Концепция | Автор | |
Приоритет среды | ||
Приоритет наследственности | ||
Двойная детерминация |
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 164 - 204.
_______________________________________________________
За двухфакторным подходом, обуславливающим развитие личности, появляется гомеостатическая модель развития психики человека, которая выводит любые проявления активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению равновесия. Гомеостатическая модель получила развитие в психосоматике – направлении психологии и медицины, изучающей влияние психологических факторов, психотравмирующих ситуаций на многие соматические заболевания. Суть этого направления в том, что неотреагированные отрицательные эмоции (гнев, страх, тревога) приводят к негативным соматическим последствиям.
_______________________________________________________
! Задание 2.1.2. Докажите ограниченность концепции детерминации двух факторов развития личности: приведите примеры двух групп фактов, которые описал В.С. Роттенберг и показывают эту ограниченность, опираясь на следующий источник:
|
|
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 183 - 184.
_______________________________________________________
Дуализм вышеописанных подходов преодолевается в системном историко-эволюционном деятельностном подходе к пониманию человека. Так образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность являются предпосылками и основанием развития личности. Необходимо полисистемное видение личности, которое в различных теориях (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин и др.) заключается в разведении понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».
_______________________________________________________
! Задание 2.1.3. Дайте определение понятиям и проведите их сравнительный анализ, заполнив таблицу:
Понятие | Определение понятия | Примечания по проведению сравнительного анализа |
Человек | ||
Индивид | ||
Личность | ||
Субъект деятельности | ||
Индивидуальность |
& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 189 - 190.
_______________________________________________________
Методологической предпосылкой изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии является принцип саморазвития деятельности.
_______________________________________________________
! Задание 2.1.4. Раскройте содержание основных положений теорий о движущих силах развития личности следующих авторов, заполнив таблицу:
|
|
Теории о движущих силах развития личности | Авторы | Суть |
Положение о роли противоречий в системе деятельности | А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн | |
Положение о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности | Д.Н.Узнадзе | |
Потребность во впечатлениях | Л.И.Божович | |
Потребность в общении | М.И.Лисина |
_______________________________________________________
В системной детерминации развития личности выделяют три основных момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.
2.2. Психологические принципы и