В зависимости от того, какая именно социальная группа является творцом и потребителем тех или иных культурных ценностей, с какой целью они создаются, выделяют три основные формы культуры ― народную, элитарную и массовую.
· Народная культура создается анонимными творцами, зачастую не имеющими специальной подготовки. Поэтому народную культуру также называют любительской (но не по качественному уровню, а по происхождению). Нередко она является результатом коллективных усилий и предназначена для коллективного пользования
Народная культура, как правило, имеет ярко выраженную этническую окраску и включает в себя: мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, образцы прикладного искусства, народную медицину
Народную культуру также называют фольклором.
Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие, так же, как народные костюмы, традиционные предметы быта;
Народная культура всегда имеет глубокие исторические корни и является в высшей степени традиционной, т.е. мало подвержена изменениям.
|
|
Существует также популярная форма народной культурная описывает сегодняшний быт, включает устои, обычаи, новые песни, танцы, анекдоты. Примером этому может служить современный городской фольклор.
Традиционная народная культура определяет и нормирует многие аспекты жизнедеятельности человека: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, социальные взаимоотношения, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, культуру питания, отношения с природой, обычаи, обряды, верования, поверья, знания, язык.
· Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо профессиональными творцами по её заказу. Эта форма культуры обладает высокой художественной ценностью, не подвержена моде, ей присущи новизна, оригинальность, противостояние традиционному, интеллектуально-авангардная направленность, экспериментальность (особенно в области формы), сложность и неординарность средств и приемов, вплоть до эпатажа.
Лучшие образцы элитарной культуры, прошедшие отбор временем, становятся классикой [от лат. classicus ― образцовый ]. Так, классические оперы, написанные двести лет назад, звучат со сцены лучших современных театров, а на картинах художников прошлых эпох и сейчас учатся молодые художники.
Элита в культуре ― относительно небольшая часть общества, которая обладает более высоким, чем в среднем у населения, культурным капиталом, способная создавать или оценивать лучше, чем другие, культурную продукцию. Быть частью элиты ― означает не просто принадлежность к господствующему социальному классу или группе, определяющими являются природные способности и одаренность, а также приобретенные качества ― образованность, тонкий вкус, высокие эстетические запросы. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоев. Можно привести много примеров, когда простолюдины составляли не просто национальную, а общекультурную элиту: М.Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо и др.
|
|
В настоящее время элиту в культуре отождествляют с интеллектуалами, реже с интеллигенцией в целом, в состав которой входят не только "избранные" представители культуры, но и просто образованные люди. Творцы, осуществляющие культурное лидерство, задают систему высоких требований и эталонов, на которые ориентируются рядовые потребители продуктов культуры или к которым стремится молодое поколение деятелей культуры.
· Массовая культура ― самая молодая форма культуры, широкое распространение которой связано с развитием научно-технического прогресса, средств массовой информации (СМИ) и массовой коммуникации. Еще во времена Древнего Мира были примеры проявлений массовой культуры — праздничные ритуалы и обряды (Великие и Малые Дионисии в честь древнегреческого бога виноделия и Элевсинии в честь богини земли Деметры, Сатурналии в Риме), сюда же относится карнавальная культура средневековья. С появлением средств тиражирования (книгопечатания, гравировки, звукозаписи и т.п.) появилась возможность донесения до неограниченного круга людей продуктов культуры, ранее им недоступных.
Массовая культура создается профессиональными исполнителями и отличается общедоступностью, преимущественной ориентацией на материальные ценности и получение прибыли. Массовая культура обращена к большинству потребителей, поэтому ориентируется не на высокие образцы, а на среднестатистические вкусы
Хотя эта форма культуры является авторской, она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем народная или элитарная культуры, но у нее самая обширная аудитория.
К массовой культуре XX века относятся, прежде всего, те продукты культуры, которые транслируются масс-медиа или каналами массовой коммуникации ― прессой, радио, телевидением, кино, интернетом.
Эти изобретения практически стерли границы между городом и деревней, а порой и между странами. Пример тому ― "американизация" современной украинской культуры ― активное проникновение в нашу страну массовой культуры американского образца, чаще всего, сомнительного качества.
" человек массы " не только не озабочен, но даже удовлетворен своей "неотличимостью" от других, своей принадлежностью к большинству.
массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории в досуге, релаксации, развлечении, снятии нервно-психического напряжения, разрядке, игре, общении. Направленная на удовлетворение сиюминутных запросов, массовая культура реагирует на любое новое событие и отражает его. Индустрия развлечений, спортивно-цирковые представления, клубы, дискотеки, культуризм и аэробика, игровые автоматы и компьютерные игры, шоу-бизнес, кино, комиксы, массовая мода (pred-â-portê), предметы массового производства (от одноразовых шариковых ручек до утюгов и пылесосов) и др. ― все это продукты массовой культуры.
Основные признаки массовой формы культуры:
· общедоступность;
· зрелищность;
· акцент на чувственно-эмоциональное восприятие и реакции;
· изменчивость, подверженность моде;
· стереотипизация и стандартизация, серийность;
· политическая лояльность.
В силу своей природы, массовая культура обладает практически неограниченными манипулятивными возможностями.
|
|
Безусловно, нельзя считать, что массовая культура имеет лишь отрицательное содержание, что она лишена возможности быть высоко-профессиональной и выражать истинные духовные ценности. Средства массовой культуры гораздо более, чем та же элитарная культура, обеспечивают доступность для масс лучших культурных образцов, в том числе, духовных. Так, использование фрагментов и тем классической музыки в своих композициях исполнителями рэпа, безусловно, популяризирует такую музыку в молодежной среде и повышает их слушательскую культуру.
Напрашивается вывод: массовая культура способна играть положительную роль в общественной практике при условии определенного баланса с двумя другими формами культуры ― глубокой по содержанию и утонченной по форме элитарной культурой и традиционной, яркой по форме народной культурой. При таком подходе основными функциями массовой культуры остаются рекреативная (досуг, развлечения) и коммуникативно-информационная.