Данный вид монополии обусловлен высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.
При анализе модели чистой монополии используется допущение о совершенной информированности всех субъектов рынка. Это означает, что единственный продавец (производитель) - монополист - и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при анализе совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не может воздействовать на рыночные цены и по этой причине является ценополучателем. Для максимизации прибыли фирме-конкуренту достаточно знать функцию своих издержек.
Для фирмы-монополиста этой информации недостаточно. Ей необходимо знать функцию спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителем или сегментов рынка на свою продукцию.
|
|
Основные отличия в поведении конкурентной компании и фирмы-монополиста на рынке обусловлены характером спроса на продукцию данных компаний.
При совершенной конкуренции фирма принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.
Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон (рис. 8.2).
Рис. 8.1. Спрос и предельный доход монополии
Таблица 8.1
Динамика предельного дохода в условиях чистой монополии
Цена (Р), (у.е.) | Объем (Q), шт. | Совокупный доход (TR),у.е. | Предельный доход на ед. Выпуска (MR),у.е. |