К юридическим свойствам информации относятся следующие

Вопросы к зачету

1. Понятие информации, ее юридические особенности, свойства, виды.

информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

(ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации).

К юридическим свойствам информации относятся следующие.

1. Физическая неотчуждаемость - информацию невозможно отделить от материального носителя. Например, если человек сочинил стихотворение или написал рассказ и хочет его продать, эта информации не исчезнет у него после совершения сделки, как если бы он продал машину или шкаф; таким образом, отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность - информация для включения в гражданский оборот используется в виде символов, знаков, таким образом обособляется от производителя и существует отдельно.

3. Двуединство информации и носителя - заключается в том, что информация - это вещь на материальном носителе.

4. Распространяемость (тиражируемость) - возможность распространения неограниченного количества экземпляров без изменения содержания информации.

5. Организационная форма информации - документ.

6. Экземплярность - существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда учет количества экземпляров через учет количества носителей.

Виды информации:

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную. Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

Кроме того, по категориям доступа информация делится на:

1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на:

- информацию, существующую в виде государственной тайны;

- информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

2) открытую (общедоступную) информацию.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:

а) нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);

б) ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, приговор суда).

Неправовая информация создается не как результат правотворческой деятельности, обращается в обществе с предписанием правовых норм.

Неправовая информация, в свою очередь, делится на:

а) массовую информацию (содержится в СМИ, например);

б) информацию, являющуюся объектом гражданских прав.

2. Характеристика информационного общества и тенденции его развития в Российской Федерации

Информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования инфокоммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям населения

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

· развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов.[источник не указан 39 дней] В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

3. Информационное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.

Большинство современных исследователей информационного права больше склоняются к пониманию информационного права как комплексной отрасли права не исключая при этом существования информационного права и как подотрасли административного права, и как подотрасли гражданского права.

Информационное право как наука — это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право представляет собой комплексную отрасль права. До недавних пор информационное право являлось подотраслью административного права. Выделение информационного права в подотрасль признавалось не всеми учеными и произошло сравнительно недавно. В свою очередь, как новая отрасль права, не успела в полной мере устояться

4. Предмет, метод и принципы информационного права.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.

Метод отрасли права - это характер волеизъявления одного субъекта правоотношений в отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового регулирования:

- предписания;

- запреты или дозволения.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

Принципы - это зафиксированные в правовых нормах основные начала, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие ей системный характер и позволяющие ей говорить о целостности механизма правового регулирования.

Статья 3 Закона об информации устанавливает следующие принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Принципы, устанавливаемые законодательством для информационных правоотношений, не являются тождественными принципам информационного права, однако именно они определяют характер информационно-правового регулирования.

5. Система информационного права и место информационного права в системе российского права.

Система информационного права как учебной и научной дисциплины включает в себя 4 раздела.

1. Общие положения. Включает в себя такие составляющие, как понятие и виды информации, субъекты информационного права, система информационного права, взаимосвязь информационного права с другими отраслями права и т.д.

2. Государственное регулирование информационной сферы.

Правовые режимы информационных ресурсов, порядок создания и применения информационных технологий, международный информационный обмен, информационный рынок (электронная коммерция), внутриорганизационное управление с использованием информационных систем, регулирование средств массовой информации, права граждан в информационной сфере, архивное и библиотечное дело.

3. Информационная безопасность.

Обеспечение безопасности личности, государства, общества и в глобальном информационном пространстве.

4. Ответственность в информационной сфере:

- уголовная;

- административная;

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая.

Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность). Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса "информационное право".

6. Понятие, структура и виды информационно-правовых норм.

Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.

Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации.

Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:

- гипотезу;

- диспозицию;

- санкцию.

Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.

1. Диспозитивные (автору принадлежит право на использование произведения, информация может быть накоплена в государственных и негосударственных ресурсах, информация - товар).

2. Императивные:

а) нормы-определения (ст. 2 Закона об информации);

б) нормы-принципы (ст. 5 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре");

в) нормы-цели (преамбула Закона);

г) нормы-санкции (КоАП, УК РФ);

д) обязывающие нормы (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов").

Виды информационно-правовых норм:

по содержанию:

- материальные;

- процессуальные;

по масштабу действия:

- федеральные;

- субъектов Федерации;

- местные.

7. Понятие, содержание и виды информационных правоотношений.

информационные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которых являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.

Информационные отношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: