Государственное регулирование тарифов на бытовые и коммунальные услуги

Особый социальный характер коммунальных услуг объективно требует проведения в стране единой политики цен в этой сфере. До проведения экономических реформ тарифы на коммунальные услу­ги устанавливались на низком уровне и далеко не возмещали общест­венно необходимых затрат труда. С началом экономических ре­форм была поставлена цель перевести жилищно-коммунальное хо­зяйство на безубыточную работу. На конец 1997 г. платежи населе­ния возмещали до 38% затрат жилищно-коммунального хозяйства. В последующие годы было запланировано постепенно довести уро­вень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100% по мере того, как будут расти доходы населения. Установление величины квар­тирной платы и коммунальных платежей предоставлено региональ­ным органам власти. Различия в величине оплаты услуг жилищ­но-коммунального хозяйства связаны с неодинаковым уровнем се­бестоимости производимых работ. По регионам страны различают­ся затраты на эксплуатацию жилья, подачу питьевой воды, тепло- и энергоснабжение, очистку, канализацию и др. При определении величины ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг важное значение имеет определение объективного уровня затрат и создание условий для выявления и использования резервов снижения издер­жек. Для снижения затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве прово­дится анализ различий в нормативной и фактической себестоимо­сти жилищно-коммунальных услуг, применяются методы, препят­ствующие необоснованному завышению затрат со стороны жилищ­но-коммунальных предприятий. Тарифы на жилищно-коммуналь­ные услуги формируются на основе общественно необходимых затрат, они должны экономически обоснованно возмещать издерж­ки производства и обеспечивать рентабельную работу подрядных организаций. Объектами калькулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве являются 1 м2 полезной или жилой площади, 1 м3 сточных вод и др. На эти же единицы измерения устанавливаются тарифы за коммунальные услуги. Однако в связи с тем что поквартирные счетчики расхода ряда услуг отсутствуют, тарифы пересчитываются в расчете на одного человека или размер занимаемой площади (расходы по отоплению).

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета недос­таточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства предоставлять экономически завышенные, необоснован­ные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают в тариф завышенные затраты на оплату труда, строитель­ство жилья, завышают оценку основных фондов, а следовательно, и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую тарифа. Уровень тарифов на коммунальные услуги даже в пределах одного региона может значительно варьировать. Тарифы на комму­нальные услуги (тепло, электроэнергия, вода, газ) устанавливаются по категориям потребителей, что связано с различиями в затратах по оказанию услуг.

Резкое снижение доходов населения в ходе проводимых эконо­мических реформ обусловило необходимость перекладывания час­ти расходов населения за потребляемые услуги на промышленные предприятия, что экономически не оправданно. В настоящее вре­мя тарифы на газ и электроэнергию для населения не возмещают всех затрат по их производству и доставке до потребителей. В пер­спективе планируется довести уровень тарифов на газ и электро­энергию до уровня их фактической стоимости. Прекращение пе­рекрестного субсидирования оплаты электроэнергии и повышение тарифов для всего населения возможно только в условиях норма­лизации экономических процессов и повышения уровня доходов населения. Предлагаемые в настоящее время методы решения этой проблемы могут лишь частично сократить объемы перекрест­ного субсидирования. Сверхнормативное потребление электроэнергии должно оплачиваться по ее реальной стоимости, при этом должен учиты­ваться среднедушевой доход в семье. Однако такой подход вряд ли можно признать правомерным, поскольку он является дискрими­национным в отношении отдельных групп населения и направлен на снижение потребления электроэнергии населением, что проти­воречит мировой практике.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются орга­нами федеральной и региональной власти. Однако отсутствие необ­ходимых методических документов по регулированию цен в сфере естественных монополий делает этот процесс недостаточно эффек­тивным. На федеральном уровне устанавливается предельный раз­мер стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых насе­лением. Каждый регион определяет объекты и порядок регулирова­ния тарифов на коммунальные услуги. Ценовое регулирование име­ет очень важное значение в жилищно-коммунальной сфере, которая представляет локальную естественную монополию и от ра­боты которой во многом зависит благополучие и состояние здоро­вья населения. Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно учитывать политические, финансовые, информаци­онные и другие проблемы региона.

Защита населе­ния при переходе к рыночным принципам оплаты жилищно-ком­мунальных услуг должна осуществляться через программы жилищ­ных субсидий, выплачиваемых органами местного самоуправления или уполномоченными службами жилищных субсидий. Предостав­ление субсидий всем имеющим на это право является непремен­ным условием законности принятия местными администрациями решений об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных ус­луг. Определение федерального стандарта предельной стоимости пре­доставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт (включая капитальный) жилья, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение на 1м2 общей пло­щади жилья в месяц производится для каждого экономического района, как правило, раз в год на основе статистической отчетности о средней сложившейся стоимости предоставления жилищных и ком­мунальных услуг на конец истекшего года, индекса роста потре­бительских цен на середину года, для которого производится рас­чет федерального стандарта, изменения значений нормативов потреб­ления коммунальных услуг, устанавливаемых с учетом ожидаемо­го снижения уровня потребления коммунальных услуг, изменения стоимости единицы услуги по каждой из жилищно-коммунальных услуг и ожидаемого изменения значения тарифов, которые находятся в ведении Федеральной энергетической комиссий.

Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц на последующий год рассчитывается как сумма стоимостей предоставления отдельных услуг.

Методика расчета платежеспособной возможности населения обеспечивает единый методический подход к расчетам величин субсидий и совершенствование системы прогнозирования числен­ности населения, подпадающего под программу предоставления субсидий и определения необходимых финансовых средств.

Расчет платежеспособной возможности населения на жилищ­но-коммунальные услуги по этой Методике проводится для жите­лей, проживающих в государственном и муниципальном жилищ­ном фонде определенного административного образования.

Расчет платежеспособной возможности населения ведется по группам граждан, объединенных в зависимости от их ежемесячного среднедушевого дохода — начиная от 100 руб. в месяц и заканчивая 2000 руб. и более в месяц.

Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, от­носящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственно­сти, включает плату:

• за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

• за капитальный ремонт жилищного фонда;

• за наем жилья (для нанимателей жилья).

Граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности оплачивают также коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, тепло­снабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснаб­жение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяй­ства и др.).

Было предусмотрено, что органами мест­ного самоуправления утверждаются:

• нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

• ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприя­тий по их снижению в результате выявляемых при проведении экс­пертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.

При этом принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшество­вать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономиче­ской обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учиты­ваемых при оплате соответствующих услуг.

Органы местного самоуправления имеют право в течение пере­ходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.

Правительство также утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в уста­новленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуще­ствляется Министерством Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи осущест­вляется в целях:

а) защиты экономических интересов потребителей от необосно­ванного повышения тарифов на услуги связи;

б) достижения баланса интересов субъектов естественной моно­полии в области связи и потребителей их услуг;

в) развития конкурентной среды на рынке услуг связи;

г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и се­тей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;

д) создания условии для привлечения инвестиций. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуще­ствляется исходя из следующих принципов:

а) создание операторам связи условий для развития и модерни­зации средств и сетей связи, компенсация экономически обосно­ванных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи;

б) установление для операторов связи обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг связи;

в) удовлетворение платежеспособного спроса на услуги связи, защита интересов пользователей услуг связи от необоснованного повышения тарифов;

г) учет в структуре регулируемых тарифов на услуги связи нало­гов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации.

При принятии решения об экономической обоснованности за­трат и нормативной прибыли регулирующий орган принимает во внимание:

а) цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую опера­торами связи, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также налоги и иные обязательные платежи, подлежащие уплате операторами связи в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

б) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных операторов связи средствами на развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;

в) планы капитальных вложений указанных операторов связи и источники их финансирования в целях учета в структуре тарифов на услуги связи затрат на привлечение средств этих источников;

г) динамику затрат и прибыли, а также показатели инфляции за истекший период и прогноз инфляции на предстоящий период.

Элементы перекрестного субсидирования сохраняются только в отношении регулируемых услуг почтовой связи, сельской теле­фонной связи для населения и телеграфной связи. Тарифы на дру­гие виды связи должны полностью возмещать экономически обос­нованные затраты и включать нормативную прибыль.

