является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
непосредственное руководство таможенным делом в РФ.—
Основными задачами и функциями ГТК России применительно к информационной сфере
являются:
участие в разработке таможенной политики РФ; реализация этой политики;
обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории РФ; защита
экономических интересов РФ;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного
законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;
разработка и реализация системы мер по пресечению незаконного оборота через
таможенную границу РФ наркотических средств и психотропных веществ, оружия,
предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и
зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности;
организация ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной
таможенной статистики РФ;
информирование государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и
|
|
граждан посредством официальных публикаций данных таможенной статистики внешней
торговли по принятым в международной практике формам;
обеспечение Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и иные
государственные органы информацией по таможенным вопросам.
ГТК России возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается
от должности Президентом РФ.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является
федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные
направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в
пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения
безопасности РФ и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных
органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.— Основными задачами и функциями ФСБ России являются:
руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями
специального назначения, а также организация их деятельности;—
информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и по их поручениям
федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти
субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
|
|
выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности
специальных служб и организаций иностранных
государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ разведывательной информации, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; участие в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности РФ - вырабатывает на основе прогнозов развития внутриполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ;
организация и осуществление оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, осуществлению дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; разработка и реализация во взаимодействии с другими государственными органами мер по борьбе с незаконным оборотом специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти;
организация и осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ добывания информации о затрагивающих национальные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях и действиях, о планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
получение, обработка, анализ и реализация информации об угрозах безопасности РФ, а также прогнозирование этих угроз;
организация и осуществление обеспечения безопасности в Вооруженных Силах РФ и войсках и формированиях, где предусмотрена
военная служба, а также в органах внутренних дел РФ, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах РФ;
участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны;
лицензирование деятельности не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввозом в РФ и вывозом за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет таких специальных технических средств;
контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; в установленном порядке осуществляет мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности; организация и осуществление шифровальных работ в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, воинских формирований, предприятий, учреждений и организаций (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);
|
|
выявление на территории РФ радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств,
работа которых представляет угрозу безопасности РФ, а также радиоизлучений
передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехват
передач и пресечение работы на территории РФ средств радиосвязи и других передающих
радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности РФ; регистрация и
централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных
средств;
осуществление кадрового обеспечения органов федеральной службы безопасности,
руководство деятельностью академии и институтов подготовки и повышения
квалификации кадров ФСБ России по подготовке специалистов в области обработки,
передачи и защиты информации для органов, обеспечивающих безопасность РФ; обучение
на договорной основе кадров для федеральных органов исполнительной власти,
специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности;
содействие на договорной основе предприятиям, учреждениям и организациям независимо
от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
взаимодействие со средствами массовой информации, информирование общественности о
деятельности органов федеральной службы безопасности, а также осуществление
редакционно-изда-тельской деятельности;
прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам,
отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности.
Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной
частью сил обеспечения безопасности РФ, входят в систему органов федеральной
|
|
исполнительной власти и включают в себя: Федеральное агентство правительственной
связи и информации при Президенте РФ (далее ФАПСИ); орган внешней разведки, органы
правительственной связи и информации (центры правительственной связи,
информационно-аналитические органы) в субъектах РФ; войска; учебные заведения,
научно-исследовательские организации, предприятия, Академия криптографии Российской
Федерации.—
Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают решение
следующих основных задач:
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования
правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной
информации для государственных органов;
обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности
шифрованной связи в РФ и ее учреждениях за рубежом;
организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной,
засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных
средств и методов;
обеспечение высших органов государственной власти РФ, центральных органов
федеральной исполнительной власти, Совета безопасности РФ достоверной и независимой
от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной
деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый
период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация
мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга),
необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики,
науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной
готовности.
ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ и осуществляет
государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся
в его ведении; организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям
деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации. Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ. ГФС России является составной частью системы сил и средств обеспечения безопасности РФ и возглавляет единую систему органов федеральной фельдъегерской связи.—
Основной задачей ГФС России в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" является руководство деятельностью органов федеральной фельдъегерской связи по обеспечению сохранности и оперативной доставки отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений должностных лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, государств - участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи, рабочих органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории РФ, а также по обеспечению доставки за рубеж корреспонденции, технической документации и образцов промышленных изделий по решениям Президента РФ и Правительства РФ. ГФС России возглавляет директор Государственной фельдъегерской службы РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда РФ. В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе России, а также органы управления архивным делом субъектов РФ и подчиненные им учреждения.
В составе государственной части Архивного фонда РФ находятся: Российский государственный архив древних актов (осуществляет постоянное хранение архивных документов отечественной истории федерального значения за период с XI в. до начала XIX в.), Российский государственный исторический архив (осуществляет постоянное хранение архивных документов отечественной истории феде-
органов - отделы и отделения ГФС России в других городах РФ, а также на промышленных и военных объектах, имеющих особо важное государственное значение, рального значения за период с начала XIX в. по 1917 г.), Государственный архив РФ (осуществляет постоянное хранение архивных документов отечественной истории федерального значения за период с 1917 г. по настоящее время), Российский государственный военно-исторический архив (осуществляет постоянное хранение архивных документов о деятельности высших, центральных и местных органов военного управления и военных учреждений России за период с конца XVII в. до марта 1918 г.), Российский государственный архив ВМФ (хранит документы с 1724 г. по 1940 г. включительно), Российский государственный архив экономики (хранит документы центральных органов управления народным хозяйством СССР с 1917 г. по 1991 г.), Российский государственный архив литературы и искусства (хранит документы с XVIII в. по настоящее время), Российский государственный военный архив (осуществляет постоянное хранение архивных документов о создании и деятельности советских Вооруженных Сил за 1918-1940 г., пограничных и внутренних войск за 1918-1991 г., а также фонды личного происхождения известных военных деятелей), Российский государственный архив научно-технической документации (хранит документы за период с 1918 г. по настоящее время), Российский государственный архив фонодокументов (хранит документальные и художественные фонозаписи с конца XIX в. по настоящее время),
Российский государственный архив кинофотодокументов (хранит документы за период с конца XIX в. по настоящее время), а также Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, Центр хранения современной документации, Центр хранения документов молодежных организаций, Центр хранения историко-документальных коллекций. Всего в РФ насчитывается 2267 государственных архивов и центров документации, в том числе 16 - федерального уровня, 32 - республиканских в составе РФ, 12 - краевых, 134 - областных, 2060 - городских и районных, а также 78
органов управления ими.—
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: получает информацию с использованием различных средств сбора информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду на территории РФ, включая внутренние морские воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, а также в пределах исключительной экономической зоны, на континентальном шельфе РФ, в ионосфере и околоземном космическом пространстве;
осуществляет контроль за формированием Единого государственного фонда данных и обеспечением сохранности его документов;
согласовывает перечень данных для централизованного учета и сроки их представления в Мировой центр данных участниками деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (далее именуются - документы), получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения.
Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Информация Единого государственного фонда данных является открытой и общедоступной, за исключением
информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа. В соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять эту информацию в Единый государственный фонд данных, а информацию общего назначения, отнесенную к составу фонда - в Мировой центр данных.
Федеральная служба геодезии и картографии России (Рос-картография) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, надзорные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в области геодезической и картографической деятельности и наименований географических объектов. Роскартография является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды в пределах своей компетенции, а также в области наименований географических объектов.—
Основными задачами и функциями Роскартографии являются:
разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики и
регулированию геодезической и картографической деятельности, а также работ в области
наименований географических объектов;
регистрация и учет наименований географических объектов с целью их сохранения как
части исторического и культурного наследия народов РФ;—
обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц
и граждан геодезическими и картографическими материалами и данными, достоверной
информацией об объектах местности в графической, цифровой, фотографической (в том
числе аэрокосмосъемочной) и иных формах, а также информацией о присвоении
наименований и переименовании географических объектов;
государственный геодезический надзор за геодезической и картографической
деятельностью и деятельностью в области наименований географических объектов,
передачей гражданами и юридическими лицами геодезических и картографических
материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды, хранением и
использованием этих материалов и данных;
организация и обеспечение формирования, сохранности и использования государственного
картографо-геодезического фонда Российской Федерации, создание и ведение
федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, банков цифровых,
электронных карт и геодезических данных, Государственного каталога географических
названий;
управление и распоряжение в установленном порядке геодезической, картографической и
топографической продукцией, созданной в результате проведения работ, заказчиком
которых являлся федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии, и
находящейся в федеральной собственности, независимо от места ее хранения;
геодезическое и картографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки
прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование
банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и
границах иностранных государств;
создание и ведение географических информационных систем федерального и
регионального назначения;
надзор за правильным отображением на картографических материалах государственной
границы РФ, границ континентального шельфа РФ, исключительной экономической зоны
РФ, субъектов
РФ и иностранных государств, а также другой информации об объектах местности,
включая наименования географических объектов;
обеспечение унификации геодезической и картографической основы кадастров,
разрабатывает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и
внедряет единое информационное обеспечение для создания цифровых и электронных карт
и банков таких карт;
ведение реестра организаций, осуществляющих геодезическую и картографическую
деятельность, реализацию результатов этой деятельности и космических съемок,
изготовление и реализацию геодезических приборов, создание информационных фондов и
банков геодезических и картографических материалов и данных;
обязательная сертификация геодезической, картографической и топографической
продукции, метрологический контроль и надзор в области геодезической и
картографической деятельности;
осуществление централизованного учета, хранения и выдачи геодезических,
картографических и аэрокосмосъемочных материалов и данных федерального и
территориальных картографо-геодезических фондов;
организация разработки и обеспечения функционирования системы научно-технической
информации в области геодезических и картографических работ.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным
органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области
рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных
бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Основными функциями ФКЦБ России являются:
установление единых требований к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;
установление порядка лицензирования, осуществление лицензирования и ведение реестра
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг,
аннулирование лицензий этих организаций при нарушении ими законодательства
РФ о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;
обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, о
деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, о
профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных
бумаг;
ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
Российское агентство по патентам и товарным знакам является правопреемником
Комитета РФ по патентам и товарным знакам и как федеральный орган исполнительной
власти, осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и
организационные функции:—
в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест
происхождения товаров) - принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов,
свидетельств (охранных документов) на объекты промышленной собственности, проводит
экспертизу этих заявок, государственную регистрацию объектов промышленной
собственности, выдает охранные документы, в установленном порядке признает их
недействительными, ведет соответствующие государственные реестры;
правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, а
также в области авторского права и смежных прав по вопросам совершенствования
законодательства, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными
организациями, имеющим межведомственный характер, за исключением вопросов
пресечения нарушений указанных прав;
государственного патентного ведомства, установленные Патентным законом РФ и Законом
РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения
товаров";
агентства по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных
микросхем, установленные законами РФ "О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий интегральных
микросхем" - принимает заявки на официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз
данных, топологий интегральных микросхем, проводит проверку соответствия этих заявок
установленным требованиям, осуществляет официальную регистрацию программ для
ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, выдает свидетельства об их
официальной регистрации, ведет реестр программ для ЭВМ, баз данных, топологий
интегральных микросхем, а также обеспечение формирования государственного фонда
патентной документации, создание условий для его сохранности и публичного
использования;
обеспечение формирования банка данных об официально зарегистрированных программах
для ЭВМ, базах данных, топологиях интегральных микросхем, условий для его
сохранности и использования - организует проведение работ по комплектованию банка
данных об официально зарегистрированных программах для ЭВМ, базах данных,
топологиях интегральных микросхем, информационному обслуживанию работников
подведомственных Роспатенту организаций и иных потребителей этих данных;
осуществление информационной и издательской деятельности в области охраны объектов промышленной собственности, правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;
организация подготовки специалистов в области охраны интеллектуальной собственности -осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предъявляемых к их деятельности, ведет государственный реестр патентных поверенных;
руководство подведомственными организациями: г. Москва - Федеральный институт промышленной собственности, Апелляционная палата, Государственное унитарное предприятие "Информационно-издательский центр", Домодедовский производственный комплекс, Российский институт интеллектуальной собственности, Государственное унитарное предприятие "Радомир", а также Центр патентно-информационного обслуживания "Информпатент" (г. Санкт-Петербург) и Федеральное унитарное предприятие "Региональный центр "Югпатент"" (г. Ростов-на-Дону).
Роспатент возглавляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.
Российское агентство по системам управления (РАСУ) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и другие функции в сфере радиоэлектроники и систем управления, включая научные исследования, разработку, производство, модернизацию и утилизацию специальных систем управления и радиоэлектронных комплексов, систем противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, систем и средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, радиолокационных средств, средств государственного опознавания, управления воздушным движением, навигации и посадки, средств общей и специальной связи, шифровальной техники, телекоммуникационных, информационных и вычислительных систем, программного обеспечения, радиоэлектронной аппаратуры, электронной техники и ее компонентов, радиоизмерительной техники военного и
гражданского назначения.—
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны - коллегиальный
орган, основной функцией которого является координация деятельности федеральных
органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по
защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных
программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию
федерального законодательства о государственной тайне.— Образована в соответствии с
Законом РФ
"О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 8 ноября 1995 г. № 1108 "О
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны".
Правительственная комиссия по геоинформационным системам является постоянно
действующим координационным органом Правительства РФ по вопросам разработки и
реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих создание и использование
геоинформационных систем. Председателем Комиссии является Заместитель Председателя
Правительства РФ.—
Основными задачами Комиссии являются:
выработка стратегии и государственной научно-технической политики в области создания
и использования геоинформационных систем;
определение основных направлений научно-технической политики по созданию единого
геоинформационного пространства РФ и координация этих работ;
рассмотрение предложений по созданию геоинформационной инфраструктуры РФ с
использованием российских и зарубежных информационных ресурсов, координация работ
по реализации этих предложений;
осуществление координации работ по созданию и использованию федеральных,
региональных, муниципальных и отраслевых геоинформационных систем;
организация проведения экспертизы отечественных и зарубежных проектов создания
геоинформационных систем;
организация и координация разработки нормативной базы по вопросам создания и
использования геоинформационных систем;
оценка состояния дел по геоинформационному обеспечению в федеральных органах
исполнительной власти РФ, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах
местного самоуправления;
рассмотрение вопросов межотраслевой и межрегиональной координации работ и
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от
их организационно-правовой формы по созданию и ведению геоинформационных систем
на основе новых геоинформационных технологий, цифровых и электронных карт;
рассмотрение организационных и правовых вопросов обмена информацией между
геоинформационными системами федеральных органов исполнительной власти РФ,
органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
рассмотрение вопросов международного научно-технического сотрудничества по
проблемам геоинформационных систем и геоинформационной инфраструктуры, а также
предложений о порядке обмена географической информацией с зарубежными странами и
ее использования при реализации международных проектов и программ.
Межведомственная комиссия по интеллектуальным картам является
координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,
заинтересованных организаций в области использования на территории РФ
автоматизированных (информационных, идентификационных, расчетных и др.) систем с
интеллектуальными картами - картами со встроенным микропроцессором (далее
именуются - системы с интеллектуальными картами). Основными задачами Комиссии
являются:
разработка и реализация основных направлений государственной политики в области
применения на территории РФ систем с интеллектуальными картами;
осуществление координации работ по внедрению, развитию и упорядочению применения
на территории РФ систем с интеллектуальными картами, обеспечению экономической и
информационной безопасности в связи с использованием этих систем и стимулированию
внедрения систем с интеллектуальными картами отечественного производства.-Многообразие объектов и субъектов права в этой области и сложность отношений, отсутствие должной правовой охраны и защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства требует от органов государственной власти определить свой интерес и степень своего участия в их охране и защите, прежде всего в решении таких проблем, где необходимо государственное регулирование.
Во-первых, организация научных исследований и разработок в этой сфере, где при общем сокращении объемов финансирования отсутствует должная координация, в результате чего даже немногочисленные средства распыляются и не дают должного эффекта. В связи с этим в законе требуется установить обязательность координации в деятельности ведомств и предельного минимума бюджетного финансирования в этой сфере.
Во-вторых, установление льгот по инвестированию в сферу информационных технологий, в сферу развития информационных систем. Если у государства нет достаточных средств для создания таких систем, то, по крайней мере, нужно установить льготный режим кредитования, льготный режим для инвесторов - как отечественных, так и зарубежных.
В то же время, национальные интересы России в обеспечении приоритета производства и эксплуатации отечественных средств связи и информационной безопасности требуют
" лг 47
установления ряда ограничении. К их числу можно отнести следующие-:
при привлечении иностранных инвестиций - сохранение государственного контроля и
участия в управлении предприятиями этой отрасли индустрии и дальнейшей эксплуатации
произведенной продукции (например, для космической отрасли);
при использовании иностранных технологий, элементной базы и отдельных видов
оборудования и средств связи проведение их обязательной экспертизы и сертификации
органами государственной власти России с точки зрения обеспечения безопасности;
при разработке, производстве и эксплуатации средств обеспечения информационной
безопасности, включая программное обеспечение, использовать только отечественные
технологии и средства защиты.
- См.: Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 (в ред. Указов Президента РФ от 15.11.1999 № 1528, от 28.12.2000 № 2105) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
- См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.97 № 3-ФКЗ) "О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
- По мнению И. Л. Бачило, каждое из ведомств (органов исполнительной власти) находится в своей подсистеме государственного управления и в сфере ведения определенного вице-премьера, что должно подчеркнуть значимость проблемы усиления координации деятельности в сфере информатики и создания государственной структуры, которая бы могла по своему статусу обозревать весь комплекс проблем этой сферы и оказывать организующее воздействие на состояние дел. Пока таким органом можно считать Совет Безопасности, но только относительно политики информационной безопасности. -Постановление Правительства РФ от 6 июня 1997 г. № 679 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РФ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 913).
-Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2000 № 774).
-Приказ Министерства образования РФ от 3 апреля 2000 г. № 958 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ
МИНИСТЕРСТВ АОБР АЗОВ АНИЯ РФ".
1 Постановления Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 515 "ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.01.2001 № 57), от 26 октября 2000 г. № 812 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РФ". В составе организаций, находящихся в ведении Минпромнауки РФ и имеющих прямое отношение к информационной сфере находятся: г. Москва - Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации, федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности, Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), Главный информационно-вычислительный центр металлургии "Центринсрорм" (ГИВЦмет "Центринформ"), Головной метрологический и информационный центр стандартов в промышленности "Метрме-талл", Инженерный центр информационно-посреднических услуг "ИНЖУС", Научно-информационный Центр "Планирование. Экономика. Управление" с Информационным агентством "ТС-ВПК" (НИЦ ПЗУ с ИА "ТС-ВПК"), Центральный научно-исследовательский институт экономики и информации цветной металлургии; Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) в совместном ведении с РАН, Государственный научно-исследовательский
институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИЙ ИТТ "Информика") - в
совместном ведении с Минобразования России, Научно-технический институт
межотраслевой информации (НТИМИ), Российский научно-исследовательский институт
информационных технологий и систем автоматизированного проектирования (РосНИИ ИТ
и АП), Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития
(Объединение "Росинформресурс"), а также Специальное конструкторское бюро
станочных информационно-измерительных систем (СКБ ИС) - г. Санкт-Петербург.
Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития при
Правительстве РФ является единым государственным информационно-техническим
комплексом, состоящим из головной организации с тем же наименованием, межотраслевых
территориальных центров научно-технической информации (ЦНТИ) и других организаций.
Основными задачами Объединения являются: формирование, размещение и использование
на территории РФ государственных ресурсов научно-технической информации, создание и
развитие автоматизированных систем обработки и передачи этой информации; подготовка
информационных материалов и сведений о научно-техническом и социально-
экономическом развитии страны для Правительства РФ; предоставление предприятиям,
организациям и другим хозяйствующим субъектам, а также отдельным гражданам на
договорной основе информационной продукции и услуг. В целях выполнения основных
задач Объединение: формирует, осуществляет размещение и обеспечивает использование
государственных ресурсов научно-технической информации, включая территориальные
фонды научно-технической литературы и документации, а также обеспечивает создание и
развитие автоматизированных систем обработки и передачи этой информации;
осуществляет отбор, анализ и обобщение сведений о научно-техническом и социально-
экономическом развитии страны для Правительства РФ; содействует внедрению в
практику информационного обеспечения на территории РФ новых информационных
технологий и услуг; осуществляет в установленном порядке сотрудничество с
зарубежными организациями по вопросам передачи, обмена и закупки информации
(Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 505 "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РОССИЙСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ".
-Указ Президента РФ от 12 ноября 1999 года № 1487 "О министерстве РФ по связии информатизации" (в ред. Указа Президента РФ от 09.08.2000 № 1476), Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 265 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯО МИНИСТЕРСТВЕ РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ".
- Государственная радиочастотная служба при Министерстве РоссийскойФедерации по связи и информатизации представляет собой единую систему организаций, осуществляющих регулирование использования радиочастот и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения с учетом обеспечения их электромагнитной совместимости, в том числе с радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) иного применения в РФ юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности и физическими лицами, подавшими заявки на использование радиочастот и радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения или использующими указанные средства на территории РФ.
- См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 346 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РАДИОЧАСТОТАМ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ЭЛЕКТРОСВЯЗИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ".
—Надзор за выполнением операторами связи условий лицензий включает проведение контроля за функционированием технических средств связи и измерений,
подтверждающих качество предоставления услуг в области связи и информатизации. См.: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2000 г. № 380 "О РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СВЯЗЬЮ И ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
1 9
—Указ Президента РФ от 6 июля 1999 г. № 885 "О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций", Постановление Правительства РФ от 10 сентября 1999 г. № 1022 "ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И СРЕДСТВ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2000 №612).
- Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954 "ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РФ" (в ред. Указа Президента РФ от 08.06.2000 № 1080), Постановление
Правительства РФ от 24 июля 1997 г. № 930 "ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РФ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.08.1998 № 918, от 17.08.2000 № 603, от
19.08.2000 № 612), от 3 июня 1995 г. № 550 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РФ" (в ред. Постановления Правительства РФ от
29.11.2000 №904).
—Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции РФ. При необходимости этот срок может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц.
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ".
-См.: Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 696 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ИМУЩЕСТВА", Распоряжение Мингосимущества РФ от 19.04.1999 № 564-р "Об
утверждении Рекомендации по проведению процедуры учета федерального имущества".
При этом под реестром понимается федеральный информационный ресурс,
представляющий собой совокупность построенных на единых методологических и
программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни
объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и
банков данных. Объектами учета реестра расположенными как на территории Российской
Федерации, так и за рубежом, являются находящиеся в федеральной собственности:
земельные участки, участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты
(ресурсы); имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным
унитарным предприятием или на праве оперативного управления за федеральным
казенным предприятием или государственным учреждением, либо находящееся в
федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс; акции
(доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них
федеральное имущество, не вошедшее в уставный(складочный) капитал; иное недвижимое
и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным
основаниям.
1 7
—См.: Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 23 "О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности". Здесь под реестром понимается федеральный информационный ресурс, представляющий собой совокупность построенных на единых методологических, организационных и программно-технических принципах баз данных, содержащих показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий (далее именуются - унитарные предприятия) и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Объектами учета в реестре являются: утвержденные в установленном порядке величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных
обществ; фактически достигнутые величины показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ. Реестр используется для решения следующих задач: сбор данных о показателях экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ; анализ и утверждение величин показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ; оценка достижения унитарными предприятиями и акционерными обществами утвержденных величин показателей экономической эффективности; оценка эффективности управления унитарными предприятиями и находящимися в федеральной собственности акциями, определение мер, направленных на повышение эффективности управления ими.
-Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ"
- Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ".
-Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 793 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 № 307, от 30.09.2000 № 741).
-Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ" (вред. Постановлений Правительства РФ от 19.09.97 № 1205, от 22.10.97 № 1339, от 18.02.98 № 206, от 24.03.98 № 343, от 10.08.98 № 920, от 09.09.99 № 1035, от 03.05.2001 №341). —Федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга представляет собой базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
—См.: Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановление Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 426 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ", Положение "О Министерстве здравоохранения РФ", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. № 659.
-Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ" (в ред. Указов Президента РФ от 06.09.1997 № 993, от 24.04.1998 № 433, от 27.05.1998 № 598, от 20.10.1998 № 1269, от 01.12.1999 № 1589, от 13.01.2001 №31).
Постановление Правительства РФ от 7 мая 1999 г. № 498 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РФ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ".
—К таким организациям относятся: г. Москва - Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений, Научно-исследовательский центр по изучению свойств поверхности и вакуума, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы, Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации, Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении, Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации, Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ, Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля, Научный центр оптико-физических исследований, Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная), Московская инженерная школа
метрологии и качества, Регистр системы сертификации персонала, Технический центр регистра систем качества, Консультационно-внедренческая фирма "Интерстандарт", Редакция журнала "Стандарты и качество", а также Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева (г. Санкт-Петербург), Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (пос. Менделееве, Московская область), Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических измерений (г. Хабаровск), Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (г. Новосибирск), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (г. Екатеринбург), Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии (г. Казань), Восточно-Сибирский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (г. Иркутск), Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции (г. Краснодар), Государственное научно-производственное предприятие "Хронос" (г. Петропавловск-Камчатский), Волгоградский опытный завод "Эталон", Владимирский завод "Эталон", Иркутский опытный завод "Эталон", Казанский опытный завод "Эталон" и Опытно-экспериментальное производство Всероссийского научно-исследовательского института расходометрии (г. Казань), Нижегородский завод "Эталон" и Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем (г. Нижний Новгород), Омский опытный завод "Эталон", Смоленский опытный завод "Протон", Уфимский опытный завод "Эталон", Петрозаводский опытный завод "Эталон", Псковский завод "Эталон", Опытно-экспериментальное производство Уральского научно-исследовательского института метрологии (г. Екатеринбург), Уральский колледж метрологии и качества (г. Средне-уральск).
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации: Госстандарт России -Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД), Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), Общероссийский классификатор валют (ОКБ), Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ), Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН), Общероссийский классификатор деталей изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД), Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД), Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ), Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК); Росстат - Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ), Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ); Минэкономики России - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКД11), Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР); Минобразование России - Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВН), Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО); Минтруд России - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).
—Библиографическая информация предоставляется бесплатно. Тексты (копии)
общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений предоставляются органам
государственной власти бесплатно, а организациям - на договорной основе.
—Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД", от 1 ноября 1999 г. № 1212 "О РАЗВИТИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ".
— См.: Градостроительный кодекс РФ (ст. 55), Постановления Правительства РФ от 11
марта 1999 г. № 271 "Об утверждении Положения о ведении государственного
градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в
Российской Федерации", от 13 октября 1997 г. № 1301 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ". Градостроительный кадастр каждого уровня включает в
себя (в объеме, необходимом для регулирования градостроительной деятельности и
осуществления контроля за соблюдением градостроительного законодательства на
соответствующей территории) следующие сведения: данные утвержденной
градостроительной документации; топографо-геодезические и картографические
материалы; сведения отраслевых кадастров и информационных систем и сведения,
полученные в результате проведения отраслевых мониторингов, характеризующие
использование территории, ее кадастровое, экологическое, инженерно-геологическое,
сейсмическое, гидрологическое и иное районирование; материалы о градостроительной
ценности территории, о результатах мониторинга объектов градостроительной
деятельности; обобщенные данные градостроительных кадастров иного уровня; данные
утвержденных схем и проектов развития инфраструктуры, охраны памятников истории,
культуры и природы, благоустройства и защиты территорий, программ и инвестиционных
проектов; нормативные правовые акты, нормативы и правила в области
градостроительства, а также сведения о проектной документации, разрешениях на
строительство, актах контрольных проверок и приемки в эксплуатацию объектов
соответствующего значения.
Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ТАМОЖЕННОМ КОМИТЕТЕ РФ" (в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 № 1235).
— Указ Президента РФ от 6 июля 1998 г. № 806 "Об утверждении Положения о ФСБ РФ и
ее структуры" (в ред. Указов Президента РФ от 26.08.1998 № 990, от 05.10.1998 № 1181, от
04.01.1999 № 14, от 28.08.1999 № 1131, от 17.06.2000 № 1109, от 11.06.2001 №694).
—Центральный аппарат ФСБ составляют руководство, Департамент контрразведки (1
Департамент), Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (2
Департамент), Департамент экономической безопасности (4 Департамент), Департамент
анализа, прогноза и стратегического планирования (5 Департамент), Департамент
организационно - кадровой работы (6 Департамент), Департамент обеспечения
деятельности (7 Департамент), Управление военной контрразведки (3 Управление),
Инспекторское управление, Следственное управление, Управление собственной
безопасности (9 Управление), Управление делами, Договорно-правовое управление,
Военно-мобилизационный отдел (10 Отдел). См.: Структура ФСБ РФ (в ред. Указов
Президента РФ от 04.01.1999 № 14, от 28.08.1999 № 1131).
- Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 №
2288; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ) "О федеральных органах
правительственной связи и информации".
- Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1485 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФЕЛЬДЪЕГЕРСКОЙ СЛУЖБЕ РФ". В систему органов федеральной фельдъегерской
связи входят: ГФС России; территориальные органы - управления ГФС России по
федеральным округам, управления, отделы и отделения ГФС России в столицах и
административных центрах субъектов РФ, городах федерального значения, а также в городах Сочи и Минеральные Воды; структурные подразделения территориальных
- Постановления Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. № 1562 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ АРХИВНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ", от 11 декабря 1994 г. № 1371 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ДРЕВНИХ АКТОВ", от 11 декабря 1994 г. № 1370 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ АРХИВЕ".
- См. об этом: Архивы России. Москва и Санкт-Петербург. Справочник-обозрение и библиографический указатель. М., 1997, 1070 с.
- Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 128 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИ, ОКАЗЫВАЮТ, МОГУТ ОКАЗАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ", от 21 декабря 1999 г. № 1410 "О СОЗДАНИИ И ВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИИ".
—Федеральный закон "О геодезии и картографии", Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. № 1021 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ РОССИИ" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 № 819), Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2000 г. № 669 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАРТОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКОМ ФОНДЕ".
40В
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2000 г, № 487 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТЕ НАИМЕНОВАНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ИЗДАНИИ СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНИКОВ НАИМЕНОВАНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, СОЗДАНИИ И ВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАТАЛОГА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ" регистрации и учету подлежат наименования географических объектов РФ, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, нормализованные в соответствии с законодательством РФ о наименованиях географических объектов.
- Указ Президента РФ от 3 апреля 2000 г. № 620 "ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ".
—Указ Президента РФ от 11 сентября 1997 г. № 1008 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам", Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 211 "ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО АГЕНТСТВА ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ", Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1203 "О РОССИЙСКОМ АГЕНТСТВЕ ПО ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕМУ ОРГАНИЗАЦИЯХ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.1998 № 367, от
12.04.1999 № 413, от 07.06.2001 № 449).
—Постановления Правительства РФ от 30 июля 1999 г. №" 879 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1999 № 1176, от 25.10.1999 № 1185, от 14.02.2000 №125, от
19.08.2000 № 612, от 05.01.2001 № 12), от 23 декабря 1999 г. № 1430 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О РОССИЙСКОМ АГЕНТСТВЕ ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ".
-Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. № 71 "ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ
КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ" (в ред. Указов Президента
РФ от 21.04.1996 № 573, от 06.06.1996 № 815, от 14.06.1997 № 594, от 09.01.1999 № 43, от
01.11.1999 № 1467, от 02.06.2001 №627).
— Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1482 "О
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ГЕОИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ" (в
ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.98 № 134).
— Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. № 368 "О
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАРТАМ"
установлено, что с 1 января 2001 г. в автоматизированных системах федерального значения
с интеллектуальными картами применяются в обязательном порядке отечественные
сертифицированные средства защиты информации.
—Лопатин В. Н. Информационная безопасность России // Connect. 1997. № 5. С. 6-8. 16.3. Подготовка кадров в информационной сфере
По мере развития информационной сферы и появления новых потребностей в обществе в кадрах менялась и государственная образовательная, научная и кадровая политика, которая к настоящему времени предусматривает подготовку специалистов для таких отраслей информационной сферы, которые стали уже традиционными, как информатика, связь и телекоммуникации, средства массовой информации и т. п.
С развитием новых информационных технологий и превращением информации в товар появилась потребность в специалистах по страхованию информационных рисков, оценке интеллектуальной собственности и т. д. К таким новым задачам следует отнести и обеспечение информационной безопасности. Создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий названо в Доктрине информационной безопасности РФ безотлагательной для решения задачей государственной политики. В силу такой актуальности этого вопроса рассмотрим подробнее здесь особенности его решения на современном этапе.
До начала 80-х г. XX столетия подготовка специалистов в области защиты информации была сосредоточена, в учебных заведениях Минобороны и КГБ. Потребности гражданских организаций удовлетворялись за счет передачи им части выпускников, а, в основном, за счет переподготовки специалистов в отраслевой системе повышения квалификации. В начале 80-х годов в ряде гражданских вузов были созданы специализации для подготовки кадров в очень ограниченном количестве по некоторым частным математическим и инженерно-техническим вопросам. Следует отметить, что в то время ситуация не стимулировала интерес вузов к развитию рассматриваемой тематики; более того, введение специализаций проходило при определенном сопротивлении.
В 1985 г. в Московском государственном историко-архивном институте был организован факультет специального документове-дения по специальности 2099 - "Организация делопроизводства и спецработ". К 1987 г. на факультете функционировали 4 специальные кафедры. В 1990 г. факультет преобразован в факультет защиты информации (ФЗИ РГГУ). Сформирована специальность -
"Организация и технология защиты информации". Впервые была поставлена задача подготовки специалиста по всему комплексу проблем информационной безопасности.