Источники права: в IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его возникновения. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.
В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.
Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.
В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.
Письменными источниками права являлись акты королевской власти:
указы, эдикты, ордонансы.
Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума".
|
|
Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю:
право собственности и право держания.
Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.
С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.
Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX в. бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.
Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.
|
|
Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.
Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом.
Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определенные повинности в пользу сеньора- ценз, сеньор имел право на 1 /10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д. При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.
Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.