, что эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выяв­ляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетво­рение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отно­шение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций — ведущие и ситуативные, или производные (Вилюнас В.К., 1986), — несут.функцию побуждения. Ведущее эмоциональное пере­живание, направленное на предмет — цель поведения, удовлетво­ряющего потребность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные эмоциональные переживания, возникающие в резуль­тате оценок результатов отдельных этапов поведения, также по­буждают субъект действовать в прежнем направлении или менять тактику поведения и само поведение, средства достижения цели.

Анализируя ситуативные эмоции у человека, В.К. Вилюнас (1986) выделяет класс эмоций успеха—неуспеха с тремя подгруппа­ми: 1) констатируемый успех—неуспех; 2) предвосхищающий ус­пех—неуспех; 3) обобщенный успех—неуспех. Эмоции, констати­рующие успех—неуспех, отвечают за смену проб в поведении, обоб­щенная эмоция успеха—неуспеха возникает в результате оценки деятельности в целом. Предвосхищающие эмоции успеха—неуспе­ха формируются на основе констатирующих в результате ассоциа­ции их с деталями ситуации. При повторном столкновении с ситу­ацией эти эмоции позволяют предвосхищать, предвидеть события и побуждают субъекта действовать в определенном направлении.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мысли­тельной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания до­гадки, идеи решения, которая еще не вербализована-

П.В. Симонов (1987) выделяет у эмоций подкрепляющую фун­кцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызы­вающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлева­ются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода- Однако соединения индифферентного раздражите­ля с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент —- воз-


действие фактора, способного удовлетворить существующую по­требность, т.е. пиши. В опытах Т.Н. Ониани, который сочетал вне­шний стимул с электрическим раздражением лимбических струк­тур мозга, вызывающим у сытой кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания и страха. А услов­ные пищедобывательные рефлексы не формировались. Главная причина в том, что электрическая стимуляция лимбической струк­туры, использованная в качестве подкрепления, не содержала на­грады — удовлетворения потребности.

Не удается также выработать условнорефлекторный поиск пищи, если сочетать индифферентные обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым пищевой депривацией. У такого живот­ного на обстановку эксперимента вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания, т.е. индиффе­рентный стимул связывается с реакцией избегания, которой жи­вотное реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки ус­ловного рефлекса (классического и инструментального) является награда. Наградой голодному животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее дает лишь освобож­дение, избегание наказания. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Поэтому «только интег­рация голодового возбуждения с возбуждением от фактора, спо­собного удовлетворить данную потребность, т.е. механизм, гене­рирующий положительную эмоцию, обеспечивает выработку ус­ловного рефлекса» (Симонов П.В., 1987- С. 79).

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была ис­следована на экспериментальной модели «эмоционального резонан­са», предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмо­циональные состояния животных, подвергнутых воздействию элек­трокожного раздражения, влияют на эмоциональные реакции других животных. Эта модель воспроизводит типичную для соци­альных взаимоотношений ситуацию распространения отрицатель­ных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В опытах Л.А. Преображенской, в которых собака-жертва подвергалась наказанию электрическим током на глазах у собаки-наблюдателя, у последней возрастала частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокам-пального тета-ритма. Эти реакции указывают на появление у жи­вотного состояния негативного эмоционального напряжения. В та­ких условиях собака-наблюдатель способна выработать избегатель-


ный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекра­щающий подачу тока собаке-жертве. При этом у нее снижается ЧСС и устраняется гиппокампальный тета-ритм, что означает исчез­новение отрицательного эмоционального состояния. Следовательно, наградой, на которой и вырабатывается данная инструментальная реакция, является избавление от отрицательного эмоционального напряжения.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они ча­сто побуждают человека к изменению своего поведения.

В естественных условиях поведение человека и животных опре­деляется многими потребностями разного уровня. Их взаимодей­ствие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляются в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения. Как было показано ранее на примере интеллек­туальных эмоций, «эмоциональное предчувствие решения задачи» побуждает к завершению действий в выбранной зоне поиска, а «предчувствие противоречия» — к изменению этой зоны. По су­ществу, эмоции успеха—неуспеха обладают способностью побуж­дать человека к переключению от одних действий к другим.

Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаружи­вается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и соци­альной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между стра­хом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интона­ции являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Большую роль в изучении экспрессивных движений сыграла опубликованная в 1872 г. работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животного». Сравнивая проявление эмоций у человека и у домашних животных, он пришел к заключению, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции (ра­дость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и пре­зрение), произошли от аналогичных двигательных актов наших предков. Согласно Ч. Дарвину полярные эмоции выражаются про­тивоположными движениями.

Современные исследователи согласны с Ч. Дарвином в том, что экспрессивные движения и особенно мимика выполняют важ-


ную адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о со­стоянии и «намерениях» индивида. Так, выражение испуга сигна­лизирует об опасности и о намерении индивида спасаться бег­ством, тогда как эмоция гнева воспринимается как выражение намерения вступить в борьбу. С помощью «языка чувств» регули­руются социальные отношения у животных. Например, сигналы угрозы, исходящие от вожака, повышают бдительность или вызы­вают поведение «подчинения» у других особей.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, с помощью которых выражаются основ­ные фундаментальные эмоции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: