Изучение и распространение передового опыта в УИС

К одной из форм освоения результатов инновационной деятельности может быть отнесена работа по изучению и распространению передового опыта в УИС.

Под передовым опытом в УИС понимается «комплекс средств, приемов и методов труда (в том числе как ранее апробированных у себя, так и применяемых за рубежом) персонала учреждений и органов УИС, направленный на улучшение ее деятельности, дающий наибольший эффект при высоком качестве труда и наименьших затратах за счет использования достижений науки, техники, технологий, рациональных методов хозяйствования и управления»[365].

Исходя из приведенного определения, можно прийти к выводу, что основные признаки, присущие передовому опыту (существенная практическая эффективность опыта, его научная обоснованность, возможность повторяемости (воспроизведения) в других учреждениях), позволяют отнести его к одной из форм инновации в УИС, наряду с эффективно внедренными в уголовно-исполнительную практику результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В то же время, следует согласиться с авторами учебника «Организация управления в уголовно-исполнительной системе», утверждающими, что «передовой опыт более точно и оперативно реагирует на возникающие практические проблемы, чем научные разработки»[366].

Работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в УИС регламентирована приказом ФСИН России от 19.08.2005 № 721 «О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний».

Согласно Инструкции о порядке планирования и реализации мероприятий по изучению, экспертизе и внедрению передового опыта в УИС, утвержденной вышеназванным приказом, передовой опыт различается по уровню территориальной значимости – на местный, региональный и межрегиональный; по содержанию и направленности – на управленческий, оперативно-режимный, по организации охраны и конвоирования, воспитательной работы с осужденными, работы с личным составом, производственно-хозяйственной деятельности, коммунально-бытового и медицинского обеспечения.

Организационное руководство работой по изучению, распространению и внедрению передового опыта в УИС возлагается на федеральный орган УИС. Федеральный орган УИС через Центральный экспертный совет планирует, координирует и контролирует весь комплекс мероприятий по выявлению и изучению передового опыта, проводит экспертную оценку материалов опыта, дает рекомендации и принимает решения о распространении и внедрении опыта, признанного передовым, в практическую деятельность и учебный процесс.

Организация работы по изучению и научно-методическому сопровождению передового опыта, формированию единого информационного банка данных передового пенитенциарного опыта и издание сборников «Библиотека передового опыта» возлагается на НИИ ФСИН России.

Реализация конкретных мероприятий по выявлению, изучению, обобщению и представлению материалов в экспертные советы всех уровней (Центральный экспертный совет ФСИН России, экспертные советы территориальных органов ФСИН России) и внедрению передового опыта в практическую деятельность и учебный процесс возлагается на территориальные органы и образовательные учреждения ФСИН России.

Изучение, распространение и внедрение передового опыта в УИС осуществляется на основе соответствующих годовых планов на федеральном, региональном и территориальном уровнях ФСИН России.

Материалы передового опыта включают в себя: титульный лист, введение, основной раздел (описание опыта), выводы, предложения по использованию данного опыта, приложения, фотографии, карточку рассмотрения материалов передового опыта.

Во введении описываются проблемные вопросы учреждения УИС, где выявлен передовой опыт, решение которых предлагают авторы передового опыта. Далее приводится характеристика учреждения УИС, поскольку опыт напрямую связан с условиями и особенностями учреждения, в котором его применяют или разрабатывают.

Основной раздел должен содержать описание передового опыта, в котором излагается суть предлагаемого новшества, механизм взаимодействия служб учреждения и территориального органа ФСИН России, изменение функциональных обязанностей сотрудников в новых условиях работы, данные сравнения фактически достигнутых показателей с результатами, предшествующими введению новшества, а также с показателями других аналогичных подразделений и средними показателями по УИС. Устанавливается новизна опыта, его преимущества и недостатки по сравнению со сложившейся массовой практикой. Разработчики передового опыта в его описании должны также изложить не только полученные результаты, но и в обязательном порядке обозначить те проблемы, с которыми они столкнулись сами, показать собственные пути преодоления этих трудностей[367].

В конце описания формулируется вывод о значимости данного передового опыта, предложение о целесообразности его внедрения в практику УИС и перечень мероприятий по внедрению.

К описанию должны прилагаться материалы, дополняющие и углубляющие информацию о передовом опыте (копии нормативных и методических документов, планов работы, отчетов, различные выписки, иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы и т.п.).

По заключению соответствующего экспертного совета руководство федерального (территориального) органа ФСИН России принимает решение о внедрении рассматриваемого опыта, при необходимости утверждает соответствующий план реализации предложений экспертного совета. Для решения вопроса о внедрении передового опыта в межрегиональном или федеральном масштабах требуется заключение Центрального экспертного совета ФСИН России.

Порядок внедрения передового опыта в целом аналогичен порядку внедрения результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: