ДИСЦИПЛИНА
Б.3.1.7 «Транспортная инфраструктура»
ТЕМА 1
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лекция 1
Учебные вопросы:
Роль автомобильных дорог в транспортной системе народного хозяйства.
Транспортная система народного хозяйства.
Требования к современной автомобильной дороге.
Сеть автомобильных дорог страны.
Основные показатели и характеристики транспортной работы дороги.
Проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России.
Цели развития транспортной системы России на период до 2030г.
Роль автомобильных дорог в транспортной системе народного хозяйства
Автомобильные дороги – это комплекс инженерных сооружений, предназначенных для перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов и обеспечивающих бесперебойное, круглосуточное, круглогодичное, безопасное и удобное движение автомобилей с технически возможными скоростями и нагрузками, с учетом ограничений, предъявляемых к автомобилям.
В этот комплекс сооружений входят: земляное полотно, дорожная одежда, искусственные сооружения, обустройство дорог, защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб.
Все автомобильные дороги РФ, соединяющие между собой населенные пункты, промышленные центры и сельскохозяйственные регионы, а также ведущие к погрузо-разгрузочным пунктам других видов транспорта, образуют сеть автомобильных дорог. Начертание сети автомобильных дорог должно соответствовать направлениям главных грузовых и пассажирских перевозок.
За период с 1925 – 1990 г. протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась более чем в 65 раз. С 1950 по 1960 годы протяженность автодорог с твердым покрытием увеличивалась ежегодно в среднем на 9 тыс. км, а с 1960 г. – более чем на 20 тыс. км в год. Наибольший прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием был достигнут в 1966 – 1975 гг. – в среднем 26 тыс. км в год. К 1980 году протяженность дорог достигла порядка 800 тыс. км. Однако, начиная с 1976 г. темпы строительства значительно снижаются:
- в 1976 – 1980 гг. - 21 тыс. км в год;
- в 1981 – 1985 гг. – 18 тыс. км в год;
- в 1986 – 1990 гг. - 11,2 тыс. км в год;
- с 1999 г. - 5,1 тыс. км в год.
Автомобильные дороги имеют большое значение:
1) для освоения новых регионов и земель;
2) для развития агропромышленного комплекса;
3) для снижения социальных и моральных потерь;
4) для сохранения парка машин
Транспортная система народного хозяйства.
Единая транспортная система включает в себя:
1) железные дороги;
2) автомобильные дороги;
3) воздушные линии;
4) речные линии;
5) морские линии;
6) трубопроводы для доставки нефтепродуктов и газа.
Основным видом транспорта является железнодорожный, выполняющий большую часть грузовых и пассажирских перевозок на дальние расстояния.
Водные перевозки (морские и речные) характеризуются небольшой скоростью движения по воде.
Воздушный транспорт обладает наибольшей скоростью перевозок, но является наиболее дорогостоящим.
Железнодорожный, водный и воздушный транспорт должны работать в сочетании с автомобильным транспортом, обслуживающим подъездные пути к погрузочно-разгрузочным пунктам, железнодорожным станциям, портам и аэродромам.
Работа всех видов транспорта характеризуется двумя основными показателями:
- объемом перевозок в тоннах или пассажирах, например, за 1год. По объему перевозимых грузов автотранспорт занимает ведущее положение. Ежегодно число перевозимых пассажиров автотранспортом превышает суммарное количество пассажиров, перевозимых другими видами транспорта.
- грузооборотом, который определяется числом тонно-километров (т-км) перевозимых грузов за год. Пассажирские перевозки характеризуются пассажирооборотом (пассажиро-километры за 1 год). По грузообороту и пассажирообороту автотранспорт уступает всем видам транспорта. Эти показатели отражают работу различных видов транспорта по перевозке грузов и пассажиров на дальние расстояния. Удельный вес работы автотранспорта в тонно-километрах составляет всего 6–7%. Это связано (при большом объеме перевозок) с малой дальностью перевозок в общем грузообороте транспортной системы страны.
Достоинствами автомобильного транспорта являются:
1) высокая подвижность и маневренность, которые позволяют быстро сосредотачивать транспортные средства в любом месте;
2) способность принимать грузы в большом и малом количестве непосредственно в месте их образования и доставлять на место назначения;
3) меньшая зависимость от постоянных направлений;
4) скорость, значительно превышающая скорость водного транспорта, примерно равная скорости железнодорожного и уступающая лишь скорости воздушного транспорта;
Недостатком автомобильного транспорта является относительно высокая себестоимость перевозок сравнительно с железнодорожным и водным:
а) дорогое топливо;
б) повышенное количество обслуживающего персонала на тонну перевозимого груза;
Автомобильные дороги являются неотъемлемой частью промышленной отрасли, называемой автомобильно-дорожный транспорт
Ежегодно автомобильный парк России увеличивается, что требует развития сети автомобильных дорог. Объём перевозок на: АТ-52%, ЖД-31%, Трубопроводный-10%, Водный-7%.
Рост интенсивности движения привел к существенному изнашиванию и разрушению автодорог, вследствие чего увеличилась потребность в ремонтно-восстановительных работах. В Российской Федерации:
- 56% автодорог требуют усиления дорожных одежд;
- более 20% имеют неудовлетворительную ровность;
- около 15% - недостаточные сцепные качества;
-только 38% дорог обеспечены барьерами безопасности;
- 85% не имеют дорожной разметки.
В плохих дорожных условиях:
-стоимость эксплуатации транспортных средств увеличивается > в 3 раза;
-срок службы автомобиля сокращается на 30%;
-производительность автомобиля уменьшается вдвое;
- снижается безопасность движения.
- Требования к современной автомобильной дороге.
Главным показателем технического уровня и эксплуатационного состояния дороги являются их потребительские свойства, к которым относятся:
1. Экономичность.
2. Скорость. Расчетная скорость обеспечивается соответствующим проектированием трассы, земляного полотна и дорожной одежды.
3. Безопасность, обеспечивающаяся:
а) рациональным устройством пути и дорожных сооружений;
б) поддержанием исправного технического состояния пути и сооружений в процессе эксплуатации;
в) установкой предупреждающих, воспрещающих и указательных знаков и разного рода ограждений;
г) регулированием движения при значительной интенсивности в трудных местах;
д) соблюдением установленных правил движения, обязательных для всех пользующихся дорогой.
4. Удобство, т.е.такие условия движения, при которых достигаются наилучшие условия управления автомобилем, наименьшая утомляемость пассажиров и наиболее спокойное передвижение их, а в отношении грузов – их сохранность при перевозке.
5. Пропускная способность. Пропускная способность дороги обеспечивается достаточным числом полос движения, их шириной и устройством вспомогательных сооружений.
6. Расчетная нагрузка от подвижного состава на сооружения обеспечивается соответствующей конструкцией и толщиной дорожной одежды, конструкцией и грузоподъемностью мостов, путепроводов и т.п.