Формы культуры

В зависимости от того, какая именно социальная группа является творцом и потребителем тех или иных культурных ценностей, с какой целью они создаются, выделяют три основные формы культурынародную, элитарную и массовую.

· Народная культура создается анонимными творцами, зачастую не имеющими специальной подготовки. Поэтому народную культуру также называют любительской (но не по качественному уровню, а по происхождению). Нередко она является результатом коллективных усилий и предназначена для коллективного пользования

Народная культура, как правило, имеет ярко выраженную этническую окраску и включает в себя: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, образцы прикладного искусства, народную медицину

Народную культуру также называют фольклором.

Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие, так же, как народные костюмы, традиционные предметы быта;

Народная культура всегда имеет глубокие исторические корни и является в высшей степени традиционной, т.е. мало подвержена изменениям.

Существует также популярная форма народной культурная описывает сегодняшний быт, включает устои, обычаи, новые песни, танцы, анекдоты. Примером этому может служить современный городской фольклор.

Традиционная народная культура определяет и нормирует многие аспекты жизнедеятельности человека: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, социальные взаимоотношения, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, культуру питания, отношения с природой, обычаи, обряды, верования, поверья, знания, язык.

· Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо профессиональными творцами по её заказу. Эта форма культуры обладает высокой художественной ценностью, не подвержена моде, ей присущи новизна, оригинальность, противостояние традиционному, интеллектуально-авангардная направленность, экспериментальность (особенно в области формы), сложность и неординарность средств и приемов, вплоть до эпатажа.

Лучшие образцы элитарной культуры, прошедшие отбор временем, становятся классикой [от лат. classicus ― образцовый ]. Так, классические оперы, написанные двести лет назад, звучат со сцены лучших современных театров, а на картинах художников прошлых эпох и сейчас учатся молодые художники.

Элита в культуре ― относительно небольшая часть общества, которая обладает более высоким, чем в среднем у населения, культурным капиталом, способная создавать или оценивать лучше, чем другие, культурную продукцию. Быть частью элиты ― означает не просто принадлежность к господствующему социальному классу или группе, определяющими являются природные способности и одаренность, а также приобретенные качества ― образованность, тонкий вкус, высокие эстетические запросы. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоев. Можно привести много примеров, когда простолюдины составляли не просто национальную, а общекультурную элиту: М.Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо и др.

В настоящее время элиту в культуре отождествляют с интеллектуалами, реже с интеллигенцией в целом, в состав которой входят не только "избранные" представители культуры, но и просто образованные люди. Творцы, осуществляющие культурное лидерство, задают систему высоких требований и эталонов, на которые ориентируются рядовые потребители продуктов культуры или к которым стремится молодое поколение деятелей культуры.

· Массовая культура ― самая молодая форма культуры, широкое распространение которой связано с развитием научно-технического прогресса, средств массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации. Еще во времена Древнего Мира были примеры проявлений массовой культуры — праздничные ритуалы и обряды (Великие и Малые Дионисии в честь древнегреческого бога виноделия и Элевсинии в честь богини земли Деметры, Сатурналии в Риме), сюда же относится карнавальная культура средневековья. С появлением средств тиражирования (книгопечатания, гравировки, звукозаписи и т.п.) появилась возможность донесения до неограниченного круга людей продуктов культуры, ранее им недоступных.

Массовая культура создается профессиональными исполнителями и отличается общедоступностью, преимущественной ориентацией на материальные ценности и получение прибыли. Массовая культура обращена к большинству потребителей, поэтому ориентируется не на высокие образцы, а на среднестатистические вкусы

Хотя эта форма культуры является авторской, она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем народная или элитарная культуры, но у нее самая обширная аудитория.

К массовой культуре XX века относятся, прежде всего, те продукты культуры, которые транслируются масс-медиа или каналами массовой коммуникации ― прессой, радио, телевидением, кино, интернетом.

Эти изобретения практически стерли границы между городом и деревней, а порой и между странами. Пример тому ― "американизация" современной украинской культуры ― активное проникновение в нашу страну массовой культуры американского образца, чаще всего, сомнительного качества.

" человек массы " не только не озабочен, но даже удовлетворен своей "неотличимостью" от других, своей принадлежностью к большинству.

массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, релаксации, развлечении, снятии нервно-психического напряжения, разрядке, игре, общении. Направленная на удовлетворение сиюминутных запросов, массовая культура реагирует на любое новое событие и отражает его. Индустрия развлечений, спортивно-цирковые представления, клубы, дискотеки, культуризм и аэробика, игровые автоматы и компьютерные игры, шоу-бизнес, кино, комиксы, массовая мода (pred-â-portê), предметы массового производства (от одноразовых шариковых ручек до утюгов и пылесосов) и др. ― все это продукты массовой культуры.

Основные признаки массовой формы культуры:

· общедоступность;

· зрелищность;

· акцент на чувственно-эмоциональное восприятие и реакции;

· изменчивость, подверженность моде;

· стереотипизация и стандартизация, серийность;

· политическая лояльность.

В силу своей природы, массовая культура обладает практически неограниченными манипулятивными возможностями.

Безусловно, нельзя считать, что массовая культура имеет лишь отрицательное содержание, что она лишена возможности быть высоко-профессиональной и выражать истинные духовные ценности. Средства массовой культуры гораздо более, чем та же элитарная культура, обеспечивают доступность для масс лучших культурных образцов, в том числе, духовных. Так, использование фрагментов и тем классической музыки в своих композициях исполнителями рэпа, безусловно, популяризирует такую музыку в молодежной среде и повышает их слушательскую культуру.

Напрашивается вывод: массовая культура способна играть положительную роль в общественной практике при условии определенного баланса с двумя другими формами культуры ― глубокой по содержанию и утонченной по форме элитарной культурой и традиционной, яркой по форме народной культурой. При таком подходе основными функциями массовой культуры остаются рекреативная (досуг, развлечения) и коммуникативно-информационная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: