Транспортная система народного хозяйства

ДИСЦИПЛИНА

Б.3.1.7 «Транспортная инфраструктура»

ТЕМА 1

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция 1

Учебные вопросы:

Роль автомобильных дорог в транспортной системе народного хозяйства.

Транспортная система народного хозяйства.

Требования к современной автомобильной дороге.

Сеть автомобильных дорог страны.

Основные показатели и характеристики транспортной работы дороги.

Проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России.

Цели развития транспортной системы России на период до 2030г.

Роль автомобильных дорог в транспортной системе народного хозяйства

Автомобильные дороги – это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов и обеспечивающих бесперебойное, круглосуточное, круглогодичное, безопасное и удобное движение автомобилей с технически возможными скоростями и нагрузками, с учетом ограничений, предъявляемых к автомобилям.

В этот комплекс сооружений входят: земляное полотно, дорожная одежда, искусственные сооружения, обустройство дорог, защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб.

Все автомобильные дороги РФ, соединяющие между собой населенные пункты, промышленные центры и сельскохозяйственные регионы, а также ведущие к погрузо-разгрузочным пунктам других видов транспорта, образуют сеть автомобильных дорог. Начертание сети автомобильных дорог должно соответствовать направлениям главных грузовых и пассажирских перевозок.

За период с 1925 – 1990 г. протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась более чем в 65 раз. С 1950 по 1960 годы протяженность автодорог с твердым покрытием увеличивалась ежегодно в среднем на 9 тыс. км, а с 1960 г. – более чем на 20 тыс. км в год. Наибольший прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием был достигнут в 1966 – 1975 гг. – в среднем 26 тыс. км в год. К 1980 году протяженность дорог достигла порядка 800 тыс. км. Однако, начиная с 1976 г. темпы строительства значительно снижаются:

- в 1976 – 1980 гг. - 21 тыс. км в год;

- в 1981 – 1985 гг. – 18 тыс. км в год;

- в 1986 – 1990 гг. - 11,2 тыс. км в год;

- с 1999 г. - 5,1 тыс. км в год.

Автомобильные дороги имеют большое значение:

1) для освоения новых регионов и земель;

2) для развития агропромышленного комплекса;

3) для снижения социальных и моральных потерь;

4) для сохранения парка машин

Транспортная система народного хозяйства.

Единая транспортная система включает в себя:

1) железные дороги;

2) автомобильные дороги;

3) воздушные линии;

4) речные линии;

5) морские линии;

6) трубопроводы для доставки нефтепродуктов и газа.

Основным видом транспорта является железнодорожный, выполняющий большую часть грузовых и пассажирских перевозок на дальние расстояния.

Водные перевозки (морские и речные) характеризуются небольшой скоростью движения по воде.

Воздушный транспорт обладает наибольшей скоростью перевозок, но является наиболее дорогостоящим.

Железнодорожный, водный и воздушный транспорт должны работать в сочетании с автомобильным транспортом, обслуживающим подъездные пути к погрузочно-разгрузочным пунктам, железнодорожным станциям, портам и аэродромам.

Работа всех видов транспорта характеризуется двумя основными показателями:

- объемом перевозок в тоннах или пассажирах, например, за 1год. По объему перевозимых грузов автотранспорт занимает ведущее положение. Ежегодно число перевозимых пассажиров автотранспортом превышает суммарное количество пассажиров, перевозимых другими видами транспорта.

- грузооборотом, который определяется числом тонно-километров (т-км) перевозимых грузов за год. Пассажирские перевозки характеризуются пассажирооборотом (пассажиро-километры за 1 год). По грузообороту и пассажирообороту автотранспорт уступает всем видам транспорта. Эти показатели отражают работу различных видов транспорта по перевозке грузов и пассажиров на дальние расстояния. Удельный вес работы автотранспорта в тонно-километрах составляет всего 6–7%. Это связано (при большом объеме перевозок) с малой дальностью перевозок в общем грузообороте транспортной системы страны.

Достоинствами автомобильного транспорта являются:

1) высокая подвижность и маневренность, которые позволяют быстро сосредотачивать транспортные средства в любом месте;

2) способность принимать грузы в большом и малом количестве непосредственно в месте их образования и доставлять на место назначения;

3) меньшая зависимость от постоянных направлений;

4) скорость, значительно превышающая скорость водного транспорта, примерно равная скорости железнодорожного и уступающая лишь скорости воздушного транспорта;

Недостатком автомобильного транспорта является относительно высокая себестоимость перевозок сравнительно с железнодорожным и водным:

а) дорогое топливо;

б) повышенное количество обслуживающего персонала на тонну перевозимого груза;

Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью промышленной отрасли, называемой автомобильно-дорожный транспорт

Ежегодно автомобильный парк России увеличивается, что требует развития сети автомобильных дорог. Объём перевозок на: АТ-52%, ЖД-31%, Трубопроводный-10%, Водный-7%.

Рост интенсивности движения привел к существенному изнашиванию и разрушению автодорог, вследствие чего увеличилась потребность в ремонтно-восстановительных работах. В Российской Федерации:

- 56% автодорог требуют усиления дорожных одежд;

- более 20% имеют неудовлетворительную ровность;

- около 15% - недостаточные сцепные качества;

-только 38% дорог обеспечены барьерами безопасности;

- 85% не имеют дорожной разметки.

В плохих дорожных условиях:

-стоимость эксплуатации транспортных средств увеличивается > в 3 раза;

-срок службы автомобиля сокращается на 30%;

-производительность автомобиля уменьшается вдвое;

- снижается безопасность движения.

  1. Требования к современной автомобильной дороге.

Главным показателем технического уровня и эксплуатационного состояния дороги являются их потребительские свойства, к которым относятся:

1. Экономичность.

2. Скорость. Расчетная скорость обеспечивается соответствующим проектированием трассы, земляного полотна и дорожной одежды.

3. Безопасность, обеспечивающаяся:

а) рациональным устройством пути и дорожных сооружений;

б) поддержанием исправного технического состояния пути и сооружений в процессе эксплуатации;

в) установкой предупреждающих, воспрещающих и указательных знаков и разного рода ограждений;

г) регулированием движения при значительной интенсивности в трудных местах;

д) соблюдением установленных правил движения, обязательных для всех пользующихся дорогой.

4. Удобство, т.е.такие условия движения, при которых достигаются наилучшие условия управления автомобилем, наименьшая утомляемость пассажиров и наиболее спокойное передвижение их, а в отношении грузов – их сохранность при перевозке.

5. Пропускная способность. Пропускная способность дороги обеспечивается достаточным числом полос движения, их шириной и устройством вспомогательных сооружений.

6. Расчетная нагрузка от подвижного состава на сооружения обеспечивается соответствующей конструкцией и толщиной дорожной одежды, конструкцией и грузоподъемностью мостов, путепроводов и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: