Нормативные правовые акты. 3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.

4. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» № 5-ФЗ от 14 июня 1994 г.

5. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 г.

6. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ от 10 января 2002 г.

7. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» № 85-ФЗ от 4 июля 1996 г.

8. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г.

9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.

10. Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г.

11. Федеральный закон «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17 июля 1999 г.

12. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
№ 158-ФЗ от 25 сентября 1998 г.

13. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

14. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22 марта 1991 г.

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
№ 832 от 17 июля 1996 г.

16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса РФ и Положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве РФ» № 88 от 1 февраля 2000 г.

17. Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» № 226 от 28 февраля 1996 г.

Судебная практика

1. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» № С1-7/ОП-587 от 19 августа 1994 г.

Задачи

Задача 1. На закрытом химическом предприятии, расположенном в черте города и находящемся в близости от государственной границы, в результате аварии произошел выброс вредных веществ в атмосферу. Городская администрация приняла необходимые меры по эвакуации граждан из зараженных мест и предотвращению утечки нежелательной информации об аварии. При этом она запретила руководству предприятия передавать зарубежным СМИ и специалистам информацию о масштабах аварии и сведения, касающиеся жизни населенных пунктов, входящих в зону досягаемости распространения вредных веществ. Одновременно администрация, принимая решение о нераспространении указанной информации, ссылалась на закрытость производства химического предприятия.

Правомерны ли действия городской администрации с точки зрения норм информационного права?

Задача 2. Региональное информационное агентство, используя возможности контроля телефонных каналов связи, препятствовало негосударственному предприятию «Аргон» в реализации его функций международного информационного обмена и предлагало ему заключить договор на оказание услуг в области эксплуатации каналов связи. Однако условия, на которых предлагалось заключить этот договор, были для предприятия «Аргон» невыгодны: согласно условиям договора, оно должно было передать региональному информационному агентству за услуги свои имущественные права на 25% акций.

Правомерны ли действия регионального агентства с точки зрения законодательства о международном информационном обмене?

Задача 3. В результате совместной коммерческой деятельности между фирмами «Юг» и «Звезда» был заключен договор о кредите, согласно которому фирма «Звезда» предоставила фирме «Юг» финансовую помощь на развитие производства, а фирма «Юг», в свою очередь, должна была вернуть к определенной дате сумму основного долга и проценты за пользование денежными средствами. По устной договоренности между сторонами для ускорения и упрощения процедуры информационных отношений договор был заключен на основе способа электронного документооборота и средств защиты информации с применением электронной цифровой подписи.

Спустя месяц фирма «Юг» заявила, что считает заключенный с партнером договор недействительным и что она готова вернуть лишь основной долг и проценты за пользование денежными средствами, а пени за просрочку, предусмотренную договором, вернуть отказывается в силу несостоятельности соглашений.

Генеральный директор фирмы «Звезда» в установленном порядке обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с фирмы «Юг» суммы основного долга, процентов и пени за просрочку возвращения долга согласно заключенному договору с применением электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

В процессе слушания дела в суде ответчик, доказывая недействительность заключенного договора, а следовательно, и необоснованность части требований к нему, постоянно ссылался на рекомендации информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ № С1-7/ОП-587 от 19 августа 1994 г. А из содержания этого письма следует, что стороны могут направлять в арбитражный суд доказательства по содержанию договора, подписанного с помощью электронной вычислительной техники и с использованием системы цифровой электронной подписи. Однако в договоре должна быть указана процедура согласования разногласий между сторонами и определен факт доказывания и достоверности электронной цифровой подписи документа.

Оцените действия названных фирм с точки зрения законодательства об информации, информатизации и защите информации.

Задача 4. Российский научно-исследовательский институт «Фотон» являлся разработчиком и создателем информационной базы данных об испытаниях авиационно-космической техники. Институт получил разрешение Правительства РФ и соответственно своего министерства о направлении соответствующей информации о характеристиках авиационной аппаратуры в аналогичную научную организацию, находящуюся на территории Белоруссии.

Однако представитель ФСБ, через которого предполагалось обеспечить передачу этой информации, обратил внимание дирекции института на конфиденциальный характер передаваемых сведений и, ссылаясь на этот факт, отказал НИИ в выделении каналов и средств для передачи информации. Институт «Фотон» обжаловал решение представителя ФСБ в Правительство РФ. Как решить эту ситуацию с точки зрения норм информационного права?

Задача 5. Фирма «Константа» (производитель электронных изданий) поначалу отказалась доставлять в Научно-технический центр «Информрегистр» один обязательный экземпляр баз данных вследствие того, что у нее нет транспорта. А позднее, не желая бесплатно передавать свою продукцию, она стала утверждать, будто базы данных нельзя относить к виду конкретных изданий и распространять как обычные документы. Они есть специфические, творческие, программные продукты.

Научно-технический центр «Информрегистр» пожаловался на фирму в краевую администрацию, которая выдала ей лицензию на право производства электронных изданий.

Оцените действия фирмы «Константа» с точки зрения норм, касающихся распространения обязательных экземпляров документов.

Задача 6. Муниципальная информационная служба «Северный округ» и муниципальная газета «Свиблово» сами подыскали партнеров в Бельгии и, подготовив с ними проект договора о международном информационном сотрудничестве, официально обратились к своему куратору в Правительстве Москвы, руководителю департамента информации и печати Шарову с просьбой разрешить им самостоятельно участвовать в указанных международных контактах. Шаров долго размышлял, советовался и в итоге - запретил информационной службе и газете выходить на бельгийских коллег, бросив: «Участие муниципальных информационных структур и органов печати в международном обмене запрещено».

Руководитель информационной службы «Северный округ» и редактор газеты «Свиблово» не отступили и с аналогичным прошением обратились к мэру Москвы.

Может ли быть удовлетворена эта просьба?

Задача 7. В управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы поступило сообщение о том, что промышленно-финансовая компания «Нефтегорская» использует средства связи и информационные сети для укрывательства и отмывания бюджетных денег. По распоряжению начальника ГУВД в офис компании прибыла оперативная группа во главе с полковником милиции Сапожниковым и потребовала от президента компании Лаврова обеспечить ей возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях связи. Лавров выслушал работников милиции и попросил их немедленно покинуть помещение до приезда его адвоката. В ответ на это Сапожников приказал своим подчиненным приостановить деятельность средств связи и информационных сетей компании «Нефтегорская», и они этот приказ выполнили.

Разгневанный Лавров обвинил милицию в нарушении законодательства о связи и средствах ее обеспечения и отправился в прокуратуру.

Кто в этой ситуации прав?

Задача 8. Начальник управления международных отношений Министерства связи Буряков рекомендовал подведомственному министерству объединению «Спутник» срочно включить в состав средств международного информационного обмена с украинской фирмой «Нейтрон» информационные системы и сети, для которых ранее были установлены специфические правила доступа к информационным ресурсам. Генеральный директор объединения «Спутник» Лукасин отмахнулся от Бурякова и рассказал о его рекомендации заместителю министра Пролеснову. Последний заметил: «У нас горит договор с украинской стороной, выполняй рекомендацию». Лукасин не стал возражать и поступил так, как велел вышестоящий руководитель.

Нарушены ли в этой ситуации правила включения информационных систем и сетей в состав средств международного информационного обмена?

Задача 9. Инженер Саблин и его шурин программист Неелов обратились в Министерство связи с просьбой выделить им ведомственные сети связи с целью оказания информационно-правовых услуг зарубежным коммерческим банкам, расположенным в Москве.

Заместитель министра связи Дубовицкий отказал им в просьбе. Саблин и Неелов пожаловались на него прокурору города.

Нарушен ли в этом случае порядок выделения ведомственных сетей связи юридическим и физическим лицам и как должен поступить прокурор города?

Задача 10. Министр внутренних дел республики в составе Российской Федерации отдал распоряжение всем подчиненным службам связи: «На всех сетях электрической и почтовой связи министерства вести служебное делопроизводство на государственном языке республики».

Прокурор республики опротестовал это решение, объяснив министру, что только адреса отправителя и получателя телеграмм в пределах территории республики могут оформляться на родном языке и то при условии повторения адресов на русском языке.

Министр внутренних дел пожаловался на прокурора президенту республики, заключив, что своими действиями прокурор не заботится о развитии родного языка. Рассмотрите эту ситуацию с точки зрения норм информационного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: