Вероятно, наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия). Ни в какой другой культуре мотив смерти не нашел столь отчетливого выражения, как в египетской. Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение и т. д., но ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое мгла вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь.
Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, Город Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь до 60 км. Само название Мемфис — Мен-Нофер происходит от имени первого фараона, Мена. Согласно преданию, собственные псы загнали однажды Мену в озеро Мерида, где бы он и погиб, если бы его не взял в пасть крокодил. В этом месте Мена основал город и велел почитать крокодилов. Считается, что именно Мена заложил единую столицу Верхнего и Нижнего Египта. Вначале ее называли Белыми Стенами, позже она получила более возвышенные названия: Весы Двух Стран, Жизнь Двух стран, Непреходящая Красота (Мен Нофер), Дворец Души Птаха — Хет-Ка-Птах. Мен Нофер стало звучать у греков как Мемфис, а название Хет-Ка-Птах трансформировалось в Айгуптос (Египет).
|
|
В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание «первобытности» со сложным мировосприятием, отличающим «высокоразвитую цивилизацию» (Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С. 45). О. Шпенглер, исследуя прасимволы различных культур, считает таковым для египетской культуры дорогу. Египетская душа ступает по заданному раз и навсегда направлению: «мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, изображающих шеренги смотрящих и идущих в одном направлении фигур, аллеи сфинксов — все это подчеркивает идею дороги. Пирамида — гигантский треугольник стрелки, указывающей конец пути» (Кармин А. С. Культурология. СПб., 2001. С. 749). Шпенглер видит здесь выражение «отважной души».
|
|
Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию, религию, искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себя языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура. Египетская архитектура лишена каких бы то ни было декоративных, чисто «украшательских» элементов. Египетская статуя же представляет собой как бы отделившийся от стены рельеф, и установлена всегда так, чтобы наблюдалась спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и то же явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы — здесь опять налицо прасимвол дороги. Как считает Гегель, своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс: «Человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождаясь от оков» (Гегель Г. Ф. Соч., М.-Л., 1935. т. VIII. Философия истории. С. 186). Он же добавляет: «Чело духа еще как бы стянуто железным обручем, так что он не может дойти до самосознания своей сущности и мысли, но порождает это самосознание лишь как задачу, как загадку, относящуюся к самому себе» (Там же. С. 193).
В религиозном культе Египта центральное место занимало обожествление фараонов. Фараон — живое подобие Солнца с его «сияющим светом и ужасным блеском», и после смерти плавает по небосводу — на солнечной ладье днем и на лунной — ночью. Среди великого множества богов Древнего Египта (своих богов имели даже отдельные города) верховным был бог Солнца — Ра. Вторым по значению, как можно догадаться, был бог смерти — Усири (от греч. — Осирис), олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Усири был своеобразным «богом-царем, который научил людей земледелию и виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов, научил их пению, танцам, музыке и отучил пожирать друг друга» (Варга Д. Древний Восток. У начал письменности. Будапешт. 1979. С. 51). Брат же его, Сет, уповающий на насилие и разрушение, завистливый (сравни: Авель и Каин), желал гибели Осирису. Поскольку же в египетской мифологии даже боги смертны, дело было за малым. Обманом вынудив Осириса лечь в приготовленный по его мерке гроб-сундук, Сет велел заколотить его, запаять свинцом и бросить в море. Жена Осириса, Есит (по греч. Изида), сумела отыскать его далеко от берегов Нила. Рыдая, она упала на труп Осириса, целовала и обнимала его, пока не зачала от него ребенка, божественного Гора (сокол или, точнее, высоколетящий), который вновь и вновь воплощался в каждом фараоне. Осирис же стал царем подземного мира. Сет, не желающий сдаваться, вызывал Гора перед сонмом Девяти Богов на все новые испытания. В итоге бог Ра, покровительствовавший Сету, все же склонился в сторону Гора, передав ему египетское царство. Сета же он взял с собой в ладью, в которой каждый день проплывает по небесным водам с Востока на Запад, а ночью — с Запада на Восток.
Столь же антропоморфны и другие египетские мифы. Исида, богиня плодородия и материнства, была одновременно женой и сестрой Осириса. Имелся и бог Луны, одновременно бог письменности. Богиней истины и порядка была Маат, беспристрастно взвешивающая души умерших. Обожествлялись также животные, растения, некоторые предметы. Божественным символом был жук скарабей, облик животных имели многие боги: Апис – бык, корова – Хатор, баран – Амон, крокодил – Сабек, кошка – Баст, множество богов воплощались во льве. В виде сокола изображался Гор, бог мудрости Тот имел облик ибиса, сезонные перелеты ибисов напрямую связывались с сезонными разливами Нила. Боги изображались с головами птиц и животных, полностью человеческий облик имел мемфисский Птах.
|
|
Боги имели свои столицы в областях-номах. Им возводили храмы, боги почитались в статуях, которые участвовали в жертвоприношениях и ритуальных процессиях, к ним обращались с просьбами и молитвами. Прорицанья статуй истолковывались жрецами. Они же единственные квалифицированно разбирались в иерархии составляющих человеческой души, числом не менее пяти. Ка — духовно-телесный двойник, олицетворение жизненной силы человека до и после смерти, которую и сохраняли мумифицированием усопших. Пребывающая в сердце Ба сообщает знания, дает советы. В Ах, сверкающий дух, находящийся вблизи звезд, человек превращается после смерти. Рен, или Имя, предопределяет судьбу. Наконец, Шуит, Тень, спутник и защитник своего хозяина до самой смерти. Боги и фараоны имели несколько Ка (у Ра — 14), а Ба богов пребывает в священных животных.
Многобожие препятствовало централизации государства, и фараон Аменхотеп IV (правил в 1419—1400 гг. до н.э.) попытался ввести культ единого бога, объявив таковым солнечный диск (под именем бога Атона, трактуемого как тело Ра). Столицей он объявил город Ахетанон (совр. Эль-Амарна), а сам принял имя Эхнатон (угодный Атону). Культы других богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Однако Эхнатон был отравлен, а его преемники вынуждены были, под натиском жрецов, пойти на восстановление старых богов.
Особенности древнеегипетской культуры отчетливо проявляются и в искусстве. Многие произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись) дошли до нас почти в такой же сохранности, как пирамиды. Перед храмами и дворцами возводились высокие обелиски, покрытые иероглифами — письмом в виде символов, которое само стало символом египетской культуры — в неменьшей степени, чем пирамиды. Заупокойные храмы стерегли сфинксы — каменные изваяния с телом льва и головой человека. Самый большой из них, «Отец трепета», стоит и по сей день перед пирамидой Хефрена (III в. До н.э.). Он высечен из цельной скалы, длина его тела равна 57 м, а голова в 30 раз больше человеческой. В XVI веке до н.э. между его передними лапами был построен храм.
|
|
Не менее привлекательны для туристов статуя фараона Аменемхета III, стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Восхищение вызывает рельеф, изображающий на крышке ларца умершего в 20-летнем возрасте фараона Тутанхамона с еще более юной женой. Остается только гадать, какие бесценные памятники египетской культуры оказались разграбленными и, возможно, просто переплавленными или, в лучшем случае, надежно скрытыми в частных коллекциях. Жемчужиной музея Лувр является скульптурный портрет Нефертити, жены Аменхотепа IV, предстающий для последующих поколений как символ женской красоты. Вандомскую площадь в Париже украшает изящная колонна с иероглифами, вывезенная Наполеоном. Даже он был потрясен величием древнеегипетской культуры. «Остановитесь, — сказал он своей армии, — на нас смотрит вечность».
Установленные в египетском искусстве каноны остались неизменными в течение трех тысячелетий: строгая линейность композиции, плоскостное изображение фигур, условности в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, ясность и четкость линий. Величайшим открытием не только для искусства, но и для науки стало золотое сечение (1:3:7), обеспечивающее максимальную прочность архитектурным и скульптурным сооружениям, задающее эстетические каноны живописи. Золотому сечению подчиняется «архитектура» скелета, оно лежит в основе глубочайших природных соотношений. Вообще искусству предписывалось магическое значение. Не менее примечательно и то, что искусство носило безымянный характер — художник не выпячивал свою индивидуальность, а передавал общие смыслы.
Одной из древнейших в мире является музыкальная культура Египта. Музыка сопровождала религиозные обряды и празднества, распространена была и в повседневной жизни. Музыка в Египте называлась «хи» — удовольствие. Ей приписывалась мистическая сила, и в этой связи инструменты подбирались не по тембру, а по назначению. На фресках II тысячелетия до н.э. можно встретить изображения лиры, арфы, барабанов.
До нас дошли также памятники художественной литературы, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Она представлена мифами, сказками, получениями и наставлениями мудрецов и царей. Самое знаменитое и совершенное в художественном плане творение древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой», или «Песнь арфиста». Все обречено на тлен, разрушение, исчезновение, говорится в ней, и никто еще не подал вестей о себе после смерти. Раз так, надо успеть насладиться земной жизнью: «Проведи праздничный день и забудь заботы». Другим замечательным памятником являются созданные в конце II тысячелетия до н.э. «Прославления писцов»: «Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы, Но оставили наследство в писаниях, поучениях, созданных ими, Их пирамиды — книги поучений». (Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102). Существовала и любовная лирика.
Уважение к слову, к письму было буквально благоговейным. По сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые расписки, в Египте использовались металлические деньги. В древнем Египте были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются третьим тысячелетием до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названная Домом жизни. Здесь обучали главным наукам древности — астрономии, математике, врачеванию, к не менее полезным знаниям отнеслись волшебство и заклинания.
В древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказывать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце, Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции даже по трепанации черепа. Были изобретены первые в истории часы — водяные и солнечные, ниломер — устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказывать урожай.
Египтяне первыми освоили пчеловодство, догадались хранить зерно в амбарах, изобрели агротехнические приемы интенсивного возделывания почвы, плуг, гончарное колесо, развивали керамическое и ткацкое производство, металлургию. В эпоху среднего царства египтяне приручили кошку, позже — верблюдов, они разводили антилоп и газелей, с дрессированными гиенами охотились!