Тарифы на услуги местной телефонной связи дифференцируют­ся по двум категориям потребителей — население и организации.

Тарифы на услуги местной (при повременной системе оплаты) и междугородной телефонной связи могут по решению регулирую­щего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели и способам обслуживания.

Операторы связи определяют и представляют в регулирующий ор­ган расчеты уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обес­печивающих полное возмещение экономически обоснованных за­трат на оказание услуг связи и включающих нормативную прибыль, исходя из принципа раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи. Они также имеют право обратиться в регулирующий орган с предложением о пересмотре тарифов на услуги связи при наличии одного из следующих условий:

а) введения в действие нормативных правовых актов Россий­ской Федерации или субъектов Российской Федерации, которые влекут изменение размера затрат, относимых на себестоимость ус­луг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;

б) изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,

в) развития услуг связи и повышения их качества;

г) возникновения не зависящих от оператора связи факторов, вызвавших рост себестоимости услуг более чем на 5%.

Тарифы на регулируемые услуги почтовой связи, сельской теле­фонной связи для населения и телеграфной связи индексируются регулирующим органом с учетом инфляции.

Оператор связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные услуги связи.

Государственное регулирование тарифов на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России на следующие услуги:

• внутренняя письменная корреспонденция (почтовые карточ­ки, письма, бандероли);

• внутренняя телеграмма;

• предоставление междугородного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам;

• предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния);

• предоставление местного телефонного соединения (разгово­ра) фиксированным абонентам, плата за которое включает:

а) при абонентской системе оплаты услуг телефонной свя­зи – абонентскую плату за предоставление абонентской линии не­зависимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и предос­тавление местного телефонного соединения (разговора) вне зависи­мости от его продолжительности;

б) при повременной системе оплаты услуг телефонной свя­зи — абонентскую плату за предоставление абонентской линии незави­симо от ее типа в постоянное пользование абоненту и повременную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации.

Во многих странах мира тарифы построены с учетом общих принципов тарификации услуг электросвязи, разработанных Меж­дународным союзом электросвязи, и общих принципов тарификации услуг почтовой связи, подготовленных Конвенцией Всемирно­го почтового союза. Эти принципы заключаются в следующем.

Доходы от всех услуг связи должны возмещать все расходы ор­ганизаций. Тарифы должны компенсировать:

• эксплуатационные издержки;

• проценты на использованный капитал;

• фискальные налоги;

• амортизацию оборудования;

• расходы на исследования и испытания;

• капитальные вложения, необходимые для расширения и ре­конструкции сети.

При установлении (исходя из национальных и социальных со­ображений) льготных тарифов потери в доходах должны быть ком­пенсированы за счет увеличения тарифов на другие услуги связи в той же организации.

Тарифы на услуги связи должны учитывать взаимосвязь с дру­гими организациями и не создавать конкуренцию, подавляющую развитие остальных видов услуг, предоставляемых соответствующи­ми организациями.

Общая величина дохода, получаемого от реализации услуг связи, не должна превышать сумму, необходимую для эффективной работы организации связи, при этом тариф должен стимулировать увеличение объема услуг и развития сетей связи.

Система тарифов должна быть построена таким образом, чтобы гарантировать равные права всем категориям абонентов.

Система тарифов должна быть гибкой, с тем чтобы при появле­нии новых потребностей ее можно было бы усовершенствовать достаточно простыми способами.

За годы проведения экономических реформ в нашем государст­ве существенно сократился объем бытовых услуг. Бытовые услуги, оказываемые населению, включают ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт бытовой техники и металлоиз­делий, ремонт и изготовление мебели, ремонт и вязание трикотаж­ных изделий, химчистку и крашение, услуги прачечных, бань, па­рикмахерские работы, ремонт и строительство жилищ, прокат, ус­луги фотоателье, прочие услуги. Цена бытовой услуги является од­новременно ее оптовой и розничной ценой.

При установлении цен на бытовые услуги учитывается качество оказываемых услуг и уровень культуры обслуживания, степень срочности исполнения заказа, изменения спроса с учетом сезонно­сти по отдельным видам бытовых услуг, а также предоставление за­казчикам дополнительных удобств по их просьбе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: