Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформулировало в 1954 году в работе Т.Трейгера и Э.Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа».
Межкультурная коммуникация - это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащим к разным культурам. Межкультурная коммуникация может происходить на микроуровне и макроуровне.
Теперь определим типы межкультурной коммуникации на микроуровне:
· межэтническая (общение между лицами, представляющими разные народы);
· контркультурная (общение между представителями материнской культуры и теми ее элементами и группами, которые с ней не согласны);
· коммуникация среди социальных классов и групп;
· коммуникация между представителями различных демографических групп (религиозные - между католиками и протестантами, половозрастные - между мужчинами и женщинами, т.е. проявляются особенности культуры этих групп);
· коммуникация между городскими и сельскими жителями;
· региональная (общение между жителями различных областей);
|
|
· коммуникация в деловой сфере (общение между различными организациями (фирма)).
Межкультурная коммуникация на макроуровне формируется на базе культурных связях между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, т.е. происходит взаимное обогащение разных культур. Поэтому сегодня выделяют три основных уровня взаимодействия:
· этнический,
· национальный,
· цивилизационный.
Этнический уровень взаимодействия осуществляет между культурами этносов. Отечественный ученый-этнолог С.А.Арутюнов выделил четыре варианта этнокультурных контактов (взаимодействий):
· прибавление (простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения);
· усложнение (качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, приводящее к дальнейшему развитию первой культуры);
· убавление (потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой);
· обеднение (эрозия) (воздействие внешних факторов и отсутствие развитой собственной культуры).
Взаимодействие разных этносов и их культур можно представить в виде двух процессов.
Первый процесс характеризуется объединением этносов и их культур. Это такие формы как:
· ассимиляция (растворение этноса и его культуры в среде другого более крупного),
· интеграция (взаимодействие внутри государства различающихся между собой этносов и их культур, в результате чего у них образуются общие черты).
Второй процесс характеризуется разделением этносов и их культур. К нему можно отнести следующие формы:
|
|
· транскультурация (переселение части этноса в другой район обитания, в котором со временем происходит ее превращение в самостоятельный этнос с собственной культурой),
· геноцид (уничтожение или попытка уничтожения этноса и его культуры другим),
· сегрегация (изоляция народов и культур друг от друга, при которой все контакты сводятся к минимуму).
Все эти виды контактов проявляются в этноцентризме, который основывается на психологической установке воспринимать и оценивать другие народы и культуры через призму своей культуры.
Национальный уровень взаимодействия культур возникает на базе уже существующих этнических отношений. Национальное единство возникает через общую хозяйственную деятельность наций, государственно-политическую регуляцию и через создание государственного языка, идеологии, норм, обычаев и традиций. Отсюда ведущим элементом национального единства выступает государство.
Под цивилизационным уровнем взаимодействия понимается как объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Внутренние культурные связи и контакты, происходящие в цивилизации сильнее, чем внешние. Общение на цивилизационном уровне происходит в двух направлениях. С одной стороны, общение приводит к обмену духовными, художественными, научными и техническими достижениями, а с другой - общение может отличаться особой жестокостью, т.к. конфликты, без которых редко обходится взаимодействие культур, иногда приводят к полному уничтожению их участников (народов).