Книга «Закат Европы» О. Шпенглера (1918) как культурное событие
XX века. Уникальность конкретно-исторических культур. Понятие
«душа» культуры как выражение качественного своеобразия
культуры. Характеристика основных культурных типов.
Особое место в теоретическом исследовании культуры XIX-XX вв. занимает культурологическая концепция немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880-1936). Его книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов - «одной из самых громких сенсаций XX века». Работа Шпенглера нашла отклик не только у научного сообщества, но. В первом томе своего сочинения философ рассматривает историю стала предметом обсуждения и споров людей весьма далеких от исследовательской деятельности культур на материале искусства и науки, во втором - религии и политики.
В этой «самой современной книге эпохи» Шпенглер пишет:
- о надуманности концепции поступательного развития культуры (и, прежде всего, ее вершины - современной ему - западноевропейской);
- о соотношении понятий «культура» и «жизнь»;
|
|
- о невозможности диалога между различными культурами;
- и, наконец, о неизбежности гибели культуры.
Рассмотрим более обстоятельно, перечисленные выше, основные положения культурологической концепции О. Шпенглера. Философ был сторонником дискретного (т. е. прерывного, состоящего из отдельных частей) характера развития истории и культуры. Опираясь на результаты бурно развивающихся биологических наук, подкрепляя свои рассуждения лавинообразно растущим в те годы этнографическим материалом, Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция, основанная на использовании методов естественных наук, формировала и новые подходы к изучению культуры. Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она:
- рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует мифосимволическому, раннему характеру культуры;
- расцветает и достигает зрелости, выражая себя в метафизико-религиозных, высоких формах;
- стареет и умирает, превращаясь в окостеневшую, позднюю форму культуры.
Всего философ выделил восемь великих культур, достигших своего завершения:
- египетскую (культуру «молчания»);
- индийскую, вавилонскую, китайскую;
- греко-римскую («аполлоновскую»);
- византийскую (магическую);
- культуру «майя»;
- западноевропейскую («фаустовскую», рассудочную).
По его мнению, следует ожидать и появления т. н. «русско-сибирской» культуры.
Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа, 1000 лет. Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и не способны понять друг друга. Исключение, пожалуй, сделано только для западноевропейской (фаустовской) культуры, которая, по мысли философа, отличается «небывалым восприятием всех предыдущих».
|
|
Согласно Шпенглеру, любая культура определяется своим «гештальтом», т. е. первоначалом, первоэлементом - в данном случае «душой».
«Душа культуры» выступает не только средоточием индивидуальности, личности. Каждая человеческая культура также имеет свою «душу», которая выражается в культурной деятельности народа и одухотворяет все ее результаты. Как пишет об этом Шпенглер: «каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре» /Шпенглер О. Закат Европы. -Т. l. - M., 1993.-C. 342.
Шпенглер выделяет несколько прасимволов, благодаря которым реализуется «коллективная душа» той или иной культуры:
- для египетской культуры - это дорога, как символ вечности, неизменности, предначертанности египетской душе двигаться в заданном раз и навсегда направлении;
- для греческой, аполлонической культуры - это прекрасное человеческое или божественное тело - пластичное, осязаемое, существующее здесь и сейчас;
- для византийско-арабской культуры - это пещера или арка, возбуждающие в данной душе фантазию, мистические настроения, убеждения и неизбежности происходящего в истории и веру в возможность магическим образом предсказывать будущее;
- для западноевропейской культуры - это бесконечность, как нацеленных ввысь готических соборов, так и всеохватывающих философских систем Канта и Гегеля. Душа европейской культуры, постоянно стремящаяся к неизведанному, символически представлена, по мысли Шпенглера, в «Фаусте» Гете. Отсюда и название данного типа души - «фаустовский».
Пройдя период активной, созидательной деятельности, культура перерождается в цивилизацию. На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает, что, по мысли философа, является закономерным этапом.
Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». По его представлениям:
- культура уникальна, основана на неравенстве, элитарна, аристократична и возвышает человека над его практическими нуждами;
- культура создает органичную систему духовно-социальных ориентации для общества и индивида;
- культура национальна, связана с землей и культом, религиозна.
В концепции Шпенглера цивилизация понимается как:
- заключительный этап культуры;
- застывшее, окостеневшее состояние социума;
- торжество научно-технических достижений и упадок искусства.
В своей книге философ утверждает:
- цивилизация основана на неравенстве;
- цивилизация демократична и стремится «превратить мир в один большой город».
«Человек цивилизации» реализует себя: в массовом потреблении, политике, техническом прогрессе, спорте и т. д.
Таковы основные положения культурологической концепции О. Шпенглера. В целом, текст книги «Закат Европы» представляет собой увлекательное художественное сочинение, в котором гармонично соединяются строгая научность и образная художественность.
Тема 9.